Помпео Джироламо Батони



галереи изображений · греческая мифология · римская мифология · список существ и событий

Помпео Джироламо Батони. Автопортрет

Помпео Джироламо Батони (Pompeo Girolamo Batoni (Battoni)), 1708-87 гг. · в творчестве этого итальянского художника XVIII века на редкость органично слились различные стилевые тенденции и направления эпохи: еще не изжитые, порою едва заметные, отголоски позднего барокко, легкие игривые формы рококо, веяния нового течения - неоклассицизма, основные эстетические принципы которого были провозглашены в 1763 году немецким ученым, жившим в Риме, Иоганном Иоахимом Винкельманом. Все это вместе придало искусству Батони своеобразие, но одновременно явилось причиной некоторой расплывчатости и вялости стиля.

Батони родился в Лукке, в семье золотых дел мастера и первые художественные навыки получил у своего отца. Возможно, именно уроки отцовского ремесла сказались в столь последовательной приверженности Батони к ювелирной отточенности и изяществу формы. Девятнадцатилетним юношей Батони переезжает в Рим и остается здесь до конца своей жизни. Вначале, на очень короткий срок, он становится учеником Агостино Мазуччи и Себастьяно Конка. Но вскоре Батони встает на путь самостоятельных занятий, пристально изучая и копируя картины Рафаэля и Аннибале Карраччи, а также неустанно зарисовывая античные статуи, наполнявшие тогдашний Рим. Эти рисунки стали хорошей школой для мастера. Уже к началу 1730-х годов относятся первые произведения и в общих чертах оформляется стиль Батони, который на протяжении последующих десятилетий лишь так или иначе модифицировался в соответствии с изменением художественных привязанностей мастера.

Судьба Батони сложилась удачно. Успех сопутствовал ему в Риме. Он не имел недостатка в заказах на алтарные образы и аллегорические картины. Слава портретиста привлекала в его мастерскую высшую аристократическую знать. Искусство Батони не знало конфликтов с общественным вкусом и находило неизменное признание у современников.

Помпео Батони не был мастером-монументалистом. Основное его призвание - небольшие алтарные образы, картины на мифологические и аллегорические темы и портреты. Его кисти принадлежат такие произведения, как "Падение Симона-мага" (Церковь Санта Мария дельи Анджели в Риме), "Ахилл среди дочерей Ликомеда" (Флоренция, Уффици), "Возвращение блудного сына" (Турин), "Кающаяся Магдалина" (Дрезден, Дрезденская картинная галерея), "Святое семейство", "Геркулес на распутье", "Великодушие Сципиона Африканского" (Государственный Эрмитаж), портреты императора Иосифа II и его брата Леопольда Тосканского (Вена, Художественно-исторический музей), Джона Стейпла (Рим, собрание Систиери) и другие.

В его ранних работах сказались традиции барокко, отразившиеся в перегруженности композиции, в беспокойном ритме форм и цветовых контрастов ("Падение Симона-мага"). Однако изучение Рафаэля и идеи неоклассицизма вскоре изменили его творчество. Все чаще художник стал обращаться к сюжетам с аллегорическим подтекстом, в которых немаловажное значение приобретает идея доблести, победы долга над личными привязанностями. Меняется и формальный строй его работ. Художественный язык становится ясным, строгим, форма обозримой, классические мотивы легко узнаются в позах, в трактовке лиц, рисунке обнаженных тел. В композиционных решениях рассудочный, рациональный характер получает преимущество над эмоционально-непосредственным выражением. Однако неоклассицистический строй его работ нередко носит поверхностный характер, классические элементы стиля порою облегчаются легкой игривой линией, невесомостью и изяществом формы, сглаженной, почти миниатюрной манерой письма.

К характерным работам мастера относится его картина "Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком" (Государственный Эрмитаж). К этому сюжету Батони обращался уже в своем раннем творчестве. В эрмитажном полотне замысел художника прозвучал более отчетливо, хотя и здесь авторская позиция выражена недостаточно ясно. Художник изобразил Геракла, находящегося в глубоком раздумье, выбирающего между долгом, представленным в образе мужественной Афины, и наслаждением, воплощенным фигурой Афродиты. Художник объединяет в единую группу Геракла и Афродиту, заключая их фигуры в классический треугольник, вертикаль же стоящей слева Афины противопоставлена им. Сцена изображена на фоне условного пейзажа с легкими контурами виднеющегося вдали античного храма и классического фонтана. Память о величии и достоинстве искусства Рафаэля сочетается здесь с чисто рокайльной игривостью складок одежд Афродиты, трактовки ее фигуры.

В искусстве Батони не могли не сказаться и реалистические тенденции, характерные для итальянской живописи XVIII века. Но и в этом аспекте позиция художника оставалась двойственной, нередко в одном произведении проявлялись весьма разнородные симпатии мастера. Например, в "Святом семействе" (Государственный Эрмитаж) композиция делится на две стилистически различные части. Группа Богоматери с младенцем Христом на руках и с Иоанном Крестителем, помещенная слева, изображена в условном неоклассическом духе. Иосиф, на мгновение оторвавшийся от чтения книги, чтобы взглянуть на играющего Христа, и протягивающая к младенцу руки святая Анна, данные слева, изображены как конкретные персонажи, с простонародными чертами лиц.

Наиболее цельное и полное выражение реалистические тенденции искусства Батони нашли в портретном жанре, где живопись всегда следует за действительностью. Лучшие портреты кисти Батони написаны серьезно, вдумчиво, с глубоким проникновением в характер изображаемого человека. Батони стоит у истоков парадного репрезентативного неоклассического портрета. Его модели обычно расположены на фоне античных ваз, саркофагов, статуй, колонн, хотя в ранних работах преобладает нейтральный фон. Чаще всего художник писал знатных лиц. Несмотря на яркость психологической характеристики портретируемых, им всегда присуще и нечто общее: аристократическое достоинство, эмоциональность, но вместе с тем и особое, "размышляющее" состояние.

К одной из лучших портретных работ раннего периода творчества Батони относится портрет кардинала Колонна ди Шарра, написанный около 1750 года. Величественная, полная достоинства фигура кардинала четким силуэтом вырисовывается на темном, почти нейтральном фоне. Художнику удалось соблюсти меру между подробностью прорисовки деталей одежды, рук, костюма и классической ясностью, лаконизмом художественного языка. Индивидуальная характеристика сочетается с классицизирующим идеалом, словно накладывающимся на живую натуру, нейтрализующим ее случайные проявления. Этот метод "пропускания" живого восприятия действительности сквозь призму идеала характерен не только для искусства Батони-портретиста, но и для его творчества в целом и знаменует начало нового направления европейского стиля - классицизма конца XVIII столетия.

По материалам сайта Изобразительное искусство, www.rin.ru


Для того чтобы увеличить изображение, кликните по нему левой кнопкой мыши.

Геркулес на распутье

Геркулес на распутье

Помпео Батони, 1742 г.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж
Подробное описание >>

Диана и Купидон

Диана и Купидон

Помпео Батони, 1761 г.
Нью-Йорк, музей искусств Метрополитен

Фетида забирает Ахилла от кентавра Хирона

Фетида забирает Ахилла от кентавра Хирона

Помпео Батони



Новости

ПАО «ГАЗ» лидирует по профзаболеваниям среди нижегородских предприятий
Согласно информации, в 2016 году на территории региона впервые диагноз профессионального заболевания был поставлен у 84 человек (из них 41 женщина). У 15 работников зарегистрировано по 2 и более диагноза профзаболевания. Зарегистрирован 101 случай отравления (в том числе у 46 у женщин).
Здравоохранение в Екатеринбурге лишили 700 миллионов
Решение о секвестре федерального Фонда ОМС было принято депутатами Госдумы в декабре 2016 года. При этом изначально планировалось, что бюджет свердловского ТФОМС увеличится на 2 млрд по сравнению с прошлым годом и составит 46,3 млрд рублей.
На побережье Австралии найден «парк Юрского периода»
На северном побережье Австралии местное племя Гуларабулу привело палеонтологов на побережье, расположенное на полуострове Дампьер. На территории в 25 километров ученые обнаружили настоящий «парк Юрского периода». Вышеуказанный отрезок сохранил в окаменелом виде тысячи следов динозавров.
Ученые: фрукты превратили обезьяну в человека
Исследователи из Нью-Йоркского университета заявили, что именно фруктовая диета помогла обезьянам поумнеть и превратиться в человека. Ученые утверждают, что благодаря употреблению фруктов наши предки смогли развить большой мозг и прийти и обрести самосознание.
КБ «РОССИЯ» предложил выгодную программу рефинансирования ипотеки
Для всех работников бюджетных учреждений кредитная организация предлагает специальные льготные формы банковского обслуживания процедуры ипотечного рефинансирования. Напомним, ранее в агентстве «Инфоповод» сообщали, что КБ «РОССИЯ» порадовал своих клиентов новым снижением ипотечных ставок.
«Метриум Групп»: Спрос на загородную «элитку» вырос на 34%
По данным экспертов "Метриум Групп", в первые два месяца нового года число сделок на первичном рынке элитного загородного жилья выросло на 34% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
В первый день «безвиза» из Грузии в ЕС вылетели 800 человек
В первый день вступившего в силу безвизового режима с Евросоюзом из Грузии вылетели в Европу порядка 800 человек. Об этом рассказали Sputnik Грузия в Объединении аэропортов страны.
Севастополь утвердил региональный закон о туризме
Закон признает туризм и туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей социально-экономического развития Севастополя. При правительстве города предполагается создать координационный совет в сфере туризма.
Рейтинг@Mail.ru