Джанлоренцо Бернини



галереи изображений · греческая мифология · римская мифология · список существ и событий

Джанлоренцо Бернини. Автопортрет

Джованни Лоренцо (Джанлоренцо) Бернини (Gian Lorenzo Bernini), 1598–1680 гг. · итальянский художник и архитектор, создатель стиля барокко в наиболее целостном и образцовом его выражении.

Родился в Неаполе 7 декабря 1598 г. в семье скульптора и живописца Пьетро Бернини. В 1605 г. семья переехала в Рим. Учился у отца. Особое влияние на юношу оказала живопись болонской школы, а также скульптура поздней античности. Он быстро завоевал признание при папском дворе и в 1622 г. получил почетный орден Христа, давший ему титул кавалера.

Уже ранние скульптуры Бернини ("Похищение Прозерпины", 1621–1622; "Давид", 1623–1624; "Аполлон и Дафна", 1624; все работы – в Галерее Боргезе, Рим) свидетельствуют о его исключительном даровании: стремясь сделать любимый свой материал, мрамор, податливым (по его собственным словам), "как воск", мастер добивается иллюзии беспрецедентной подвижности пластических форм. Весьма рано проявил себя и как мастер скульптурного портрета. Исполненные им портретные бюсты (кардинала Ш.Боргезе, 1632, там же; К.Буонарелли, возлюбленной художника, ок. 1635, Национальный музей, Флоренция) принадлежат к шедеврам этого вида искусства, впечатляя живым полнокровием характеров и эмоций. Патетического величия полны образы (тоже бюсты) герцога Франческо д'Эсте (1650–1651, Музей Эсте, Модена) и Людовика XIV (1665, Национальные музеи Версаля), в которых Бернини создал новый канон придворного скульптурного портрета, вызвавший массу подражаний. Мастер оставил также целый ряд экспрессивных автопортретов в разном возрасте – скульптурных, живописных и графических (картина из Галереи Боргезе, ок. 1622; поздний бюст в петербургском Эрмитаже; и др.). Пылкий темперамент мастера выразился и в саркастичных графических шаржах на современников; именно в связи с этими рисунками в итальянском языке (в середине 1660-х годов) народилось слово "карикатура" (caricatura).

Любимец Ватикана (особо ему покровительствовали папы Урбан VIII и Александр VII), Бернини получал самые ответственные церковные заказы. В 1629 г. был назначен главным архитектором собора св. Петра. Он возвел под его куполом (в 1624–1633) бронзовый балдахин над главным алтарем, величественный и в то же время удивительно динамичный в своей монументальной живописности; основу его конструкции составляют спиралевидно изгибающиеся колонны, рождающие эффект непрерывного роста. Установленная им в одной из ниш собора гробница Урбана VIII (1628–1647) продолжает традицию ренессансного «триумфального надгробия», придавая ей новое пышное красноречие.

Впал в немилость при Иннокентии X и был временно удален в середине 1640-х годов от папского двора. Вне Ватикана создал известнейшее свое скульптурное произведение – "Экстаз святой Терезы" (1645–1652) в капелле Корнаро римской церкви Санта Мария делла Виттория. Сверхчувственное видение святой – с ангелом, занесшим над ней копье, – представлено тут, по сути, как чувственно-эротическое переживание, но "плотская мистика" барокко при этом лишает материал (тот же мрамор) визуальной материальности, обращая камень в массу изломанных, невесомых форм. Позднее мастер вернулся к монументальным работам в соборе святого Петра, создав здесь бронзовую "кафедру св. Петра" (1656–1665), украшенную статуями отцов церкви и ангелов, а также еще одно триумфальное надгробие, папы Александра VII (1671–1678). В этих произведениях – при всей их живописной риторике – последовательно нарастали черты глубокого внутреннего драматизма, достигающего кульминации в последнем крупном скульптурном произведении Бернини, оформлении капеллы Альтьери в римской церкви Сан Франческо а Рипа (ок. 1674) – с фигурой св. Людовики Альбертини на смертном одре. В последние свои годы мастер написал для собственной спальни "Образ Святой Крови" (известен по гравюре), где Распятие возвышается над морем крови, излившейся из ран Спасителя.

Пропаганда католической веры (как главная задача искусства Контрреформации) была неразрывно сопряжена у художника с базисными принципами ренессансного гуманизма, т.е. с наглядно выраженными художественными свидетельствами безграничных возможностей творческого гения человека. То же касается и его архитектурных произведений. Ансамбли Бернини вовлекают зрителя в сложную театрализованную игру, усиливая праздничную авантюрность облика "вечного города". По его эскизам (если упомянуть лишь самые известные работы) были построены: пышные фонтаны с монументальными и в то же время трепетно-"живыми" фигурными олицетворениями природных стихий – "Тритона" на площади Барберини (1642–1643) и "Четырех рек" на площади Навона (1648–1651); "Ватиканский форум", знаменитая площадь перед собором св. Петра – с грандиозной, овальной в плане колоннадой (1656–1665), которая (по словам автора) как бы "заключает в объятия", закрепляя значение собора как главного храма католического мира; церковь Сант Андреа аль Квиринале (1658), впечатляющая мощным, пульсирующим ритмом своих форм; "Королевская лестница" Ватиканского дворца (1663–1666), где хитроумный перспективный трюк представляет спускающуюся сверху фигуру гораздо более высокой, чем на самом деле.

Приглашенный в 1665 г. в Париж, Бернини выполнил проекты нового фасада Лувра, а позднее (в 1671–1677) – памятника Людовику XIV, однако они не получили одобрения короля. Тем не менее идея данного памятника (осуществленного лишь в сравнительно скромном варианте, установленном в парке Версаля) явилась ключевым этапом в развитии барочного конного монумента.

Театральное, игровое начало, присущее творчеству Бернини в целом, нашло непосредственное выражение и в написанных им (с начала 1630-х годов) 40 комедиях, которые он ставил в виде домашних спектаклей (из них сохранилась лишь одна, "Импрессарио"). Мастер был также высокоодаренным художником и инженером сцены, придумавшим ряд механических устройств, производящих сложные зрелищные эффекты.

Умер Бернини в Риме 28 ноября 1680 г.

По материалам энциклопедии "Кругосвет"


Для того чтобы увеличить изображение, кликните по нему левой кнопкой мыши.

Коза Амалфея, воспитывающая младенца Зевса, и сатир

Коза Амалфея, воспитывающая
младенца Зевса, и сатир

Джанлоренцо Бернини, 1615 г.
Рим, галерея Боргезе

Вакханалия

Вакханалия: дети дразнят Фавна

Джанлоренцо Бернини, 1616-17 гг.
Нью-Йорк, музей искусств Метрополитен

Эней, Анхиз и Асканий

Эней, Анхиз и Асканий

Джанлоренцо Бернини, 1618-1619 гг.
Рим, галерея Боргезе

Нептун и Тритон

Нептун и Тритон

Джанлоренцо Бернини, 1620 г.
Лондон, Музей Виктории и Альберта

Нептун и дельфин

Нептун и дельфин

Джанлоренцо Бернини, 1620-80 гг.
Лос-Анджелес, музей Пола Гетти

Похищение Прозерпины

Похищение Прозерпины

Джанлоренцо Бернини, 1621-22 гг.
Рим, галерея Боргезе

Аполлон и Дафна

Аполлон и Дафна

Джанлоренцо Бернини, 1622-25 гг.
Рим, галерея Боргезе

Фонтан четырех Рек

Фонтан четырех Рек

Джанлоренцо Бернини, 1648-51 гг.
Рим, плацца Навона

Медуза

Медуза

Джанлоренцо Бернини
Рим, площадь Консерватории



Новости

Россияне вдвое чаще стали болеть ожирением
Врачи в России в два раза чаще стали ставить россиянам диагноз «ожирение», что связано с неправильным питанием, перееданием, повышенным употреблением сахара и хлеба при недостатке в рационе овощей и молочной продукции, свидетельствует доклад Роспотребнадзора, в котором ведомство сравнило данные за 2011 и 2015 годы.
10 июня пензенцы смогут пройти УЗИ без направления врача
Для взрослых пациентов прием специалистов без направления врача организован во всех поликлиниках ГБУЗ «Городская поликлиника», кроме № 10, 12 и 13, а также на базе поликлиники Пензенской областной клинической больницы им. Н. Н. Бурденко (диагностический центр на улице Тамбовской/Богданова, 32/53а), для детей – только в поликлинике № 6 (1-й проезд Рахманинова, 12).
Аэропорты США начинают тестировать технологию распознавания лиц
Американская авиакомпания JetBlue Airways в 2017 году начинает тестирование технологии распознавания лиц при посадке в самолет. При ее использовании пассажиру не придется показывать свой паспорт или посадочный талон, что должно значительно сократить время проверки.
Apple представила «умный» микрофон HomePod на основе Siri
Apple представила «умный» микрофон HomePod на основе Siri на своей ежегодной Worldwide Developers Conference, сообщает Reuters.
«Главстрой-СПб» возглавил рейтинг застройщиков РФ по объему ввода жилья
Согласно информации Единого реестра застройщиков, за пять месяцев, с начала 2017 года по 1 июня, компания "Главстрой-СПб" ввела в эксплуатацию 10 многоквартирных домов совокупной площадью квартир 186,15 тыс. кв.м. На втором месте - ГК "СУ-155" (санацию застройщика осуществляет "Роскап"), г. Москва.
В Приморском районе на месте овощебазы построят жилье
Продажи квартир планируется начать в августе. Эксперты оценивают данную территорию как перспективную и считают, что компания возведет там жилье класса С. Подробнее о проекте — в материале « Овощи заменят жильем ».
В Тебердинском заповеднике КЧР откроют новую экологическую тропу
Тебердинский государственный природный биосферный заповедник Карачаево-Черкесии и региональный филиал ПАО «РусГидро» откроют вторую экологическую тропу в регионе «К Джамагатским нарзанам». Открытие тропы приурочено ко Дню окружающей среды, который отмечается сегодня.
Спрос на VIP-туры во Францию у российских туристов вырос в два раза
Франция подтверждает тенденцию «европейского» турпотока из России к восстановлению – так, как сообщили корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» в пресс-службе BSI Group, у российских путешественников почти вдове вырос спрос на дорогие туры во Францию на летний сезон 2017, а спрос на направление в целом превысил прошлогодние показатели на 37%.