Джанлоренцо Бернини



галереи изображений · греческая мифология · римская мифология · список существ и событий

Джанлоренцо Бернини. Автопортрет

Джованни Лоренцо (Джанлоренцо) Бернини (Gian Lorenzo Bernini), 1598–1680 гг. · итальянский художник и архитектор, создатель стиля барокко в наиболее целостном и образцовом его выражении.

Родился в Неаполе 7 декабря 1598 г. в семье скульптора и живописца Пьетро Бернини. В 1605 г. семья переехала в Рим. Учился у отца. Особое влияние на юношу оказала живопись болонской школы, а также скульптура поздней античности. Он быстро завоевал признание при папском дворе и в 1622 г. получил почетный орден Христа, давший ему титул кавалера.

Уже ранние скульптуры Бернини ("Похищение Прозерпины", 1621–1622; "Давид", 1623–1624; "Аполлон и Дафна", 1624; все работы – в Галерее Боргезе, Рим) свидетельствуют о его исключительном даровании: стремясь сделать любимый свой материал, мрамор, податливым (по его собственным словам), "как воск", мастер добивается иллюзии беспрецедентной подвижности пластических форм. Весьма рано проявил себя и как мастер скульптурного портрета. Исполненные им портретные бюсты (кардинала Ш.Боргезе, 1632, там же; К.Буонарелли, возлюбленной художника, ок. 1635, Национальный музей, Флоренция) принадлежат к шедеврам этого вида искусства, впечатляя живым полнокровием характеров и эмоций. Патетического величия полны образы (тоже бюсты) герцога Франческо д'Эсте (1650–1651, Музей Эсте, Модена) и Людовика XIV (1665, Национальные музеи Версаля), в которых Бернини создал новый канон придворного скульптурного портрета, вызвавший массу подражаний. Мастер оставил также целый ряд экспрессивных автопортретов в разном возрасте – скульптурных, живописных и графических (картина из Галереи Боргезе, ок. 1622; поздний бюст в петербургском Эрмитаже; и др.). Пылкий темперамент мастера выразился и в саркастичных графических шаржах на современников; именно в связи с этими рисунками в итальянском языке (в середине 1660-х годов) народилось слово "карикатура" (caricatura).

Любимец Ватикана (особо ему покровительствовали папы Урбан VIII и Александр VII), Бернини получал самые ответственные церковные заказы. В 1629 г. был назначен главным архитектором собора св. Петра. Он возвел под его куполом (в 1624–1633) бронзовый балдахин над главным алтарем, величественный и в то же время удивительно динамичный в своей монументальной живописности; основу его конструкции составляют спиралевидно изгибающиеся колонны, рождающие эффект непрерывного роста. Установленная им в одной из ниш собора гробница Урбана VIII (1628–1647) продолжает традицию ренессансного «триумфального надгробия», придавая ей новое пышное красноречие.

Впал в немилость при Иннокентии X и был временно удален в середине 1640-х годов от папского двора. Вне Ватикана создал известнейшее свое скульптурное произведение – "Экстаз святой Терезы" (1645–1652) в капелле Корнаро римской церкви Санта Мария делла Виттория. Сверхчувственное видение святой – с ангелом, занесшим над ней копье, – представлено тут, по сути, как чувственно-эротическое переживание, но "плотская мистика" барокко при этом лишает материал (тот же мрамор) визуальной материальности, обращая камень в массу изломанных, невесомых форм. Позднее мастер вернулся к монументальным работам в соборе святого Петра, создав здесь бронзовую "кафедру св. Петра" (1656–1665), украшенную статуями отцов церкви и ангелов, а также еще одно триумфальное надгробие, папы Александра VII (1671–1678). В этих произведениях – при всей их живописной риторике – последовательно нарастали черты глубокого внутреннего драматизма, достигающего кульминации в последнем крупном скульптурном произведении Бернини, оформлении капеллы Альтьери в римской церкви Сан Франческо а Рипа (ок. 1674) – с фигурой св. Людовики Альбертини на смертном одре. В последние свои годы мастер написал для собственной спальни "Образ Святой Крови" (известен по гравюре), где Распятие возвышается над морем крови, излившейся из ран Спасителя.

Пропаганда католической веры (как главная задача искусства Контрреформации) была неразрывно сопряжена у художника с базисными принципами ренессансного гуманизма, т.е. с наглядно выраженными художественными свидетельствами безграничных возможностей творческого гения человека. То же касается и его архитектурных произведений. Ансамбли Бернини вовлекают зрителя в сложную театрализованную игру, усиливая праздничную авантюрность облика "вечного города". По его эскизам (если упомянуть лишь самые известные работы) были построены: пышные фонтаны с монументальными и в то же время трепетно-"живыми" фигурными олицетворениями природных стихий – "Тритона" на площади Барберини (1642–1643) и "Четырех рек" на площади Навона (1648–1651); "Ватиканский форум", знаменитая площадь перед собором св. Петра – с грандиозной, овальной в плане колоннадой (1656–1665), которая (по словам автора) как бы "заключает в объятия", закрепляя значение собора как главного храма католического мира; церковь Сант Андреа аль Квиринале (1658), впечатляющая мощным, пульсирующим ритмом своих форм; "Королевская лестница" Ватиканского дворца (1663–1666), где хитроумный перспективный трюк представляет спускающуюся сверху фигуру гораздо более высокой, чем на самом деле.

Приглашенный в 1665 г. в Париж, Бернини выполнил проекты нового фасада Лувра, а позднее (в 1671–1677) – памятника Людовику XIV, однако они не получили одобрения короля. Тем не менее идея данного памятника (осуществленного лишь в сравнительно скромном варианте, установленном в парке Версаля) явилась ключевым этапом в развитии барочного конного монумента.

Театральное, игровое начало, присущее творчеству Бернини в целом, нашло непосредственное выражение и в написанных им (с начала 1630-х годов) 40 комедиях, которые он ставил в виде домашних спектаклей (из них сохранилась лишь одна, "Импрессарио"). Мастер был также высокоодаренным художником и инженером сцены, придумавшим ряд механических устройств, производящих сложные зрелищные эффекты.

Умер Бернини в Риме 28 ноября 1680 г.

По материалам энциклопедии "Кругосвет"


Для того чтобы увеличить изображение, кликните по нему левой кнопкой мыши.

Коза Амалфея, воспитывающая младенца Зевса, и сатир

Коза Амалфея, воспитывающая
младенца Зевса, и сатир

Джанлоренцо Бернини, 1615 г.
Рим, галерея Боргезе

Вакханалия

Вакханалия: дети дразнят Фавна

Джанлоренцо Бернини, 1616-17 гг.
Нью-Йорк, музей искусств Метрополитен

Эней, Анхиз и Асканий

Эней, Анхиз и Асканий

Джанлоренцо Бернини, 1618-1619 гг.
Рим, галерея Боргезе

Нептун и Тритон

Нептун и Тритон

Джанлоренцо Бернини, 1620 г.
Лондон, Музей Виктории и Альберта

Нептун и дельфин

Нептун и дельфин

Джанлоренцо Бернини, 1620-80 гг.
Лос-Анджелес, музей Пола Гетти

Похищение Прозерпины

Похищение Прозерпины

Джанлоренцо Бернини, 1621-22 гг.
Рим, галерея Боргезе

Аполлон и Дафна

Аполлон и Дафна

Джанлоренцо Бернини, 1622-25 гг.
Рим, галерея Боргезе

Фонтан четырех Рек

Фонтан четырех Рек

Джанлоренцо Бернини, 1648-51 гг.
Рим, плацца Навона

Медуза

Медуза

Джанлоренцо Бернини
Рим, площадь Консерватории



Новости

Эксперты назвали самое трудное испытание для женщин
Эксперты рассказали о самом трудном испытании для женщин. По словам специалистов, им является ее настроение, которое практически невозможно контролировать. По словам специалистов, женщины не могут контролировать свое настроение из-за ряда причин.
WADA не планирует ужесточать систему выдачи терапевтических исключений
Всемирное антидопинговое агентство (WADA) не намерено изменять систему выдачи спортсменам терапевтических исключений на применение запрещенных препаратов (TUE). Об этом ТАСС заявил глава WADA Крейг Риди.
Намерения человека может выдать его походка
По мнению ученых, разработка поможет выявить потенциально опасных людей в толпе. Эти методы можно использовать в аэропортах, на вокзалах и в торговых центрах. При этом для работы программы достаточно обычного смартфона.
Пенс рассказал о поиске США новой основы для отношений с Россией
Вице-президент США Майк Пенс рассказал, что его государство занимается поиском новой основы для взаимодействий с Россией, а также по-прежнему пытается добиться восстановления мира в Украине. Об этом он заявил после переговоров в Брюсселе с председателем Европейского совета Дональдом Туском.
3 марта Кадастровая палата ответит на вопросы смолян
Задать свой вопрос любой желающий сможет по телефону «горячей линии»: 8 (4812) 64-13-23.
В течение двух лет в Ивантеевке создадут порядка 300 рабочих мест
В подмосковной Ивантеевке за 2017 — 2018 годы планируют создать около 300 рабочих мест за счёт инвестиционных проектов.
Иранская жемчужина
Непременно стоит сделать крюк в 200 километров и заглянуть в Бендер-Конг. Это настоящая жемчужина Ирана, которая пока не попала на страницы путеводителей, в перечни услуг туристических агентств и списки Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Приглашаем волонтеров на летний сезон-2017
На летний период 2017 года дирекцией природного парка "Вулканы Камчатки" запланирован большой объем работ по ремонту имеющейся и строительству новой туристической инфраструктуры, благоустройству существующих и разработке новых маршрутов и экологических троп, а также организации экскурсионной деятельности на территории природного парка.
Рейтинг@Mail.ru