Сандро Боттичелли



галереи изображений · греческая мифология · римская мифология · список существ и событий

Сандро Боттичелли. Автопортрет

Сандро Боттичелли (Алессандро Мариано Ди Ванни Ди Амедео Филипепи; Sandro Botticelli), 1445–1510 гг. · знаменитый итальянский художник раннего Возрождения.

Боттичелли, прозванный Сандро, родился во Флоренции в семье дубильщика кожи. Воспитывался старшим братом Антонио, золотых дел мастером, прозванным Боттичелло (бочонок), от которого это прозвище перешло к Сандро.

С 1465 г. по 1467 г. Боттичелли работает учеником в мастерской Фра Филиппо Липпи (ок. 1406–1469). Его ранние работы близки к картинам учителя, чье творчество наполнено нежными, лиричными образами. Так, "Мадонна" (конец 1460-х), написанная Сандро для Воспитательного дома во Флоренции, практически повторяет такую же работу Липпи. После отъезда Липпи из Флоренции Боттичелли поступает в мастерскую Верроккьо (1467–1468).

В 1470 г. Боттичелли открывает собственную мастерскую, которая по мере роста популярности художника расширялась, в нее поступают ученики, в 1472 г. он вступает в гильдию св. Луки. По поручению цеха флорентийских купцов для торгового суда он пишет "Силу" (1470, Флоренция, галерея Уффици), аллегорическую фигуру одной из добродетелей, символизирующую нравственную силу души. Боттичелли изображает ее в виде молодой женщины на троне с булавой в руках.

В своем творчестве Боттичелли часто обращается к религиозной живописи, например, "Мадонна Евхаристии" (1472, Бостон, Музей Гарднер). Согласно символике этого произведения, виноград и колосья пшеницы, которые держит ангел, указывают на таинство причастия, а колос, который берет Мадонна, – горестное принятие будущих мучений Христа. Две небольшие картины "Возвращение Юдифи из лагеря Олоферна" и "Нахождение тела Олоферна" (обе 1472–1473, Флоренция, галерея Уффици) написаны им по сюжетам из Ветхого Завета.

В 1474 г. Боттичелли едет в Пизу для осмотра фресок кладбища Кампосанто, пишет фреску "Успение Мадонны" в пизанском соборе, которая не была закончена (погибла в 1583 г.). В этом же году он создал "Св. Себастьяна" (1474, Берлин, Государственные музеи) для украшения пилястра центрального нефа церкви Санта Мария Маджоре во Флоренции. Страдания святого носят скорее духовный, нежели физический характер. При этом Боттичелли дает анатомически точную трактовку обнаженного тела.

Вторая половина 70-х и 80-е – период творческого расцвета художника. Написаны знаменитые "Весна" (ок. 1478), "Рождение Венеры" (1484–1486), "Паллада и кентавр" (1482), "Венера и Марс" (ок. 1485), фрески Сикстинской капеллы (1481–1482) и фрески виллы Лемми и Джованны дельи Альбицци.

В 1475 г. для рыцарского турнира Боттичелли делает роспись знамени для Джулиано Медичи с изображением Афины Паллады. В картине "Поклонение волхвов" (1475–1478, Флоренция, галерея Уффици) Боттичелли под видом волхвов и их свиты изображает представителей семейства Медичи и показывает себя на переднем плане.

Боттичелли выступает портретистом не только в "Поклонении волхвов". Великолепен профильный "Портрет Джулиано Медичи" (ок. 1478, Бергамо, галерея Каррара) и "Портрет молодой женщины" (1475, Флоренция, галерея Питти). Известный "Портрет молодого человека с медалью" (ок. 1474, Флоренция, галерея Уффици) является новой композиционной формой портрета и вероятно, первый портрет, выражающий духовную жизнь человека. Боттичелли отказывается от традиций распространенного до тех пор профильного портрета. Он обращается к трехчетвертному изображению, переходит от погрудного портрета к поясному, пишет на портретах руки, что было новшеством, заменяет нейтральный фон пейзажем.

"Весна" ("Примавера") (ок. 1478, Флоренция, галерея Уффици) была написана Боттичелли для кузена Лоренцо Великолепного на сюжет, навеянный стихами Овидия и придворного поэта Медичи Анджело Полициано.

Хрупкая, стройная Весна в затканном цветами платье, поддерживая складки одежды, разбрасывает нежные цветы. В центре картины, склонив голову, помещена мечтательная Венера, покровительница любви, справа от которой соединились в танце три грации и стоит Меркурий. Слева от Весны Флора, спасающаяся от Зефира.

Причудливый ритм струящихся линий объединяет композицию. Позы, движения носят завораживающий характер: плавные жесты, мягкие наклоны голов, изысканные линии складок одеяний. Боттичелли создает земной рай, убирая из картины категорию пространства, за деревьями видно небо, но нет глубины, луг похож на прекрасный гобелен. В образе Венеры Боттичелли стремился соединить черты языческой, телесной, и одновременно, христианской, духовной красоты.

В 1478 г. Боттичелли пишет фреску с изображением казненных заговорщиков для дворца Барджелло, которая была уничтожена в 1494 г., в 1480 г. создает монументальную фреску "Св. Августин" для церкви Всех святых во Флоренции, в 1481 г. – фреску "Благовещение" (Флоренция, галерея Уффици) для паперти монастыря Сан-Мартино далле Скале.

В 1481–1482 гг. папа Сикст IV (1471–1484) пригласил в Ватикан Боттичелли, Д. Гирландайо (1449–1494), Перуджино (ок. 1450–1524), Б.Пентуриккио (1454–1513), К.Россели (1439–1507) и др. художников для росписей Сикстинской капеллы. Они должны были написать по шесть фресок на темы Ветхого и Нового Завета. Слева от алтарной стены Боттичелли изображает сцены из Ветхого завета "Испытание Моисея" и "Наказание Корея, Дафана и Авирона", справа от алтарной стены помещены сцены из жизни Христа "Искушение Христа".

"Паллада и кентавр" (1482, Флоренция, галерея Уффици), написанная Боттичелли, как и Весна, для кузена Медичи, находилась на вилле Кастелло вместе с "Весной" и "Рождением Венеры". Существует несколько толкований этого произведения: победа Лоренцо Великолепного над Неаполем, победа Медичи над Пацци и др. Украшенная оливковыми ветвями, Паллада в белом платье держит алебарду. Рядом с ней кентавр, изображение которого навеяно античными рельефами.

Картина "Венера и Марс" (ок. 1485, Лондон, Национальная галерея) имеет вытянутые горизонтальные пропорции, отсюда вытекает предположение, что картина была написана Боттичелли для украшения боковой стенки свадебного сундука, кассоне. В соответствии с гуманистическим мировоззрением, от союза Венеры и Марса (любви и борьбы) рождается Гармония. Бодрствующая Венера и погруженный в глубокий сон Марс символизируют идею триумфа любви, торжества мира над войной.

"Рождение Венеры" (1484–1486, Флоренция, галерея Уффици) продолжает тему "Весны". Миф о Венере, рожденной из пены морской, соответствовал эллинистическим воззрениям круга Лоренцо Великолепного. Морские волны выносят на берег огромную раковину, похожую на раскрытый нежный цветок со стоящей в ней обнаженной, хрупкой богиней с задумчиво печальным лицом. Зефиры, стремительно парящие в воздухе, подгоняют раковину к берегу, осыпают ее цветами и колышут золотые пряди волос Венеры. Нимфа спешит накинуть на нее пурпурное, развевающееся от дуновения ветра, покрывало. И в "Весне", и в "Рождении Венеры" линия – мощное средство эмоциональной выразительности. В облике Венеры сочетается чувственная красота и возвышенная одухотворенность. Ее облик – достижение великой гармонии, он считается одним из самых прекрасных поэтичных женских образов в мировом искусстве.

В 1485 г. Боттичелли создает "Мадонну с младенцем между Иоанном Крестителем и Иоанном Богословом" (Берлин, Государственные музеи), написанную для алтаря капеллы в церкви св. Духа во Флоренции, позже "Мадонну с гранатом" (1487, Флоренция, галерея Уффици) для зала аудиенций во дворце Веккио, "Благовещение" (1489–1490, Флоренция, галерея Уффици) и "Величание мадонны (Мадонны дель Магнификат)" (1483–1485, Флоренция, галерея Уффици).

В 1490-х гг. у художника нарастают пессимистические настроения. Смерть Лоренцо Великолепного (1449–1492), захват Флоренции французскими войсками и апокалиптические взгляды Савонаролы (1452–1498), которым сочувствовал Боттичелли, – все это произвело переворот в его сознании. Тоска, безнадежность читается в картине "Покинутая" (ок. 1495, Рим, собрание Паллавичини), основанной на библейском сюжете. На ней показана одинокая молодая женщина в великом горе и смятении чувств. Драматизм проявляется и в других картинах Боттичелли этого периода: "Оплакивание" (1495–1500, Мюнхен, Старая пинакотека), "Клевета" (ок. 1495, Флоренция, галерея Уффици), сюжетом для которой послужило повествование римского писателя II в. до н.э.

В 1491 г. Боттичелли участвует в комиссии по рассмотрению конкурсных проектов оформления фасада собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции. В 1496 он пишет "Св. Франциска" для спальни монастыря Санта-Мария ди Монтичелли. В 1492–1500 гг. он создает цикл иллюстраций к "Божественной комедии" Данте, где каждой песне посвящен один рисунок. Рисунки на больших листах пергамента исполнены в тонкой линейной манере (Берлин, Гравюрный кабинет государственных музеев; Рим, библиотека Ватикана).

В 1501 г. завершает работу над "Рождеством" (Лондон, Национальная галерея) – единственным произведением, датированным и подписанным самим Боттичелли. В картине совмещены сцены "Рождества" и "Поклонения волхвов". В 1504 г. входит в комиссию художников, которой было поручено выбрать место для установки статуи Микеланджело "Давид".

Боттичелли умер 17 мая 1510 г. Похоронен он на кладбище церкви Всех святых во Флоренции.

В творчестве Боттичелли находят яркое воплощение черты возвышенной поэтичности, утонченности, изысканности, одухотворенности, красоты. Он считается одним из самых эмоциональных и лиричных художников Возрождения. Поэтичность и одухотворенность его картин раннего и зрелого периода перерастают в поздних работах в трагическое мироощущение и болезненную надломленность.

По материалам энциклопедии "Кругосвет"


Для того чтобы увеличить изображение, кликните по нему левой кнопкой мыши.

Весна

Весна (Примавера)

Сандро Боттичелли, 1477-78 гг.
Флоренция, галерея Уффици
Фрагмент картины: Венера >>
Фрагмент картины: Зефир и Флора >>
Фрагмент картины: Три грации и Меркурий >>
Подробное описание >>

Паллада и кентавр

Паллада и кентавр

Сандро Боттичелли, 1482 г.
Флоренция, галерея Уффици
Подробное описание >>

Молодой человек, представляемый семи Искусствам

Молодой человек, представляемый семи Искусствам

Сандро Боттичелли, ок. 1484 г.
Париж, музей Орсэ

Рождение Венеры

Рождение Венеры

Сандро Боттичелли, 1484–86 г.
Флоренция, галерея Уффици
Фрагмент картины: Венера >>
Фрагмент картины: Нимфа >>
Фрагмент картины: Зефир и Флора >>
Подробное описание >>

Венера и Марс

Венера и Марс

Сандро Боттичелли, ок. 1485 г.
Лондон, Национальная галерея
Фрагмент картины: Марс >>
Фрагмент картины: Венера >>
Подробное описание >>

Джованна Альбицца получает подарки от Венеры и трех граций

Джованна Альбицца получает подарки от Венеры и трех граций

Сандро Боттичелли, ок. 1484 г.
Париж, Лувр

Афина Паллада

Афина Паллада

Сандро Боттичелли, ок. 1490 г.; набросок
Флоренция, галерея Уффици



Новости

Ученые объяснили пользу от разговоров с самим собой
Ученые рассказали о пользе разговоров с самим собой. Оказалось, что они являются отличным способом мотивации. Ученые провели эксперимент, в котором приняли участие 45 тыс. человек.
Диетологи назвали лучшие продукты для людей с повышенным аппетитом
Диетологи утверждают, что переедание является главной причиной проблемы лишнего веса, сообщает medikforum.ru. К этому побуждает постоянный аппетит, который люди не могут контролировать.
Facebook тестирует новую функцию для очень общительных пользователей
Руководители компании Facebook сообщили, что в скором времени в социальной сети появится новая функция, которая должна понравиться общительным пользователям. Пока что она находится на стадии тестирования.
Медведев дважды попал в ТОП-10 самых популярных мемов года
Высказывания премьер-министра РФ Дмитрия Медведева попали на 3-ю и 9-ю строчки в рейтинге самых популярных мемов в России за 2016 год, который опубликовал Яндекс. На третьем месте, по данным рейтинга, оказалось высказывание Медведева "Денег нет, но вы держитесь".
Программу капремонта в МО в 2016 году выполнили на 87%
В Московской области подвели итоги реализации программы капитального ремонта в 2016 году. Специалисты ведомств, курирующих сферу ЖКХ и строительства в области, также обсудили перспективы капитального ремонта в 2017 году. Об этом сообщила пресс-служба Министерства ЖКХ Подмосковья.
Цена за квадратный метр на первичном рынке в Казани выросли на 6%
Средняя цена за квадратный метр на первичном рынке Казани выросла почти на 6%, составив 62 161 рублей. Для сравнения в ноябре 2015 года эта цифра составляла 58 528 рублей. С учётом инфляции, эксперты отмечают стабилизацию цен на первичном рынке Казани.
Россияне заняли третье место по числу туристов в Анталье
Второе место заняли жители Украины. Всего в текущем году с Украины в Анталью приехало 542 тысячи туристов, что составляет 9,42% от общего турпотока. В общей сложности за январь-ноябрь 2016 года по сравнению с тем же периодом 2015 года Анталья потеряла почти 5 млн иностранных туристов (-47%).
В курортном Зеленоградске открывается информационно-туристический центр
В Калининградской области в городе Зеленоградске открывается информационно-туристический центр Центр построен частным инвестором.
Рейтинг@Mail.ru