Караваджо



галереи изображений · греческая мифология · римская мифология · список существ и событий

Караваджо. Автопортрет

Микеланджело Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio), 1573–1610 гг. · итальянский живописец. Имя Караваджо происходит от названия городка в Северной Италии, в котором художник родился 28 сентября 1573 г. С одиннадцати лет он работал подмастерьем одного из миланских живописцев, а в 1590 г. переехал в Рим, который к концу XVI в. стал художественным центром не только Италии, но и всей Европы. Именно здесь Караваджо достиг самых значительных успехов и славы. В отличие от большинства своих современников, которые могли воспринять лишь более или менее привычный набор эстетических ценностей, Караваджо сумел отказаться от традиций прошлого и создать собственный, глубоко индивидуальный стиль. Отчасти это стало реакцией на штампы позднего маньеризма. Биографы Караваджо пишут, что он относился с презрением к великим мастерам прошлого и даже к античному искусству. Рассказывают историю о том, как художник привел с улицы цыганку, написал с нее гадалку, предсказывающую судьбу молодому человеку, и заявил, что натура – единственная наставница, в которой он нуждается. Независимость мастера от предшествующей художественной традиции явно преувеличивалась его завистниками, но новизна и оригинальность его искусства действительно сделали Караваджо революционной фигурой в культурной жизни Рима того времени.

Реализм Караваджо – это нечто большее, чем просто подражание природе; в его живописи сочетаются глубокое понимание психологии человека и точная передача характера света и формы, что дает возможность преобразить реальность в драму, разыгрывающуюся на холсте. Эти черты лучше всего заметны в картинах на религиозные сюжеты, относящихся к римскому периоду его творчества: "Обращение Савла" (1601) для церкви Санта Мария дель Пополо и "Успение Богоматери" (1605–1606, Лувр). В первой из них будущий апостол Павел, а пока еще гонитель христиан Савл, изображен в тот момент, когда он услышал глас Божий и, пораженный, упал с лошади. Кажется, что воздетые руки распростертого на земле Савла и его голова выходят за раму картины в пространство зрителя, который, таким образом, оказывается непосредственным участником происходящего. Сверхъестественность события подчеркивается интенсивным искусственным светом.

В "Успении Богоматери" религиозный сюжет трактован очень человечно и просто. Ослабевшее и истощенное тело Богоматери покоится на ложе; вокруг – скорбящие апостолы и Мария Магдалина. В полутемной комнате царит атмосфера тихого и всепоглощающего горя. И здесь яркие потоки света вторгаются в темноту, высвечивая детали и усиливая драматизм. Именно за такие картины Караваджо критиковали его современники. В эпоху Контрреформации были установлены строгие каноны для религиозного искусства, которым должен был следовать каждый мастер. Караваджо обвиняли в том, что он профанирует память святых и священных событий, говоря о них обычным "человеческим" языком. Однако во многом его искусство можно рассматривать и как воплощение основных духовных ценностей Контрреформации, поскольку оно делало религиозные идеи более понятными и значимыми для верующего. Религиозное чувство, которым проникнуты произведения Караваджо, близко по духу житиям святых Филиппо Нери и Игнатия Лойолы.

Личность и события биографии Караваджо поражают воображение почти так же сильно, как и его живопись. Очевидно, он приехал в Рим без средств к существованию и в ранний период творчества писал натюрморты и жанровые композиции, такие, как упоминавшаяся выше картина "Гадалка" (ок. 1595 г., Рим, Капитолийские музеи) и "Шулеры" (ок. 1596 г., ранее в коллекции Скьярра). Две картины, написанные для римской церкви Сан Луиджи деи Франчези в 1597–1599 гг., "Призвание апостола Матфея" и "Мученичество апостола Матфея", отмечают переломный момент в творчестве Караваджо. Обе работы близки по стилю ранним жанровым сценам, но уже наполнены тем внутренним драматизмом, который достиг своего полного выражения в алтарных образах начала 1600-х годов. Начиная с 1600 г., времени его наивысшего творческого подъема, имя Караваджо стало появляться в протоколах римской полиции. В большинстве документов речь идет о незначительных проступках: вместе со своими друзьями он привлекался к суду за непристойные стишки, написанные в адрес одного из живописцев, за угрозы официанту в таверне или за оскорбления в адрес полиции. Однако были и случаи физического насилия, за которыми следовали аресты. В мае 1606 г. Караваджо убил своего молодого знакомого в драке, возникшей из-за спора при игре в мяч.

После убийства художник бежал сначала в окрестности Рима, а затем в Неаполь. Там он продолжал работать над крупными заказами; его искусство оказало решающее влияние на развитие неаполитанской школы живописи. В 1608 г. он переехал на Мальту, где написал портрет магистра мальтийского ордена и сам вступил в орден. Но и здесь трудный характер Караваджо довел его до беды: он оскорбил старшего по званию, был заключен в тюрьму и бежал на Сицилию. Прожив там несколько месяцев, художник возвратился в Неаполь, где подвергся нападению в какой-то таверне и был изуродован. В конце июня 1610 г. он сел на корабль, очевидно, намереваясь вернуться в Рим. Однако на берегу его по ошибке арестовали испанские гвардейцы и задержали на три дня. В это время Караваджо, вероятно, уже был болен малярией, от приступа которой он умер в городке Порто-Эрколе 18 июля 1610 г.

По материалам энциклопедии "Кругосвет"


Для того чтобы увеличить изображение, кликните по нему левой кнопкой мыши.

Больной Вакх

Больной Вакх

Караваджо, ок. 1593 г.
Рим, галерея Боргезе

Вакх

Вакх

Караваджо, ок. 1596-97 гг.
Флоренция, галерея Уффици

Юпитер, Нептун и Плутон

Юпитер, Нептун и Плутон

Караваджо, 1597-1600 гг.
Рим, вилла Людовизи

Голова Медузы

Голова Медузы

Караваджо, 1598-99 гг.
Флоренция, галерея Уффици

Нарцисс

Нарцисс

Караваджо, 1598-99 гг.
Рим, Национальная галерея Античного искусства

Amor Vincit Omnia

Amor Vincit Omnia (Любви покоряется все)

Караваджо, ок. 1601-02 гг.
Берлин, Государственные музеи

Спящий Купидон

Спящий Купидон

Караваджо, 1608 г.
Флоренция, галерея Палатина (дворец Питти)



Новости

В Балашове из-за тления свалки ввели режим повышенной готовности
Режим "Повышенная готовность" введен на территории Балашова Саратовской области из-за возгорания на бывшем полигоне ТБО, соответствующее решение приняла Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.
За неделю клещи укусили 203 жителя Тульской области
С 19 по 25 июня в больницы Тульской области с укусами клещей обратилось 203 человека.
NASA опубликовало фотографию заката на Сатурне
NASA опубликовало фотографию заката на Сатурне, сделанную зондом «Кассини». Об этом 26 июня сообщается на сайте космического агентства. Снимок был сделан при помощи широкоугольной камеры 31 марта 2017 года с расстояния приблизительно в 1 млн километров от поверхности Сатурна.
На раскопках в Великом Новгороде нашли странный амулет XIII века
Находка имеет вид утки с гребешком и выполнена из бронзы. Птицевидную привеску нашли на раскопе Троицкий в останках сруба XIII века в небогатой усадьбе. Птицевидные привески, отметила Покровская, в древности почитались в качестве амулетов, которые могут предотвратить и исцелить женские недомогания.
Ставки по ипотеке к 2025 году могут опуститься ниже 5% годовых
Ставки по ипотеке к 2025 году могут достичь европейских, а именно 5% годовых и ниже. Об этом заявил заместитель генерального директора Агентства ипотечного жилищного кредитования Денис Филиппов.
Новостройки Казани: когда цены не растут, а снижение маскируют в маркетинг
Покупательский спрос вялый, продавцы новостроек "упаковывают" дисконты в маркетинговые акции, либо делают скромные скидки.
На набережной Вольска установили плавучую пристань
На набережной Вольска Саратовской области сегодня была установлена плавучая пристань.К ней смогут причаливать пассажирские речные суда. В течение 15-ти лет город был лишен водного сообщения из-за отсутствия пристани.
Литовский туроператор запустит рейсы из Жуковского в Анталью
Литовский туроператор Kidy Tour во вторник, 27 июня, планирует запустить регулярные рейсы из Москвы в Анталью. Об этом говорится в пресс-релизе компании, поступившем в редакцию «Ленты.ру».
Рейтинг@Mail.ru