Караваджо



галереи изображений · греческая мифология · римская мифология · список существ и событий

Караваджо. Автопортрет

Микеланджело Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio), 1573–1610 гг. · итальянский живописец. Имя Караваджо происходит от названия городка в Северной Италии, в котором художник родился 28 сентября 1573 г. С одиннадцати лет он работал подмастерьем одного из миланских живописцев, а в 1590 г. переехал в Рим, который к концу XVI в. стал художественным центром не только Италии, но и всей Европы. Именно здесь Караваджо достиг самых значительных успехов и славы. В отличие от большинства своих современников, которые могли воспринять лишь более или менее привычный набор эстетических ценностей, Караваджо сумел отказаться от традиций прошлого и создать собственный, глубоко индивидуальный стиль. Отчасти это стало реакцией на штампы позднего маньеризма. Биографы Караваджо пишут, что он относился с презрением к великим мастерам прошлого и даже к античному искусству. Рассказывают историю о том, как художник привел с улицы цыганку, написал с нее гадалку, предсказывающую судьбу молодому человеку, и заявил, что натура – единственная наставница, в которой он нуждается. Независимость мастера от предшествующей художественной традиции явно преувеличивалась его завистниками, но новизна и оригинальность его искусства действительно сделали Караваджо революционной фигурой в культурной жизни Рима того времени.

Реализм Караваджо – это нечто большее, чем просто подражание природе; в его живописи сочетаются глубокое понимание психологии человека и точная передача характера света и формы, что дает возможность преобразить реальность в драму, разыгрывающуюся на холсте. Эти черты лучше всего заметны в картинах на религиозные сюжеты, относящихся к римскому периоду его творчества: "Обращение Савла" (1601) для церкви Санта Мария дель Пополо и "Успение Богоматери" (1605–1606, Лувр). В первой из них будущий апостол Павел, а пока еще гонитель христиан Савл, изображен в тот момент, когда он услышал глас Божий и, пораженный, упал с лошади. Кажется, что воздетые руки распростертого на земле Савла и его голова выходят за раму картины в пространство зрителя, который, таким образом, оказывается непосредственным участником происходящего. Сверхъестественность события подчеркивается интенсивным искусственным светом.

В "Успении Богоматери" религиозный сюжет трактован очень человечно и просто. Ослабевшее и истощенное тело Богоматери покоится на ложе; вокруг – скорбящие апостолы и Мария Магдалина. В полутемной комнате царит атмосфера тихого и всепоглощающего горя. И здесь яркие потоки света вторгаются в темноту, высвечивая детали и усиливая драматизм. Именно за такие картины Караваджо критиковали его современники. В эпоху Контрреформации были установлены строгие каноны для религиозного искусства, которым должен был следовать каждый мастер. Караваджо обвиняли в том, что он профанирует память святых и священных событий, говоря о них обычным "человеческим" языком. Однако во многом его искусство можно рассматривать и как воплощение основных духовных ценностей Контрреформации, поскольку оно делало религиозные идеи более понятными и значимыми для верующего. Религиозное чувство, которым проникнуты произведения Караваджо, близко по духу житиям святых Филиппо Нери и Игнатия Лойолы.

Личность и события биографии Караваджо поражают воображение почти так же сильно, как и его живопись. Очевидно, он приехал в Рим без средств к существованию и в ранний период творчества писал натюрморты и жанровые композиции, такие, как упоминавшаяся выше картина "Гадалка" (ок. 1595 г., Рим, Капитолийские музеи) и "Шулеры" (ок. 1596 г., ранее в коллекции Скьярра). Две картины, написанные для римской церкви Сан Луиджи деи Франчези в 1597–1599 гг., "Призвание апостола Матфея" и "Мученичество апостола Матфея", отмечают переломный момент в творчестве Караваджо. Обе работы близки по стилю ранним жанровым сценам, но уже наполнены тем внутренним драматизмом, который достиг своего полного выражения в алтарных образах начала 1600-х годов. Начиная с 1600 г., времени его наивысшего творческого подъема, имя Караваджо стало появляться в протоколах римской полиции. В большинстве документов речь идет о незначительных проступках: вместе со своими друзьями он привлекался к суду за непристойные стишки, написанные в адрес одного из живописцев, за угрозы официанту в таверне или за оскорбления в адрес полиции. Однако были и случаи физического насилия, за которыми следовали аресты. В мае 1606 г. Караваджо убил своего молодого знакомого в драке, возникшей из-за спора при игре в мяч.

После убийства художник бежал сначала в окрестности Рима, а затем в Неаполь. Там он продолжал работать над крупными заказами; его искусство оказало решающее влияние на развитие неаполитанской школы живописи. В 1608 г. он переехал на Мальту, где написал портрет магистра мальтийского ордена и сам вступил в орден. Но и здесь трудный характер Караваджо довел его до беды: он оскорбил старшего по званию, был заключен в тюрьму и бежал на Сицилию. Прожив там несколько месяцев, художник возвратился в Неаполь, где подвергся нападению в какой-то таверне и был изуродован. В конце июня 1610 г. он сел на корабль, очевидно, намереваясь вернуться в Рим. Однако на берегу его по ошибке арестовали испанские гвардейцы и задержали на три дня. В это время Караваджо, вероятно, уже был болен малярией, от приступа которой он умер в городке Порто-Эрколе 18 июля 1610 г.

По материалам энциклопедии "Кругосвет"


Для того чтобы увеличить изображение, кликните по нему левой кнопкой мыши.

Больной Вакх

Больной Вакх

Караваджо, ок. 1593 г.
Рим, галерея Боргезе

Вакх

Вакх

Караваджо, ок. 1596-97 гг.
Флоренция, галерея Уффици

Юпитер, Нептун и Плутон

Юпитер, Нептун и Плутон

Караваджо, 1597-1600 гг.
Рим, вилла Людовизи

Голова Медузы

Голова Медузы

Караваджо, 1598-99 гг.
Флоренция, галерея Уффици

Нарцисс

Нарцисс

Караваджо, 1598-99 гг.
Рим, Национальная галерея Античного искусства

Amor Vincit Omnia

Amor Vincit Omnia (Любви покоряется все)

Караваджо, ок. 1601-02 гг.
Берлин, Государственные музеи

Спящий Купидон

Спящий Купидон

Караваджо, 1608 г.
Флоренция, галерея Палатина (дворец Питти)



Новости

Кемеровчанку попытаются спасти с помощью благотворительного концерта
Отмечается, что в настоящий момент девушка проходит курс лечения от онкологического заболевания в Германии. Матери двоих детей в связи с этим необходимо собрать порядка пяти миллионов российских рублей.
Коксаки пришел из Турции? Ярославцы на отдыхе подхватили энтеровирусную инфекцию
Хотя случаи заражения клещевым боррелиозом, клещевым энцефалитом в Ярославской области были зарегистрированы, в том числе и у детей. Сейчас в областной детской клинической больнице проходят лечение мальчики 7 и 11 лет из Даниловского и Любимского районов с диагнозом "клещевой энцефалит".
NASA показало редкие кадры солнечного затмения на Сатурне
В правом нижнем углу фотографии располагается шестой по размеру спутник планеты — Энцелад, а полоса, которая пересекает снимок, — это подсвеченные Солнцем кольца Сатурна. Ранее Лайф писал о том, что космический аппарат "Кассини" впервые в истории вошёл в атмосферу Сатурна, пролетев уже мимо Титана.
Ученые оценили опасность приближения к Земле астероида
Российские ученые дали оценку опасности приближающегося к Земле одного из крупнейших в истории наблюдений астероида Florence, размер которого достигает 4,4 километра.
В Братске решили проводить экскурсии на градообразующие предприятия
Власти Братска с целью развития промышленного туризма намерены организовать экскурсии для гостей города на градообразующие предприятия. На первом этапе координационный совет по туризму при администрации Братска устроил знакомство с заводами для местных туркомпаний.
В Сызрань прибыла «томатная» электричка
Кроме самарцев, сегодня в Сызрань на автобусах приедут многочисленные гости из Тольятти, Саратова, Ульяновска. Все гости нашего города к 16 часам соберутся в центральной части Сызрани, где примут участие в карнавальном шествии и празднике «Сызранский помидор».
Рейтинг@Mail.ru