Главная / Галерея / Франческо дель Косса

Франческо дель Косса

Франческо дель Косса (Francesco del Cossa), 1436-1478 гг. · итальянский живописец. Мастер феррарской школы. Работал в Ферраре и Болонье (с 1472 г).

Один из ведущих мастеров феррарской школы, Франческо дель Косса унаследовал от своего старшего современника Козимо Туры такие характерные для стилистики этой школы черты, как резкая, иногда граничащая с гротеском характерность образов, напряженность ритма, жесткость моделировки форм, эмалевая драгоценность цвета. В то же время более заметное воздействие на творческое формирование Коссы оказал Мантенья с его классическими интонациями и богатым арсеналом художественных средств. Большое значение для художника имело и знакомство с работами Пьеро делла Франческа, о чем свидетельствуют тонкость передачи света и изысканная холодная тональность работ Коссы, его интерес к передаче сложных пространственных структур.

Самой значительной работой феррарского периода Коссы являются фресковые композиции «Март», «Апрель», «Май», входящие в выполненный группой феррарских художников цикл «Двенадцать месяцев» (ок. 1469—1470, Феррара, палаццо Скифанойа). Программа росписей, в которых каждому месяцу отведены три расположенных друг над другом регистра, построена на гуманистических и средневековых астрологических представлениях и включает изображения символов месяцев и их декад (средний регистр), триумфы античных божеств и сцены человеческих занятий (верхний регистр) и эпизоды жизни двора герцога Борсо д’Эсте (нижний регистр). Усложненности этого замысла соответствует образный строй и живописный язык росписей Коссы с их утрированной остротой, декоративностью, светской изысканностью. Особенно впечатляют аллегорические фигуры, персонифицирующие декады месяцев, наделенные тревожной, почти патетической жизненной силой.

Болонский период творчества Коссы представляют «Алтарь Гриффони» (ок. 1473; главная створка, «Св. Франческо Феррер», Лондон, Нац. галерея; боковые створки: «Иоанн Креститель» и «Апостол Петр», Милан, галерея Брера) и алтарная композиция «Благовещение» (ок. 1475—1476, Дрезден, Картинная галерея). Они являются вершиной его живописного мастерства, соединяя скульптурную отчетливость лепки форм, как бы изваянных из драгоценного твердого материала, эмалевое свечение рубиново-красных, густо-синих, серебристо-розовых, изумрудно-зеленых тонов одежд с тонкостью передачи яркого, заполняющего пространство света. Праздничное великолепие, свойственное этим работам, достигает своего апогея в «Благовещении», решенном как театрализованное светское зрелище.

По материалам энциклопедии «Кругосвет»

О нас admin

Читайте также

Мидас

Для того чтобы увеличить изображение, кликните по нему левой кнопкой мыши. Мидас и Бахус Никола …