Лукас Кранах Старший



галереи изображений · греческая мифология · римская мифология · список существ и событий

Лукас Кранах Старший (Lucas Cranach der Altere), 1472-1553 гг. · немецкий живописец и график эпохи Возрождения. Учился живописи, по-видимому, у отца. О ранних годах творчества (до 1500 г.) сведений не имеется. В 1502—1503 гг. работал в Вене, где сблизился с кругом гуманистов. В кон. 1508 г. — нач. 1509 г. посетил Нидерланды. В 1505—1550 гг. работал в Виттенберге при дворе саксонских курфюрстов. Имел здесь большую мастерскую со множеством учеников и помощников. Неоднократно избирался членом городского совета и бургомистром. С 1520 г. тесно связан с М. Лютером, исполнил много его портретов. Последние годы жизни провел в Аугсбурге, Инсбруке и Веймаре.

Творчество Кранаха в концентрированном виде отразило развитие немецкого Возрождения: в ранних произведениях (первые годы XVI в.) появляются работы, отличающиеся свободой композиции, ощущением естественной гармонии человека и природы, ясностью образного решения. Однако этот период был сравнительно недолгим, и примерно с 1520 г. в искусстве художника нарастают черты манерности и стилизации.

Первыми достоверными произведениями мастера считаются два "Распятия" (ок. 1501, Вена, Музей истории искусства; 1503, Мюнхен, Старая пинакотека). Именно в них заметнее всего реминисценции готики — в повышенной экспрессивности образов (показательно, что художник в обоих случаях рядом с распятым Христом изображает и двух казнимых разбойников, заостряя внимание на мучительной агонии умирающих), в гротесковой трактовке палачей. Вместе с тем обнаруживаются и поиски нового подхода к иконографии традиционной темы, особенно заметные во втором "Распятии": асимметричное расположение крестов, значительная роль природного окружения.

В эти же годы написаны портрет гуманиста И. Куспиниана и парный к нему портрет его жены (1502—1503, Винтертур, собрание О. Рейнхарта) — яркие образы людей ренессансной эпохи. Обе фигуры изображены на фоне пейзажа.

Большое значение придается пейзажу и в произведениях на евангельские темы, созданных художником в ближайшие годы. Отдых на пути в Египет (1504, Берлин, Гос. музеи) выглядит на картине идиллическим времяпрепровождением семейства, расположившегося на лужайке среди елей и берез. Ангелочки, как шаловливые дети, забавляются с маленьким Христом, собирают цветы, музицируют. Глубокие красные тона одежд хорошо гармонируют с сочной зеленью окружения. Сходное восприятие мира демонстрируют сцены на створках алтаря с изображением Св. Семейства с ангелами и "Воспитания Марии" (ок. 1510—1512, Верлиц, Художественное собрание). Ясно построенной композиции соответствуют лирические образы главных персонажей с их спокойными позами и жестами.

На рубеже 1510-х гг. в творчестве Кранаха появляются фигуры античной мифологии. Одно из самых ранних произведений этого ряда — "Венера и Амур" (1509, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). На темном нейтральном фоне словно светится тело обнаженной богини. Простая естественная поза, идеальность пропорций, плавная линия контура уподобляют картину немецкого мастера итальянским прообразам. В дальнейшем художник неоднократно обращался к мотиву обнаженной женской натуры. Но позднейшие его создания уступают в простоте и естественности. В движениях появляются нарочитость и изломанность, позы и жесты жеманны, неправильные, миловидные, полные чувственной прелести лица повторяют один и тот же тип красоты: "Венера" (1532, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств), "Лукреция" (ок. 1518; два варианта — Кассель, Картинная галерея и Кобург, замок), "Нимфа источника" (1518, Лейпциг, Музей изобразительных искусств), "Суд Париса" (1530, Карлсруэ, Кунстхалле).

Портретное наследие Кранаха не столь велико, однако он не оставлял занятия портретом на протяжении всей жизни. Не углубляясь в психологическую характеристику модели, художник старательно воспроизводил ее физиономические черты. Заостряя внимание именно на лице портретируемого, он добивался большой жизненной достоверности и выразительности образа. Особенно это касается мужских портретов. В женских образах больше проступает излюбленный им стереотип. Часто одежду и аксессуары портретов писали его помощники, позднее и сын — Лукас Кранах Младший.

Как и многие немецкие художники той поры, Кранах был также и гравером, работая в основном в технике гравюры на дереве. Им исполнено множество ксилографий на сюжеты из Священного Писания и античной мифологии.

Громадная мастерская Кранаха в Виттенберге весьма способствовала популяризации его искусства. Ученики и подмастерья либо просто повторяли многие картины мастера, либо работали в его манере. Вся продукция мастерской выходила в свет под маркой самого художника, удостоверявшего произведения своим гербом — крылатым драконом.

По материалам энциклопедии "Кругосвет"


Для того чтобы увеличить изображение, кликните по нему левой кнопкой мыши.

Венера и Амур

Венера и Амур

Лукас Кранах Старший, 1509 г.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж
Подробное описание >>

Суд Париса

Суд Париса

Лукас Кранах Старший, 1512-14 гг.
Кёльн, музей Валлрафа Рихартца

Венера и Купидон

Венера и Купидон

Лукас Кранах Старший, 1525 г.
Частная коллекция

Суд Париса

Суд Париса

Лукас Кранах Старший, ок. 1528 г.
Нью-Йорк, музей искусств Метрополитен

Венера, стоящая на фоне пейзажа

Венера, стоящая на фоне пейзажа

Лукас Кранах Старший, 1529 г.
Париж, Лувр

Купидон, жалующийся Венере

Купидон, жалующийся Венере

Лукас Кранах Старший, 1530 г.
Лондон, Национальная галерея

Венера и Купидон

Венера и Купидон

Лукас Кранах Старший, ок. 1530 г.
Берлин, Государственные музеи

Венера и Купидон с медовыми сотами

Венера и Купидон с медовыми сотами

Лукас Кранах Старший, ок. 1531 г.
Рим, галерея Боргезе

Венера и Купидон

Венера и Купидон

Лукас Кранах Старший, 1531 г.
Брюссель, Бельгийский королевский музей высоких искусств

Суд Париса

Суд Париса

Лукас Кранах Старший, 1531 г.
Уэдворт Афиниум, Хартфорд

Нимфа фонтана

Нимфа фонтана

Лукас Кранах Старший, 1534 г.
Ливерпуль, Художественная галерея Уолкера

Три грации

Три грации

Лукас Кранах Старший, 1535 г.
Канзас-сити, музей искусств Нельсона-Аткинсона

Аполлон и Диана

Аполлон и Диана

Лукас Кранах Старший.
Виндзор, Королевское собрание



Новости

12 болячек, которые может «разглядеть» стоматолог, заглянув вам в рот
При чистке зубов вы, вероятно, задумываетесь только о кариесе и зубном налете. А вот стоматологу ваш рот способен рассказать намного больше. Говорят, что рот – это окно тела.
Психологи рассказали, чем оптимизм лучше надежды
В научной работу были задействованы добровольцы, которым необходимо было рассказать о надежде и оптимизме, а также о понятиях, неразрывно с ними связанных. Также им необходимо было рассказ о том, когда они испытали эти два состояния и описать различия между ними.
Nokia официально продемонстрировала смартфоны на Android
На MWC 2017 компания Nokia представила новые смартфоны на OS Android. Об этом сообщают международные СМИ. Проходимая сейчас выставка в Барселоне уже показала немало интересных смартфонов, которые можно будет приобрести в будущем.
Sony Xperia X станет первым смартфоном с Sailfish OS
Благодаря проекту Open Device от Sony фирма Jolla получила все без исключения требуемые инструменты для адаптации и разработки ОС Sailfish под новые мобильные устройства из линейки Xperia X. Совместная работа Jolla с Sony Mobile позволило первой создать официальную версию Sailfish, которую сможет установить каждый желающий.
Фонд развития Дальнего Востока выдаст МСБ кредиты на 10 млрд рублей
Фонд развития Дальнего Востока (ФРДВ) намерен в течение 2017 года выдать 1 тыс. кредитов предприятиям малого и среднего бизнеса на сумму 10 млрд рублей. Об этом сегодня, 27 февраля, заявил генеральный директор ФРДВ Алексей Чекунков на Российском инвестиционном форуме, передают «Вести недели».
Москва представила уникальный стенд на инвестиционном форуме в Сочи
Московская экспозиция на сочинском форуме не случайно стала одной из самых популярных, не в последнюю очередь благодаря ультрасовременным технологиям визуализации, позволяющим показать достижения и перспективы развития столичной энергетики, по праву считающейся крупнейшей энергосистемой России и Европы.
В России вырос поток внутреннего туризма
На сегодняшний день индустрия гостеприимства и отдыха генерирует 1,5% валового внутреннего продукта страны и оказывает влияние на развитие 53 смежных отраслей, что открывает большие возможности для развития туризма как одного из ключевых драйверов экономического развития регионов, отмечают в агентстве.
Турпоток на курорты КЧР побил прошлогодние показатели
Туристический поток на курорты Карачаево-Черкесии побил прошлогодние показатели. По прогнозам в 2017 году количество посетителей курорта по сравнению с прошлым годом вырастет на 35-40%. Всесезонный комплекс «Архыз» с момента его ввода в эксплуатацию в декабре 2013 года посетили полмиллиона человек.
Рейтинг@Mail.ru