Лукас Кранах Старший



галереи изображений · греческая мифология · римская мифология · список существ и событий

Лукас Кранах Старший (Lucas Cranach der Altere), 1472-1553 гг. · немецкий живописец и график эпохи Возрождения. Учился живописи, по-видимому, у отца. О ранних годах творчества (до 1500 г.) сведений не имеется. В 1502—1503 гг. работал в Вене, где сблизился с кругом гуманистов. В кон. 1508 г. — нач. 1509 г. посетил Нидерланды. В 1505—1550 гг. работал в Виттенберге при дворе саксонских курфюрстов. Имел здесь большую мастерскую со множеством учеников и помощников. Неоднократно избирался членом городского совета и бургомистром. С 1520 г. тесно связан с М. Лютером, исполнил много его портретов. Последние годы жизни провел в Аугсбурге, Инсбруке и Веймаре.

Творчество Кранаха в концентрированном виде отразило развитие немецкого Возрождения: в ранних произведениях (первые годы XVI в.) появляются работы, отличающиеся свободой композиции, ощущением естественной гармонии человека и природы, ясностью образного решения. Однако этот период был сравнительно недолгим, и примерно с 1520 г. в искусстве художника нарастают черты манерности и стилизации.

Первыми достоверными произведениями мастера считаются два "Распятия" (ок. 1501, Вена, Музей истории искусства; 1503, Мюнхен, Старая пинакотека). Именно в них заметнее всего реминисценции готики — в повышенной экспрессивности образов (показательно, что художник в обоих случаях рядом с распятым Христом изображает и двух казнимых разбойников, заостряя внимание на мучительной агонии умирающих), в гротесковой трактовке палачей. Вместе с тем обнаруживаются и поиски нового подхода к иконографии традиционной темы, особенно заметные во втором "Распятии": асимметричное расположение крестов, значительная роль природного окружения.

В эти же годы написаны портрет гуманиста И. Куспиниана и парный к нему портрет его жены (1502—1503, Винтертур, собрание О. Рейнхарта) — яркие образы людей ренессансной эпохи. Обе фигуры изображены на фоне пейзажа.

Большое значение придается пейзажу и в произведениях на евангельские темы, созданных художником в ближайшие годы. Отдых на пути в Египет (1504, Берлин, Гос. музеи) выглядит на картине идиллическим времяпрепровождением семейства, расположившегося на лужайке среди елей и берез. Ангелочки, как шаловливые дети, забавляются с маленьким Христом, собирают цветы, музицируют. Глубокие красные тона одежд хорошо гармонируют с сочной зеленью окружения. Сходное восприятие мира демонстрируют сцены на створках алтаря с изображением Св. Семейства с ангелами и "Воспитания Марии" (ок. 1510—1512, Верлиц, Художественное собрание). Ясно построенной композиции соответствуют лирические образы главных персонажей с их спокойными позами и жестами.

На рубеже 1510-х гг. в творчестве Кранаха появляются фигуры античной мифологии. Одно из самых ранних произведений этого ряда — "Венера и Амур" (1509, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). На темном нейтральном фоне словно светится тело обнаженной богини. Простая естественная поза, идеальность пропорций, плавная линия контура уподобляют картину немецкого мастера итальянским прообразам. В дальнейшем художник неоднократно обращался к мотиву обнаженной женской натуры. Но позднейшие его создания уступают в простоте и естественности. В движениях появляются нарочитость и изломанность, позы и жесты жеманны, неправильные, миловидные, полные чувственной прелести лица повторяют один и тот же тип красоты: "Венера" (1532, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств), "Лукреция" (ок. 1518; два варианта — Кассель, Картинная галерея и Кобург, замок), "Нимфа источника" (1518, Лейпциг, Музей изобразительных искусств), "Суд Париса" (1530, Карлсруэ, Кунстхалле).

Портретное наследие Кранаха не столь велико, однако он не оставлял занятия портретом на протяжении всей жизни. Не углубляясь в психологическую характеристику модели, художник старательно воспроизводил ее физиономические черты. Заостряя внимание именно на лице портретируемого, он добивался большой жизненной достоверности и выразительности образа. Особенно это касается мужских портретов. В женских образах больше проступает излюбленный им стереотип. Часто одежду и аксессуары портретов писали его помощники, позднее и сын — Лукас Кранах Младший.

Как и многие немецкие художники той поры, Кранах был также и гравером, работая в основном в технике гравюры на дереве. Им исполнено множество ксилографий на сюжеты из Священного Писания и античной мифологии.

Громадная мастерская Кранаха в Виттенберге весьма способствовала популяризации его искусства. Ученики и подмастерья либо просто повторяли многие картины мастера, либо работали в его манере. Вся продукция мастерской выходила в свет под маркой самого художника, удостоверявшего произведения своим гербом — крылатым драконом.

По материалам энциклопедии "Кругосвет"


Для того чтобы увеличить изображение, кликните по нему левой кнопкой мыши.

Венера и Амур

Венера и Амур

Лукас Кранах Старший, 1509 г.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж
Подробное описание >>

Суд Париса

Суд Париса

Лукас Кранах Старший, 1512-14 гг.
Кёльн, музей Валлрафа Рихартца

Венера и Купидон

Венера и Купидон

Лукас Кранах Старший, 1525 г.
Частная коллекция

Суд Париса

Суд Париса

Лукас Кранах Старший, ок. 1528 г.
Нью-Йорк, музей искусств Метрополитен

Венера, стоящая на фоне пейзажа

Венера, стоящая на фоне пейзажа

Лукас Кранах Старший, 1529 г.
Париж, Лувр

Купидон, жалующийся Венере

Купидон, жалующийся Венере

Лукас Кранах Старший, 1530 г.
Лондон, Национальная галерея

Венера и Купидон

Венера и Купидон

Лукас Кранах Старший, ок. 1530 г.
Берлин, Государственные музеи

Венера и Купидон с медовыми сотами

Венера и Купидон с медовыми сотами

Лукас Кранах Старший, ок. 1531 г.
Рим, галерея Боргезе

Венера и Купидон

Венера и Купидон

Лукас Кранах Старший, 1531 г.
Брюссель, Бельгийский королевский музей высоких искусств

Суд Париса

Суд Париса

Лукас Кранах Старший, 1531 г.
Уэдворт Афиниум, Хартфорд

Нимфа фонтана

Нимфа фонтана

Лукас Кранах Старший, 1534 г.
Ливерпуль, Художественная галерея Уолкера

Три грации

Три грации

Лукас Кранах Старший, 1535 г.
Канзас-сити, музей искусств Нельсона-Аткинсона

Аполлон и Диана

Аполлон и Диана

Лукас Кранах Старший.
Виндзор, Королевское собрание



Новости

Дорогостоящее медицинское оборудование простаивает в Карелии
Межрайонная больница №1 в Костомукше испытывает серьезные проблемы с эксплуатацией дорогостоящего медоборудования. Компьютерный томограф недоступен пациентам из-за поломки, на ремонт у учреждения здравоохранения нет средств.
Учёные: Скраб из кофе и корицы поможет в борьбе с целлюлитом
С целлюлитом часто встречаются многие женщины. Эксперты рассказали, что скраб на основе кофе и корицы поможет бороться с «апельсиновой коркой». Чтобы избежать целлюлита, нужно правильно питаться, заниматься спортом и делать массажи.
Ученые заявили о существовании второго спутника Земли
Оказывается, у Земли имеется второй, ранее неизвестный спутник. Изучая новый спутник, ученые создали компьютерную симуляцию, где находились десять миллионов объектов, пролетавших когда-либо возле Земли. В этом случае речь идет о метровом астероиде, который давно двигается по земной орбите.
Эксперты назвали ТОП-5 смартфонов будущего
Эксперты в области электроники уверены, что новейшие технологии способны превратить телефоны в действительно футуристические вещи, которые будут удивлять своими функциями и внешним видом. Они составили ТОП-5 смартфонов будущего, которое на самом деле, не такое уж и далёкое.
Спрос на вторичное жилье впервые за год вырос в Москве
Рынок вторичного жилья в Москве продемонстрировал рост по итогам июля 2017 года. По данным Росреестра по Москве, в июле было зарегистрировано 10,24 тыс. переходов прав собственности, это на 7,6% больше аналогичного периода 2016 года (когда он составил 9,5 тысячи).
Апартаменты заняли пятую часть рынка новостроек Москвы
По итогам июля объем экспозиции апартаментов, представленных на первичном рынке Москвы, составил 9327 лотов, что заняло долю в 19% от общего количества лотов на рынке первичной недвижимости «старой» Москве.
Жители Челнов остались дома, несмотря на желание отдохнуть на море
В большинстве своем горожане предпочли отдыхать дома либо в близлежащих окрестностях — на природе, даче, приусадебном участке. Александр Жидких — Набережные Челны Жители Набережных Челнов не очень любят летом отдыхать на море.
В Братске решили проводить экскурсии на градообразующие предприятия
Власти Братска с целью развития промышленного туризма намерены организовать экскурсии для гостей города на градообразующие предприятия. На первом этапе координационный совет по туризму при администрации Братска устроил знакомство с заводами для местных туркомпаний.
Рейтинг@Mail.ru