Лукас Кранах Старший



галереи изображений · греческая мифология · римская мифология · список существ и событий

Лукас Кранах Старший (Lucas Cranach der Altere), 1472-1553 гг. · немецкий живописец и график эпохи Возрождения. Учился живописи, по-видимому, у отца. О ранних годах творчества (до 1500 г.) сведений не имеется. В 1502—1503 гг. работал в Вене, где сблизился с кругом гуманистов. В кон. 1508 г. — нач. 1509 г. посетил Нидерланды. В 1505—1550 гг. работал в Виттенберге при дворе саксонских курфюрстов. Имел здесь большую мастерскую со множеством учеников и помощников. Неоднократно избирался членом городского совета и бургомистром. С 1520 г. тесно связан с М. Лютером, исполнил много его портретов. Последние годы жизни провел в Аугсбурге, Инсбруке и Веймаре.

Творчество Кранаха в концентрированном виде отразило развитие немецкого Возрождения: в ранних произведениях (первые годы XVI в.) появляются работы, отличающиеся свободой композиции, ощущением естественной гармонии человека и природы, ясностью образного решения. Однако этот период был сравнительно недолгим, и примерно с 1520 г. в искусстве художника нарастают черты манерности и стилизации.

Первыми достоверными произведениями мастера считаются два "Распятия" (ок. 1501, Вена, Музей истории искусства; 1503, Мюнхен, Старая пинакотека). Именно в них заметнее всего реминисценции готики — в повышенной экспрессивности образов (показательно, что художник в обоих случаях рядом с распятым Христом изображает и двух казнимых разбойников, заостряя внимание на мучительной агонии умирающих), в гротесковой трактовке палачей. Вместе с тем обнаруживаются и поиски нового подхода к иконографии традиционной темы, особенно заметные во втором "Распятии": асимметричное расположение крестов, значительная роль природного окружения.

В эти же годы написаны портрет гуманиста И. Куспиниана и парный к нему портрет его жены (1502—1503, Винтертур, собрание О. Рейнхарта) — яркие образы людей ренессансной эпохи. Обе фигуры изображены на фоне пейзажа.

Большое значение придается пейзажу и в произведениях на евангельские темы, созданных художником в ближайшие годы. Отдых на пути в Египет (1504, Берлин, Гос. музеи) выглядит на картине идиллическим времяпрепровождением семейства, расположившегося на лужайке среди елей и берез. Ангелочки, как шаловливые дети, забавляются с маленьким Христом, собирают цветы, музицируют. Глубокие красные тона одежд хорошо гармонируют с сочной зеленью окружения. Сходное восприятие мира демонстрируют сцены на створках алтаря с изображением Св. Семейства с ангелами и "Воспитания Марии" (ок. 1510—1512, Верлиц, Художественное собрание). Ясно построенной композиции соответствуют лирические образы главных персонажей с их спокойными позами и жестами.

На рубеже 1510-х гг. в творчестве Кранаха появляются фигуры античной мифологии. Одно из самых ранних произведений этого ряда — "Венера и Амур" (1509, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). На темном нейтральном фоне словно светится тело обнаженной богини. Простая естественная поза, идеальность пропорций, плавная линия контура уподобляют картину немецкого мастера итальянским прообразам. В дальнейшем художник неоднократно обращался к мотиву обнаженной женской натуры. Но позднейшие его создания уступают в простоте и естественности. В движениях появляются нарочитость и изломанность, позы и жесты жеманны, неправильные, миловидные, полные чувственной прелести лица повторяют один и тот же тип красоты: "Венера" (1532, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств), "Лукреция" (ок. 1518; два варианта — Кассель, Картинная галерея и Кобург, замок), "Нимфа источника" (1518, Лейпциг, Музей изобразительных искусств), "Суд Париса" (1530, Карлсруэ, Кунстхалле).

Портретное наследие Кранаха не столь велико, однако он не оставлял занятия портретом на протяжении всей жизни. Не углубляясь в психологическую характеристику модели, художник старательно воспроизводил ее физиономические черты. Заостряя внимание именно на лице портретируемого, он добивался большой жизненной достоверности и выразительности образа. Особенно это касается мужских портретов. В женских образах больше проступает излюбленный им стереотип. Часто одежду и аксессуары портретов писали его помощники, позднее и сын — Лукас Кранах Младший.

Как и многие немецкие художники той поры, Кранах был также и гравером, работая в основном в технике гравюры на дереве. Им исполнено множество ксилографий на сюжеты из Священного Писания и античной мифологии.

Громадная мастерская Кранаха в Виттенберге весьма способствовала популяризации его искусства. Ученики и подмастерья либо просто повторяли многие картины мастера, либо работали в его манере. Вся продукция мастерской выходила в свет под маркой самого художника, удостоверявшего произведения своим гербом — крылатым драконом.

По материалам энциклопедии "Кругосвет"


Для того чтобы увеличить изображение, кликните по нему левой кнопкой мыши.

Венера и Амур

Венера и Амур

Лукас Кранах Старший, 1509 г.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж
Подробное описание >>

Суд Париса

Суд Париса

Лукас Кранах Старший, 1512-14 гг.
Кёльн, музей Валлрафа Рихартца

Венера и Купидон

Венера и Купидон

Лукас Кранах Старший, 1525 г.
Частная коллекция

Суд Париса

Суд Париса

Лукас Кранах Старший, ок. 1528 г.
Нью-Йорк, музей искусств Метрополитен

Венера, стоящая на фоне пейзажа

Венера, стоящая на фоне пейзажа

Лукас Кранах Старший, 1529 г.
Париж, Лувр

Купидон, жалующийся Венере

Купидон, жалующийся Венере

Лукас Кранах Старший, 1530 г.
Лондон, Национальная галерея

Венера и Купидон

Венера и Купидон

Лукас Кранах Старший, ок. 1530 г.
Берлин, Государственные музеи

Венера и Купидон с медовыми сотами

Венера и Купидон с медовыми сотами

Лукас Кранах Старший, ок. 1531 г.
Рим, галерея Боргезе

Венера и Купидон

Венера и Купидон

Лукас Кранах Старший, 1531 г.
Брюссель, Бельгийский королевский музей высоких искусств

Суд Париса

Суд Париса

Лукас Кранах Старший, 1531 г.
Уэдворт Афиниум, Хартфорд

Нимфа фонтана

Нимфа фонтана

Лукас Кранах Старший, 1534 г.
Ливерпуль, Художественная галерея Уолкера

Три грации

Три грации

Лукас Кранах Старший, 1535 г.
Канзас-сити, музей искусств Нельсона-Аткинсона

Аполлон и Диана

Аполлон и Диана

Лукас Кранах Старший.
Виндзор, Королевское собрание



Новости

Ученые научились предсказывать первые слова ребенка
Ученые рассказали о том, как можно предугадать первое слово ребенка. По словам специалистов из Университета Индианы в США, в данном случае важным аспектом является визуальный опыт малыша. По словам специалистов, с самого рождения ребенок начинает запоминать все, что видит вокруг себя.
Ученые обнаружили новую опасность дефицита витамина D
Дети со сниженным при рождении уровнем витамина D более склонны к развитию в будущем рассеянного склероза, в отличие от других новорожденных, которые не страдают его дефицитом. Об этой новой опасности сообщается в исследовании на страницах популярного издания Neurology.
Бесплатные Android-приложения не шифруют персональные данные
Более половины из 18 тыс. бесплатных приложений для Android в Google Play Store не заботятся о конфиденциальности пользователей. Об этом, как передает PhoneArena, говорится в исследовании, которое было проведено специалистами из Университета Карнеги-Меллон.
Австралия побила рекорды по скорости передачи данных в сети 5G
Австралия побила все рекорды по скорости передачи данных в сети 5G.
Половина хостелов РТ оказалась под угрозой закрытия
45 хостелов из 96 существующих в Татарстане могут закрыться, если поправки в Жилищный кодекс, запрещающие размещать их в многоквартирных домах, будут приняты. Об этом на расширенном заседании совета по предпринимательству при президенте РТ заявил сегодня бизнес-омбудсмен Тимур Нагуманов.
Москва выставила на торги 1,2 тыс. квартир
Столичные власти выставили на аукцион через Единую электронную торговую площадку Москвы 1,2 тыс. квартир, сообщает пресс-служба столичного департамента по конкурентной политике.
Топ-10 мест для семейного зимнего отдыха составили в Иркутской области
Агентство по туризму Иркутской области представило 10 лучших мест региона для семейного отдыха в новогодние каникулы. Первые строчки в рейтинге заняли поселок Листвянка, Иркутского района, архитектурно-этнографический музей «Тальцы» и горнолыжный курорт «Гора Соболиная» в Байкальске.
В Мурманске открылся фотокалейдоскоп «20 причин отправиться в горы»
В минувшие выходные в областной научной библиотеке состоялось открытие новой фотовыставки Дмитрия Бабенко «20 причин отправиться в горы». Дмитрий - опытный путешественник, руководитель походов в Хибины и Гималаи, организатор серии семинаров для туристов.
Рейтинг@Mail.ru