Альбрехт Дюрер



галереи изображений · греческая мифология · римская мифология · список существ и событий

Альбрехт Дюрер. Автопортрет с гвоздикой

Альбрехт Дюрер (Albrecht Dürer), 1471-1528 гг. · немецкий живописец, рисовальщик и гравер, один из величайших мастеров западноевропейского искусства.

Дюрер был проницательным исследователем природы и горячим приверженцем итальянской (ренессансной) теории искусства, однако в его творчестве проявились многие черты средневекового мистицизма. Дюрер с увлечением рассказывал о своей жизни, возможно, побуждаемый тщеславием; он описывал различные ее аспекты в семейной хронике, в дневнике, посвященном поездке в Нидерланды, и в нескольких письмах личного характера. Автопортреты Дюрера, еще более, чем его собственные слова, обнаруживают постоянное стремление к самопознанию и формированию собственной личности. Первый автопортрет художник создал в возрасте тринадцати лет. На этом рисунке серебряным карандашом он предстает тонким чувствительным юношей. В таком же ключе Дюрер изобразил себя на очень камерном по характеру "Автопортрете с гвоздикой" (1493, Лувр). Здесь ему двадцать два года. Изящным и извилистым контурам его щегольской одежды вторят волнистые линии длинных светлых волос. На мадридском "Автопортрете" (1498, Прадо) Дюрер предстает преуспевающим человеком. Его руки покоятся на парапете, за спиной открывается вид из окна. Здесь он уже показан с бородой, одетым в платье богатого бюргера. В этом портрете нашел отражение ренессансный подход к трактовке личности художника, который отныне должен рассматриваться не как скромный ремесленник, а как личность, обладающая высоким интеллектуальным и профессиональным статусом. В 1500 г. эти тенденции достигают кульминации в "Автопортрете в образе Христа" (Мюнхен, Старая Пинакотека). Здесь самолюбование мастера, заметное в его более ранних автопортретах, сменяется трезвой прямотой. Фигура строго фронтальна, глаза приковывают внимание, тона карнации дополнены разнообразными оттенками коричневого, фон темный. В этом произведении Дюрер, очевидно, стремился передать мысль, что художник, подобно Богу, является творцом.

Дюрер родился 21 мая 1471 г. в Нюрнберге, главном центре немецкого гуманизма. Его художественное дарование, деловые качества и мировоззрение формировались под влиянием трех людей, сыгравших наиболее важную роль в его жизни: отца, венгерского ювелира; крестного Кобергера, оставившего ювелирное искусство и занявшегося издательским делом; и ближайшего друга Дюрера, Вилибальда Пиркхаймера — выдающегося гуманиста, познакомившего молодого художника с новыми ренессансными идеями и произведениями итальянских мастеров.

Дюрер освоил основы живописи и ксилографии в мастерской художника Михаэля Вольгемута. После нескольких лет учебы он в 1490 г. поехал в Кольмар, чтобы познакомиться с великим гравером Мартином Шонгауэром, но не застал его в живых. 1492-1494 гг. он провел в Базеле, крупнейшем центре производства иллюстрированных книг. Здесь молодой художник увлекся ксилографией и гравюрой на меди; однако из многочисленных гравюр, приписываемых этому периоду творчества Дюрера, его произведением может считаться только фронтиспис к изданию посланий св. Иеронима 1492 г.

В 1494 г., после посещения Страсбурга, Дюрер вернулся на родину, но вскоре отправился в Венецию. По дороге мастер выполнил несколько замечательных акварельных пейзажей, которые являются одними из первых произведений этого жанра в западноевропейском искусстве.

Вернувшись в Нюрнберг в 1495 г., художник открыл собственную мастерскую и стал делать рисунки, по которым его ученики изготавливали ксилографии. Печатая значительное количество оттисков, Дюрер с 1497 г. начал прибегать к услугам агентов, продававших его гравюры по всей Европе. Таким образом, он стал не только художником, но и издателем; его славу упрочило издание в 1498 г. серии гравюр на дереве "Апокалипсис". В гравюре "Четыре всадника Апокалипсиса" кони летят над телами упавших людей. Эмоциональная напряженность достигается при помощи противопоставления темной густой параллельной штриховки, больших пятен чистой белой бумаги и мест, где формы едва обозначены тонкими линиями; так создается удивительный скульптурный эффект. В это время слава Дюрера, которому с 1496 г. покровительствовал курфюрст Саксонский Фридрих, распространилась по всей Европе.

В 1503-1504 гг. Дюрер создает замечательные акварельные этюды животных и растений, из которых наиболее знаменит "Большой кусок дерна" (1503, Вена, Художественно-исторический музей). Написанные различными оттенками зеленого, растения изображены с непревзойденной тщательностью и точностью.

Исполненная в 1504 г. гравюра "Адам и Ева" отличается монументальностью и классицизирующими тенденциями. Обе фигуры - плод исследований пропорций человеческого тела, занимавших Дюрера в течение всей жизни. Теперь художник обратился к гравюре на металле, дававшей возможность оперировать более тонкими и гибкими линиями, чем те, которые могут быть получены в технике ксилографии.

В 1506 г., возможно, спасаясь от чумы, Дюрер снова приехал в Венецию. Отношение Дюрера к Венеции было двойственным. Для него этот город был одновременно и притоном мошенников и воров, и местом "где я — господин, в то время как дома — всего лишь паразит". В алтарном образе для немецкой церкви в Риальто "Праздник четок" (1506, Прага, Национальная галерея) Дюрер использовал традиционную итальянскую иконографию sacra conversazione (Мадонна на троне с предстоящими ей святыми по сторонам). На этой картине Мадонне с Младенцем поклоняются император и папа римский, а позади них — толпа народа, в которой Дюрер изобразил многих своих современников.

Вернувшись в Нюрнберг, Дюрер продолжал заниматься гравюрой, однако среди его произведений 1507-1511 гг. более важное место занимают картины. Дюрера, по-видимому, не привлекал получивший широкое распространение в эти годы прием сфумато (туманная мягкость очертаний в живописи), и он продолжал писать в жестком линеарном стиле. Для этого периода характерны такие картины, как "Адам и Ева" (1507, Прадо). Гибкие тела удлиненных пропорций со слабовыраженными признаками пола, помещенные на темном фоне, более грациозны, чем Адам и Ева на гравюре 1504 г. В 1508 г. для доминиканской церкви во Франкфурте Дюрер написал большой образ "Успение Богоматери" (не сохранился и известен лишь по копиям). В его композиции отразилось влияние итальянских двухъярусных изображений Вознесения Богоматери. Благодаря использованию этой схемы мастеру удалось достичь поразительной монументальности образа. В 1511 г. по заказу купца Маттеуса Ландауера Дюрер написал "Поклонение Троице" (Вена, Художественно-исторический музей). Это — наиболее амбициозное из всех произведений художника. Троица изображена на центральной оси (Святой Дух в виде голубя, Бог Отец, увенчанный короной, и распятый Христос); вокруг — поклоняющиеся Божественному Престолу святые, образующие четыре группы: вверху слева — мученики во главе с Богоматерью; справа — пророки, пророчицы и сивиллы под предводительством Иоанна Крестителя; внизу слева — деятели церкви, ведомые двумя папами, а справа — миряне во главе с императором и королем. В самом низу изображен пейзаж с озером, на берегу которого показана одинокая фигура самого Дюрера у доски с надписью. Живопись жесткая и сухая, сверкающие краски кажутся почти металлическими, твердые и плотные формы контрастируют с мягкостью пейзажа и облаков.

Если в 1507-1511 гг. Дюрер в основном занимался живописью, то 1511-1514 годы были посвящены преимущественно гравюре. Он выпустил второе издание "Апокалипсиса", цикл из двадцати гравюр на дереве "Жизнь Марии", двенадцать гравюр серии "Большие Страсти" и тридцать семь гравюр на тот же сюжет - "Малые Страсти". В этот период его стиль становится более уверенным, контрасты света и тени сильнее, как, например, в гравюрах "Взятие Христа под стражу" (серия "Большие страсти") и "Четыре всадника Апокалипсиса". В 1512 г. Дюрер выпустил третью серию гравюр "Страсти", изысканных и утонченных по исполнению. В 1513-1514 гг. он создал три самых знаменитых своих листа: "Рыцарь, смерть и дьявол"; "Св. Иероним в келье" и "Меланхолия I". На первом из них рыцарь-христианин едет по гористой местности, сопровождаемый Смертью с песочными часами и дьяволом. Образ рыцаря возник, возможно, под влиянием трактата Эразма Роттердамского "Руководство христианского воина" (1504). Рыцарь — аллегория активной жизни; он совершает свои подвиги в борьбе со смертью. Лист Св. Иероним в келье, напротив, является аллегорическим изображением созерцательного образа жизни. Старик сидит у пюпитра в глубине кельи; на переднем плане растянулся лев. Сквозь окна в это мирное уютное жилище льется свет, однако и сюда вторгаются символы, напоминающие о смерти: череп и песочные часы. На гравюре "Меланхолия I" изображена крылатая женская фигура, сидящая среди разбросанных в беспорядке приборов и инструментов.

В 1514 г. Дюрер стал придворным художником императора Максимилиана I. Вместе со своими помощниками он создал гравюру, которая изображает триумфальную арку и торжественную процессию. Композиция была призвана прославить историю императорской династии и подвиги императора и его предков. Дюрер продолжал писать и картины, создав замечательный "Портрет императора Максимилиана" (Вена, Художественно-исторический музей) и образ "Богоматерь с Младенцем и св. Анной" (1519-1520, Музей искусств Метрополитен). Последний представляет собой композицию, состоящую из трех плотно сгруппированных фигур. Св. Анна в задумчивости опустила руку на плечо юной Богоматери, поклоняющейся Младенцу Христу.

В 1519 г. Максимилиан умер, и трон перешел к Карлу V. В 1520 г. Дюрер отправился ко двору нового императора. Поездка превратилась в продолжительное путешествие по Нидерландам, подробно описанное Дюрером в путевом дневнике. Художника везде встречали с почестями, по пути он видел самые разные произведения искусства, от Гентского алтаря ван Эйка до образцов искусства американских индейцев, привезенных из Мексики спутниками Кортеса. Вернувшись в Германию, он приступил к теоретическому осмыслению своих наблюдений и написал трактаты о пропорциях человеческого тела и о перспективе — проблемах, занимавших его еще со времен первой поездки в Италию.

Вопрос о религиозных представлениях Дюрера остается без ответа. В сюжетах его картин можно найти и католические, и протестантские оттенки. Он симпатизировал Лютеру, с которым, однако, не был знаком. В 1526 г. Дюрер создал "Портрет Эразма Роттердамского" (гравюра на меди), чьи умеренные религиозные воззрения, по-видимому, совпадали с его собственными. Диптих "Четыре апостола" (1526, Мюнхен, Старая Пинакотека) был подарен Дюрером городскому совету Нюрнберга. Возможно, четыре фигуры апостолов в рост были написаны под влиянием образов алтаря Джованни Беллини из венецианской церкви Фрари (1488). На левой створке столь любимый Лютером Иоанн Богослов помещен перед Петром — камнем утверждения католицизма; на правой створке Павел, апостол Реформации, стоит впереди Марка. Возможно, это произведение было создано специально для недавно ставшего протестантским города; однако надпись внизу можно расценивать и как предостережение против любого проявления религиозного фанатизма.

Умер Дюрер в Нюрнберге 6 апреля 1528.

По материалам энциклопедии "Кругосвет"


Для того чтобы увеличить изображение, кликните по нему левой кнопкой мыши.

Смерть Орфея

Смерть Орфея

Альбрехт Дюрер, 1494 г.
Гамбург, Галерея искусств

Геракл

Геракл

Альбрехт Дюрер, ок. 1496 г.
Лондон, Британский музей

Геракл на перепутье

Геракл на перепутье

Альбрехт Дюрер, 1498 г.
Нью-Йорк, музей искусств Метрополитен

Аполлон и Диана

Аполлон и Диана

Альбрехт Дюрер, ок. 1502 г.
Нью-Йорк, музей искусств Метрополитен

Аполлон с Солнечным диском

Аполлон с Солнечным диском

Альбрехт Дюрер, ок. 1504 г.
Лондон, Британский музей

Семейство сатира

Семейство сатира

Альбрехт Дюрер, 1505 г.
Чикаго, Институт искусств

Купидон, крадущий мёд

Купидон, крадущий мёд

Альбрехт Дюрер, 1514 г.
Вена, Музей истории искусств



Новости

Цены на оборудование для маркировки металла вполне доступные.

Ученые определили механизм эволюции смертельно опасных бактерий
В дальнейшем у человека может развиться неизлечимое заболевание, сообщает телеканал "360". По мнению специалистов, подобные генные мутации помогают микробам выживать под действием антибиотиков. Именно это способствует эволюции бактерий и все большей устойчивости к большим концентрациям лекарств.
Ученые: Снимок мозга укажет на потенциальные проблемы с наркотиками
Вывод оказался непредсказуемым. Выяснилось, что к употреблению наркотических средств были склонны те подростки, у которых наблюдалась самая маленькая активность в областях мозга, которые отвечают за получение вознаграждения.
Blizzard переводит арену Hearthstone в стандартный режим
Представители девелопера уже подтвердили, что главные изменения коснуться двух наиболее популярных карт. Следом за этим компания рассказала о планах относительно обновления рейтингового режима. Также игроков привлекли новостями о том, что же ждет режим «Арены».
Начат выпуск 10-нанометровых SoC Samsung Exynos 9 Series 8895
Серийный выпуск 10-нанометровых SoC Samsung Exynos 9 Series 8895 уже начался.
В регионах РФ строится 113,5 млн квадратных метров жилья
Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Михаил Мень сообщил в рамках Всероссийского селекторного совещания по вопросам реализации новой редакции закона о долевом строительстве, что на данный момент в российских регионах строится более 113 миллионов квадратных метров жилья.
«ЛенСпецСМУ» достроит электродепо «Южное» за 5,4 млрд рублей
Компания «ЛенСпецСМУ», входящая в ГК «Эталон», достроит электродепо «Южное» за 5,4 млрд рублей. Она победила в тендере на достройку депо для Фрунзенского радиуса метро, сообщается на сайте госзакупок.
На курортах КЧР появилось более 20 новых гостиниц
Начальник отдела развития туристско-рекреационного комплекса и курортов министерства отметил, что в Домбае заработали три новые гостиницы. Они рассчитаны на 130 туристов. 400 новых мест размещения появилось в курортном поселке Архыз, где введено в эксплуатацию более 20 гостиниц.
Замерить чистоту воздуха на палубе круизного лайнера в открытом море немецким экологам не позволили
Во время турпоездки по Средиземному морю они тайком произвели замеры воздуха на палубе одного из лайнеров.
Рейтинг@Mail.ru