Этьен Морис Фальконе



галереи изображений · греческая мифология · римская мифология · список существ и событий

Этьен Морис Фальконе (Etienne Maurice Falconet), 1716-1791 гг. · художник и теоретик искусства, выдающийся мастер французской скульптуры "века Просвещения", автор знаменитого "Медного всадника". Родился в Париже 1 декабря 1716 г. в семье столяра. В детстве занимался резьбой по дереву. В 1734-1744 гг. обучался в мастерской скульптора Ж.Б. Лемуана. Испытал влияние Дж.-Л. Бернини и П. Пюже. Свойственный манере Пюже напряженный драматизм мускульных усилий отличает и первую значительную работу Фальконе — его "Милона Кротонского" (гипсовая модель 1744 — в Эрмитаже, Петербург; мрамор 1754 — в парижском Лувре). В 1750-1760-е годы окончательно сформировалась зрелая манера мастера, сочетающая чувственное обаяние рококо с рациональностью классицизма. Он исполнил большое число аллегорических и мифологических фигур, сохранившихся в гипсовом и мраморном либо в одном лишь мраморном варианте ("Аллегория музыки", 1752; "Амур", 1757; "Купальщица", 1757; "Пигмалион", 1763; надгробная статуя "Нежная грусть", 1763; все работы - Лувр или Эрмитаж либо — в вариантах — в обоих музеях).

В те же годы Фальконе создал много изысканных моделей для севрских статуэток из бисквита, часто повторяющих в малом масштабе его большие работы ("Амур", "Купальщица", группы на сюжеты "Сказок" Ж. Лафонтена и т.д.). В 1757-1766 гг. руководил скульптурной мастерской Севрской мануфактуры. Выступил и в сфере монументально-декоративной пластики, оформив своими произведениями парижскую церковь Сен-Рок (до 1765; из них до нас дошла лишь мраморная фигура Христа из сцены "Моления о чаше").

Подписав контракт с князем А.Д. Голицыным (действовавшим от имени Екатерины II), мастер прибыл в 1766 г. в Петербург вместе со своей ученицей М.А. Колло. Здесь он создал главный свой шедевр - памятник Петру I на Сенатской площади. Изобразив императора, который, — как писал Фальконе в письме Д. Дидро (1777), — простер "свою благодетельную десницу над объезжаемою им страной", художник сумел обойтись без слишком сложных эмблем, аллегорий и дополнительных фигур. Историческая коллизия гениально передана пластическими контрастами и созвучиями фигур царя-реформатора (чья грозная голова была смоделирована Колло), его коня и гранитной скалы, служащей им постаментом. Победа нового над старым выглядит как великая драма, позднее получившая образное развитие в "Медном всаднике" А.С. Пушкина. Утомленный конфликтами с президентом Академии художеств И.И. Бецким, Фальконе, не дождавшись открытия памятника (которое состоялось в 1782 г.), уехал в 1778 г. в Амстердам, а затем на родину.

Выступал и как теоретик искусства, зачитав в 1760 г. в парижской Королевской академии свои "Размышления о скульптуре", которые вышли отдельным изданием в Амстердаме (1761). Утверждая, что искусство идеально концентрирует в себе красоту, рассеянную в природе, Фальконе подчеркивал особую роль творческого чувства как "души произведения", — тем самым и здесь связывая идеал с чувством и, соответственно, классицизм с рококо.

Умер Фальконе в Париже 24 января 1791 г.

По материалам энциклопедии "Кругосвет"


Для того чтобы увеличить изображение, кликните по нему левой кнопкой мыши.

Флора

Флора

Этьен Морис Фальконе, ок. 1751 г.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Сидящий Купидон

Сидящий Купидон

Этьен Морис Фальконе, 1757 г.
Париж, Лувр

Амур

Амур

Этьен Морис Фальконе, 1757 г.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж
Подробное описание >>

Пигмалион и Галатея

Пигмалион и Галатея

Этьен Морис Фальконе, 1763 г.
Париж, Лувр

Оракул

Оракул

Этьен Морис Фальконе, 1766 г.
Севр, Национальный музей керамики

Три грации

Три грации

Этьен Морис Фальконе, ок. 1770 г.
Париж, Лувр



Новости

ВОЗ: «Гонорея перестала реагировать на лекарства»
Эксперты ВОЗ заявили о беспокойстве насчет того, что гонорея перестала реагировать на лекарства. Ученые предполагают, что инфекция распространяется половым путем. Специалисты отметили, что ситуация с инфекциями, которые передаются половым путем, стала очень серьезной в современном мире.
В Ярославской области зафиксирован случай бешенства у коровы
Показатели животных, заболевших бешенством, в Ярославской области возрастают: только за первую неделю июля в регионе зафиксировано четыре случая.
«Лаборатория Касперского» предупреждает о новой кибератаке
Опасность нового вируса заключается еще в том, что целью хакеров является не кража данных или получение выкупа, а просто остановка деятельности компании, что приведет к значительным убыткам.
Правозащитники предложили судить за изнасилование робота для секса
Базирующаяся в Нидерландах международная правозащитная организация Foundation for Responsible Robots, которая занимается этическими и моральными проблемами, связанными с использованием роботов, призвала власти всех стран мира ввести уголовное наказание за жестокое обращение с куклами для секса.
Пятерка для мастеров
Бинбанк стал пятым кредитором, который выдает ипотеку в домах второй очереди ЖК «Город мастеров» в Калининградской области. Компания «Строительный трест» реализует этот проект в пос. Большое Исаково. По условиям ипотечной программы Бинбанка минимальная ставка составляет 10,7% в год.
Москва впервые обогнала Подмосковье по объему предложения новостроек
Столица впервые обогнала соседнее Подмосковье по объему предложения квартир в новостройках. Показатель Москвы с учетом присоединенных территорий — 3,36 миллиона квадратных метров. Подмосковья (до 30 км от МКАД) — 3,07 миллиона.
У российских туристов вырос спрос на курорты Сочи
Спрос на отели вырос на 32%, и на 45% увеличилось число любителей luxury отдыха. Зарубежные отели в 2017 году заработают на российских туристах на 20% больше. В четыре раза увеличилось число покорителей грузинских вершин.
В Севастополе вводят единую музейную карту
Врио губернатора Дмитрий Овсянников и глава Федерального агентства по туризму РФ Олег Сафонов в торжественной обстановке (на сцене, параллельно с выступлением ансамбля народных песен) дали старт новому для Крыма и Севастополя, высокотехнологичному проекту - универсальному электронному билету в виде пластиковой карты.