Франциско Хосе Гойя



галереи изображений · греческая мифология · римская мифология · список существ и событий

Франциско Хосе Гойя. Автопортрет

Франциско Хосе Гойя, также Гойя-и-Лусьентес (Francisco Jose Goya y Lucientes), 1746-1828 гг. · великий испанский художник и гравер, новатор. Родился 30 марта 1746 г., в горном селении Фуэндетодос в Арагоне, в семье мастера-позолотчика. Когда Франсиско было 13 лет, семья переехала в Сарагосу и мальчик был отдан в мастерскую художника Лусана-и-Мартинеса. Там Гойя познакомился с Мартином Сапатером, который стал его другом.

Первый заказ художник получил в возрасте 17 лет. Это был алтарь для приходской церкви в Фуэндетодос. В возрасте 19 лет Гойя приехал в Мадрид и участвовал в конкурсе, надеясь быть принятым в Королевскую Академию изящных искусств Сан Фернандо. Его картина была отвергнута, и он отправился в Италию. В 1771 г. он получил вторую премию пармской Академии художеств и вернулся в Сарагосу, где написал фрески в церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар.

В это время Лусан-и-Мартинес представил Гойю Франсиско Байеу, члену Королевской Академии и придворному художнику короля Карла III. По протекции Байеу Гойя получил заказ от Королевской мануфактуры Санта-Барбара на картоны для шпалер с изображением сцен из испанской жизни. Гойя женился на сестре Байеу Хосефе и в 1775 г. переехал в Мадрид, где в период между 1776 и 1791 гг. написал 45 картонов. Веселые, идеализированные сцены испанской сельской жизни принесли Гойе известность. В 1780 г. Гойя был принят при дворе и написал портрет короля, картину в академическом стиле "Распятие" и стал членом Королевской Академии. В том же году он переехал в Сарагосу, чтобы продолжить работу над фресками церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар. Однако его росписи не понравилась Байеу и заказчикам, и Гойя вынужден был переписать их в более формальной манере.

Уязвленный этим происшествием, он вернулся в Мадрид, где получил заказ написать портреты членов королевской семьи. Это стало началом известности и процветания Гойи. Он написал портрет семьи Осуна и расписал фресками их частную капеллу, а также стены их загородного дома. В 1786 г. Гойя был назначен вице-директором Королевской Академии изящных искусств Сан Фернандо. В 1789 г., после смерти Карла III, он стал придворным художником нового короля Карла IV. С удивительной быстротой он написал короля и его супругу, королеву Марию Луизу. Портреты Гойи были абсолютно лишены лести, и часто их сходство с оригиналом было правдиво до жестокости, но он продолжал получать заказы, и его популярность при дворе росла. В то же самое время он писал прелестные портреты детей и красивых женщин.

В 1791 г. Гойя познакомился с герцогиней Альба, которая стала его возлюбленной и покровительницей. Он писал ее портреты много раз; два самых знаменитых из них — "Маха обнаженная" (ок. 1797) и "Маха одетая" (ок. 1802). Он также украсил фресками ее загородный дворец. В 1792-1793 гг. Гойя перенес тяжелую болезнь, в результате которой потерял слух. Во время выздоровления в 1792 г. Гойя начал работать над серией офортов "Капричос" (закончена к 1799 г.), сатирой на политические, социальные и религиозные порядки. В 1798 г. Карл IV поручил Гойе расписать купол своей загородной церкви Сан Антонио де ла Флорида. С поразительной быстротой, иногда используя губки, привязанные к ручкам кистей, Гойя написал сцену с более чем тысячей персонажей, изображающую св. Антония, благословляющего больного. В 1800 г. он построил за пределами Мадрида виллу, которую впоследствии называли Домом глухого. Он продолжал писать правдивые портреты аристократии, интеллигенции и придворных чиновников. Один из самых откровенных портретов — изображение фаворита королевы, премьер-министра дона Мануэля Годоя.

В 1808 г. Испания была оккупирована Наполеоном. Гойя стал свидетелем восстания против наполеоновских войск в Мадриде и последовавших репрессий. После того как Испания была освобождена, он запечатлел эти события в двух знаменитых полотнах: "Восстание на Пуэрто дель Соль 2 мая 1808 года" и "Расстрел мадридских повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года" (обе ок. 1814, Мадрид, Прадо). В это же время Гойя начал серию из 87 офортов "Бедствия войны". Когда Фердинанд VII вернулся на испанский трон, Гойя все еще оставался придворным художником. Его вызывающе натуралистические портреты Фердинанда обнаруживают презрение к новому королю. Уединившись на вилле, Гойя работал над картинами "Восстание на Пуэрто дель Соль 2 мая 1808 года" и "Расстрел мадридских повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года". Он продолжал делать офорты для серии "Бедствия войны" и начал другую серию офортов, изображающих историю боя быков в Испании, "Тавромахия". В это же время Гойя расписал стены своего дома изображениями кошмаров, писал портреты своего внука Мариано и начал последнюю, самую горькую серию офортов "Диспаратес".

В 1824 г. 78-летний мастер, не желая мириться с политикой Фердинанда, отправился в добровольное изгнание во Францию. Он присоединился к другим испанским интеллектуалам, которые бежали в Бордо, освоил технику литографии и сделал серию, посвященную бою быков, "Бордоские быки". Умер Гойя в Бордо 16 апреля 1828 г.

Уже при жизни Гойя был признан выдающимся испанским художником. Его вклад в формирование искусства XIX-XX вв. огромен. Он был первым мастером, который обратился в своем творчестве к актуальным событиям. Офорты Гойи, обличающие обычаи и зло его времени, оказали влияние на французского художника Оноре Домье. Сияющие яркие цвета в живописи и драматические эффекты светотени в графике повлияли на развитие импрессионизма во Франции, в особенности на Клода Моне и Огюста Ренуара. Ночные кошмары росписей Гойи в "Доме глухого" и полные ужасов офорты "Диспаратес" оказали воздействие на немецких экспрессионистов.

По материалам энциклопедии "Кругосвет"


Для того чтобы увеличить изображение, кликните по нему левой кнопкой мыши.

Колосс

Колосс

Франциско Хосе Гойя, 1808 г.
Мадрид, музей Прадо

Гигант

Гигант

Франциско Хосе Гойя, 1818 г.
Нью-Йорк, музей искусств Метрополитен

Сатурн, глотающий своих детей

Сатурн, глотающий своих детей

Франциско Хосе Гойя, 1819-23 гг.
Мадрид, музей Прадо



Новости

Роспотребнадзор получил 832 обращения от заразившихся вирусом Коксаки
Роспотребнадзор получил 832 сообщения о заразившихся вирусом Коксаки на территории Турции, и почти 80% от заболевших - дети. Такое заявление в четверг в эфире телеканала "Россия 24" руководитель ведомства Анна Попова.
Вирус Коксаки: Роспотребнадзор проинспектирует курорты Турции
В четверг, 17 августа, стало известно, что в ближайшее время специалисты Роспотребнадзора могут отправиться на турецкие курорты с проверкой. Такая необходимость возникла в связи с участившимися случаями заражения вирусом Коксаки в этой стране.
IPhone 7 стал самым популярным смартфоном в мире
Эксперты признали iPhone 7 и 7 Plus самыми популярными в мире смартфонами по итогам второго квартала 2017 года. Об этом говорится в исследовании Strategy Analytics.
Коварный вирус пробрался в приложения для вызова такси
Вредоносная программа проникает на электронные устройства и поражает приложения для вызова такси, оплаты штрафов, бронирования билетов и номеров в гостиницах. Вирус получил название Faketoken.
Треть покупателей вторичного жилья в Москве просят нереальных скидок
Порядка 30% желающих купить квартиру на вторичном рынке Москвы выдвигают продавцам нереальные требования по скидкам, говорится в сообщении компании "Инком-Недвижимость". При этом 40% продавцов снимают объекты с продажи из-за невозможности удовлетворить свои запросы.
ВТБ расширяет сотрудничество с Группой компаний «Лист»
Заместитель директора по инвестициям Группы компаний "Лист" Иван Петров прокомментировал: Современные проекты строительства социальных объектов предусматривают гораздо большее финансовое вовлечение подрядчиков в проект.
Туристы перечислили претензии к отдыху в России
Пресс-служба Общественной палаты (ОП) России на своем сайте опубликовала результаты работы горячей линии по защите прав туристов. Сообщается, что с начала сезона в ОП поступило более 800 обращений.
Европейцы начинают уставать от массового туризма в их страны
Как пишет «Фигаро», сегодня проходит манифестация против чрезмерной туристической активности в испанском городе Сан-Себастьян. Ее участники считают, что массовый туризм вредит местной экономике и искажает идентичность региона.
Рейтинг@Mail.ru