Ангелика Кауфман



галереи изображений · греческая мифология · римская мифология · список существ и событий

Ангелика Мария Анна Катарина Кауфман (Angelica Maria Anna Katarina Kauffmann), 1741-1807 гг. · немецкая художница. Самоучка. В 1742—1757 жила в Италии, после 1757 переселилась в Шварцберг (Австрия). В 1763 впервые приехала в Рим. В 1763—1765 посетила Милан, Венецию, Неаполь, Флоренцию. С 1765 — член Академии Св. Луки. В 1766—1781 жила и работала в Лондоне. В Англии стала единственной женщиной-художницей, удостоившейся чести быть избранной членом лондонской Королевской академии. В 1781 вышла замуж за итальянского художника-декоратора А. Дзукки (1726—1795), работавшего с братьями Р. и Дж. Адам. По возвращении в 1781 в Рим была избрана членом венецианской Академии художеств. С 1781 по 1807 жила и работала в Риме. Была дружна с И. И. Винкельманом, А. Р. Менгсом, И. В. Гёте, А. Кановой, С. Гесснером и другими известными деятелями культуры своего времени. Писала портреты, картины на мифологические, исторические и литературные сюжеты, выполняла декоративные росписи.

В полотнах раннего римского периода (Вакх и Ариадна, 1764, Брегенц, Художественный музей; Зевксис выбирает модель для Елены Троянской, 1775, Род-Айленд, Мемориальный музей А. Браун) уподобление поз персонажей произведениям античной скульптуры, четкий, преобладающий над колоритом рисунок свидетельствуют об интересе к живописи А. Р. Менгса, восприятии эстетических идей неоклассицизма. В поздних работах на мифологические сюжеты (Гектор призывает Париса на битву, 1775; Вергилий читает "Энеиду" Октавии и Августу, 1788; Венера уговаривает Елену любить Париса, 1790, все — Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж) усиливается археологическая точность деталей, появляется театральность. Сюжеты из произведений Гомера и античной истории во вкусе XVIII в. овеяны сентиментальным чувством, в их трактовке ощущаются отзвуки утонченной элегантности рококо. В созданном в Риме портрете И. И. Винкельмана (1764, Цюрих, Кунстхалле) художница еще использует схему барочного портрета, изображая ученого в момент как бы прерванного движения. Но в отличие от портрета кисти А. Р. Менгса образ выглядит более камерным, менее программным.

В 1766 Кауфман была приглашена леди Вентворс сопровождать ее в Англию. Большой успех принесли художнице исполненные здесь портреты представителей английской знати. Знакомство с традициями английского портрета XVIII в. привнесло в ее палитру колористическую звучность, свободу и живописность в композиционное решение (Портрет леди Гамильтон в виде вакханки, 1797, Лондон, частное собрание). Под влиянием А. Дзукки художница выполнила для одного из залов лондонского Соммерсет Хауса четыре фрески в форме тондо с аллегорическими фигурами (Гений, Архитектура, Живопись, Композиция). Изображенные на фоне пейзажа и античных памятников фигуры полны элегического чувства, присущего живописи европейского предромантизма. В подобной манере исполнено и станковое полотно Художник в момент рождения замысла, слушающий поэзию (1782, Лондон, частное собрание). Идеальный, окутанный нежной дымкой пейзаж с руинами, в подражание скульптуре эллинизма мягко трактованные очертания фигуры художника и уподобленной Сафо, играющей на лире поэтессы воспроизводят атмосферу вкусов конца XVIII столетия, когда особенно стал цениться утонченный лиризм и пассеизм образов немецкой художницы. Под влиянием литературы английского сентиментализма были созданы в Англии картины на сюжеты из А. Попа (Прощание Абеляра и Элоизы, до 1780) и Р. Стерна (Безумная Мария, обе — Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), предвосхитившие подобные темы в живописи предромантизма и романтизма.

Во второй римский период художница много работала в портретном жанре. Под влиянием Батони она обращается к типу парадного портрета, изображая модели в интерьере или в пейзаже с обязательными раритетами античности (Миссис Генри Бентон, 1794, Лондон, частное собрание; Магдалина Риджи, 1780-е, Франкфурт-на-Майне, Музей Гёте), придающими особый элегический настрой образам. В более камерной манере исполнены автопортреты Кауфман (1780, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж; 1788, Флоренция, галерея Уффици; 1796, Англия, частное собрание), полные изящной грации. Групповые портреты — Фердинанд IV Неаполитанский с семьей (1782, Неаполь, Нац. музей и галереи Каподимонте), Графиня Екатерина Барятинская-Хольстейн-Бек с двумя дочерьми и сыном (ок. 1787, Лозанна, замок Мон Репо), Графиня А. С. Протасова с племянницами (Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж) отразили увлечение этой формой портретного жанра в искусстве предромантизма. Подобно раннему образу И. И. Винкельмана, портрет И. В. Гёте (1787, Веймар, Музей Гёте), созданный также в Риме, явился одним из наиболее значительных произведений Кауфман. Как и лучшие произведения А. Р. Менгса, он выразил высокую духовную настроенность искусства эпохи Просвещения. Произведения Кауфман были широко известны в Европе благодаря гравюрам, выполненным с них Г. Скородумовым, Т. Бойделлом и Дж. Бартолоцци.

По материалам энциклопедии "Кругосвет"


Для того чтобы увеличить изображение, кликните по нему левой кнопкой мыши.

Венера уговаривает Елену любить Париса

Венера уговаривает Елену любить Париса

Ангелика Кауфман, 1790 г.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Портрет женщины, одетой в костюм весталки

Портрет женщины, одетой в костюм весталки

Ангелика Кауфман
Дрезден, Картинная галерея



Новости

В Псковской области введен карантин по африканской чуме свиней
Правительство Псковской области ввело режим карантина по африканской чуме свиней (АЧС) в Псковском районе, сообщает пресс-служба областной администрации. Указ об этом подписал сегодня и.о. губернатора области Максим Жаворонков.
Ученые рассказали, в какое время дня лучше есть калорийную пищу
Специалисты установили, что наибольшая доля калорийности суточного рациона должна приходиться на завтрак, а минимальная, соответственно, - на ужин. К такому выводу ученые пришли после исследования, в котором приняли участие пятьдесят тысяч человек, сообщает "Лента.ру".
Уфологи обнаружили замерзшее тело пришельца на вершине горы Адамс
Уфологи обнаружили замороженное тело гигантского инопланетянина на склоне вулкана Адамс. Судя по постоянно появляющимся вокруг горы неопознанным летающим объектам, ученые считают, что там расположена секретная база пришельцев. Видеозапись опубликована сообществом UFO Mania.
Воспитанники центра «Сириус» пообщались с космонавтом на МКС
Воспитанники образовательного центра "Сириус" в Сочи в прямом эфире задали вопросы космонавту Федору Юрчихину, работающему на МКС. Он провел для детей "космический урок". Школьники интересовались научными экспериментами, которые проводят на космической станции.
14 миллионов туристов посетят Московскую область в 2017 году
Власти Московской области ожидают, что в 2017 году Подмосковье посетят 14 миллионов туристов. Об этом сообщил губернатор Московской области Андрей Воробьев.
Туристы с пятницы не могут вылететь из Бодрума
С вечера пятницы ждут свой рей туристы туроператора Tez Tour, которые должны были вылететь из Бодрума. Согласно информации Life, туристам пришлось прождать несколько часов, после чего туроператор перевез туристов в ближайший отель.
Рейтинг@Mail.ru