Никола Пуссен



галереи изображений · греческая мифология · римская мифология · список существ и событий

<

Никола Пуссен. Автопортрет

Никола Пуссен (Nicolas Poussin), 1594–1665 гг. · знаменитый французский художник, основатель стиля классицизм. Обращаясь к темам античной мифологии, древней истории, Библии, Пуссен раскрывал темы современной ему эпохи. Своими произведениями он воспитывал совершенную личность, показывая и воспевая примеры высокой морали, гражданской доблести.

Франция XVII в. была передовым европейским государством, что обеспечивало ей благоприятные условия для развития национальной культуры, которая стала преемницей Италии эпохи Возрождения. Распространенные в то время взгляды Декарта (1596–1650) повлияли на развитие науки, философии, литературы, искусства. Декарт – математик, естествоиспытатель, творец философского рационализма – оторвал философию от религии и связал ее с природой, утверждая, что принципы философии извлекаются из природы. Декарт возводил в закон принцип главенства разума над чувством. Эта идея легла в основу классицизма в искусстве. Теоретики нового стиля говорили, что "классицизм – это доктрина разума". Условием художественности провозглашались симметрия, гармония, единство. Согласно доктрине классицизма, природа должна была показываться не такой, какая она есть, а прекрасной и разумной, классики одновременно объявляли прекрасным то, что правдиво, призывая учиться этой правде у природы. Классицизм установил строгую иерархию жанров, деля их на "высокие", к которым относились исторический и мифологический, и "низкие" – бытовой.

Никола Пуссен родился в 1594 в Нормандии, около городка Ле Андели. Его отец, ветеран армии короля Генриха IV (1553–1610), дал сыну неплохое образование. С детства Пуссен обратил на себя внимание своими склонностями к рисованию. В 18 лет он едет в Париж, чтобы заниматься живописью. Вероятно, его первым учителем был портретист Фердинанд Ван Элле (1580–1649), вторым – исторический живописец Жорж Лалльман (1580–1636). Познакомившись с камердинером вдовствующей королевы Марии Медичи, хранителем королевских художественных коллекций и библиотеки, Пуссен получил возможность посещать Лувр и копировать там картины итальянских художников. В 1622 Пуссену и другим художникам поручили написать шесть больших картин на сюжеты их жизни св. Игнатия Лойолы и св. Франциска Ксаверия (не сохранились).

В 1624 Пуссен отправился в Рим. Там он изучает искусство античного мира, произведения мастеров эпохи Высокого Возрождения. В 1625–1626 он получил заказ написать картину "Разрушение Иерусалима" (не сохранилась), но позже он написал второй вариант этой картины (1636–1638, Вена, Музей истории искусств).

В 1627 Пуссен написал картину "Смерть Германика" (Рим, Палаццо Барберини) по сюжету древнеримского историка Тацита, которая считает программным произведением классицизма; в ней показывается прощание легионеров с умирающим полководцем. Гибель героя воспринимается как трагедия общественного значения. Тема интерпретирована в духе спокойной и суровой героики античного повествования. Идея картины – служение долгу. Художник расположил фигуры и предметы в неглубоком пространстве, расчленив его на ряд планов. В этом произведении выявились основные черты классицизма: ясность действия, архитектоничность, стройность композиции, противопоставление группировок. Идеал красоты в глазах Пуссена состоял в соразмерности частей целого, во внешней упорядоченности, гармонии, ясности композиции, что станет характерными чертами зрелого стиля мастера. Одной из особенностей творческого метода Пуссена был рационализм, сказывавшийся не только в сюжетах, но и в продуманности композиции.

Пуссен писал станковые картины главным образом среднего размера. В 1627–1629 он выполнил ряд картин: "Парнас" (Мадрид, Прадо), "Вдохновение поэта" (Париж, Лувр), "Спасение Моисея", "Моисей, очищающий воды Мерры", "Мадонна, являющаяся св. Иакову Старшему" ("Мадонна на столбе") (1629, Париж, Лувр). В 1629–1630 Пуссен создает замечательное по силе экспрессии и наиболее жизненно правдивое "Снятие с креста" (С.-Петербург, Эрмитаж).

В период 1629–1633 тематика картин Пуссена меняется: он реже пишет картины на религиозную тематику, обращаясь к мифологическим и литературным сюжетам. "Нарцисс и Эхо" (ок. 1629, Париж, Лувр), "Селена и Эндимион" (Детройт, Художественный институт). Особого внимания заслуживает цикл картин, написанных по мотивам поэмы Торкватто Тассо "Освобожденный Иерусалим": "Ринальдо и Армида" (ок. 1634, Москва, ГМИИ им. А.С.Пушкина). Мысль о бренности человека и проблемы жизни и смерти легли в основу раннего варианта картины "Аркадские пастухи" (1632–1635, Англия, Чезуорт, частное собрание), к которой он вернулся в 50-е (1650, Париж, Лувр). На полотне "Спящая Венера" (ок. 1630, Дрезден, Картинная галерея) богиня любви представлена земной женщиной, оставаясь при этом недосягаемым идеалом. Картина "Царство Флоры" (1631, Дрезден, Картинная галерея), написанная по мотивам поэм Овидия, поражает красотой живописного воплощения античных образов. Это поэтическая аллегория происхождения цветов, где изображены герои античных мифов, превращенные в цветы. Пуссен вскоре написал еще один вариант этой картины – "Триумф Флоры" (1631, Париж, Лувр).

В 1632 Пуссен был избран членом Академии св. Луки.

Огромная популярность Пуссена в 1640 привлекла к его творчеству внимание Людовика XIII (1601–1643), по приглашению которого Пуссен приехал работать в Париж. Художник получил заказ от короля написать картины для его капелл в Фонтенбло и Сен-Жермене.

Осенью 1642 Пуссен снова уезжает в Рим. Темами его картин этого периода были добродетели и доблести властителей, библейских или античных героев: "Великодушие Сципиона" (1643, Москва, ГМИИ им. А.С.Пушкина). В своих полотнах он показывал совершенных героев, верных гражданскому долгу, самоотверженных, великодушных, при этом демонстрируя абсолютный общечеловеческий идеал гражданственности, патриотизма, душевного величия. Создавая идеальные образы на основе реальности, он сознательно исправлял природу, принимая из нее прекрасное и отбрасывая безобразное.

Во второй половине 40-х Пуссен создал цикл "Семь таинств", в котором раскрыл глубокое философское значение христианских догм: "Пейзаж с апостолом Матфеем", "Пейзаж с апостолом Иоанном на острове Патмосе" (Чикаго, Институт искусств).

Конец 40-х – начало 50-х – один из плодотворных периодов в творчестве Пуссена: он написал картины "Элиазар и Ревекка", "Пейзаж с Диогеном", "Пейзаж с большой дорогой", "Суд Соломона", "Экстаз св. Павла", "Аркадские пастухи", второй автопортрет.

В последний период творчества (1650–1665) Пуссен все чаще обращался к пейзажу, герои его были связаны с литературными, мифологическими сюжетами: "Пейзаж с Полифемом" (Москва, ГМИИ им. А.С. Пушкина). Летом 1660 он создает серию пейзажей "Четыре времени года" с библейскими сценами, символизирующими историю мира и человечества: "Весна", "Лето", "Осень", "Зима". Пейзажи Пуссена многоплановы, чередование планов подчеркивалось полосами света и тени, иллюзия простора и глубины придавала им эпическую мощь и величие. Как и в исторических картинах, главные герои, как правило, расположены на переднем плане и воспринимаются как неотделимая часть пейзажа. Последнее, незавершенное полотно мастера – "Аполлон и Дафна" (1664).

19 ноября 1665 Пуссен скончался.

Значение творчества Пуссена для истории живописи огромно. Французские художники и до него были традиционно знакомы с искусством Италии эпохи Возрождения. Но они вдохновлялись произведениями мастеров итальянского маньеризма, барокко, караваджизма. Пуссен был первым французским живописцем, который воспринял традицию классического стиля Леонардо да Винчи и Рафаэля. Ясность, постоянство и упорядоченность изобразительных приемов Пуссена, идейная и моральная направленность его искусства позже сделало его творчество эталоном для Академии живописи и скульптуры Франции, которая занялась выработкой эстетических норм, формальных канонов и общеобязательных правил художественного творчества.

По материалам энциклопедии "Кругосвет"


Для того чтобы увеличить изображение, кликните по нему левой кнопкой мыши.

Аполлон и Дафна

Аполлон и Дафна

Никола Пуссен, 1625 г.
Мюнхен, Старая Пинакотека

Детская вакханалия

Детская вакханалия

Никола Пуссен, 1626 г.
Рим, Национальная галерея Античного искусства

Спящая Венера

Спящая Венера

Никола Пуссен, 1626 г.
Цюрих, Дом искусств

Венера и Меркурий

Венера и Меркурий

Никола Пуссен, ок. 1627-29 гг.

Марс и Венера

Марс и Венера

Никола Пуссен, 1627-29 гг.
Бостон, музей Изящных Искусств

Венера и Адонис

Венера и Адонис

Никола Пуссен, ок. 1628-29 гг.
Техас, художественный музей Кимбелл

Вакханалия

Вакханалия

Никола Пуссен, 1628-30 гг.
Париж, Лувр

Эхо и Нарцисс

Эхо и Нарцисс

Никола Пуссен, 1628-30 г.
Париж, Лувр

Мидас и Бахус

Мидас и Бахус

Никола Пуссен, 1629-30 г.
Мюнхен, Старая Пинакотека

Ацис и Галатея

Ацис и Галатея

Никола Пуссен, ок. 1630 г.
Дублин, Национальная галерея Ирландии

Селена и Эндимион

Селена и Эндимион

Никола Пуссен, ок. 1630 г.
Детройт, Художественный институт

Вдохновение поэта

Вдохновение поэта

Никола Пуссен, ок. 1630 гг.
Париж, Лувр

Спящая Венера и Купидон

Спящая Венера и Купидон

Никола Пуссен, 1630-31 г.
Дрезден, Картинная галерея

Воспитание Бахуса

Воспитание Бахуса

Никола Пуссен, 1630-1635 гг.
Париж, Лувр

Царство Флоры

Царство Флоры

Никола Пуссен, 1631 г.
Дрезден, Картинная галерея

Триумф Флоры

Триумф Флоры

Никола Пуссен, 1631 г.
Париж, Лувр

Аврора и Кефал

Аврора и Кефал

Никола Пуссен, 1631-33 гг.
Лондон, Национальная галерея

Вакханалия перед статуей Пана

Вакханалия перед статуей Пана

Никола Пуссен, 1631-33 гг.
Лондон, Национальная галерея

Триумф Посейдона и Амфитриты

Триумф Посейдона и Амфитриты

Никола Пуссен, 1634 г.
Филадельфия, Музей Искусств

Гелиос, Фаэтон, Сатурн и Четыре сезона

Гелиос, Фаэтон, Сатурн и Четыре сезона

Никола Пуссен, ок. 1635 г.
Берлин, Государственные музеи

Воспитание Юпитера

Воспитание Юпитера

Никола Пуссен, 1635-37 г.
Лондон, картинная галерея Далвич

Триумф Пана

Триумф Пана

Никола Пуссен, 1636 г.
Лондон, Национальная галерея

Пан и Сиринга

Пан и Сиринга

Никола Пуссен, 1637-38 гг.
Дрезден, Картинная галерея

Венера передает Энею оружие

Венера передает Энею оружие

Никола Пуссен, 1639 г.
Руан (Франция), Музей изящных искусств

Аполлон и музы (Парнас)

Аполлон и музы (Парнас)

Никола Пуссен, 1630-е гг.
Мадрид, музей Прадо

Пейзаж с Орфеем и Эвридикой

Пейзаж с Орфеем и Эвридикой

Никола Пуссен, 1648 гг.
Париж, Лувр

Пейзаж с Полифемом

Пейзаж с Полифемом

Никола Пуссен, 1648 г.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Ахиллес и дочери Ликомеда

Ахиллес и дочери Ликомеда

Никола Пуссен, 1656 г.
Бостон, Музей изящных искусств

Ахилл и дочери Ликомеда

Ахилл и дочери Ликомеда

Никола Пуссен, 1656 г.
Бостон, Музей изящных искусств

Аполлон и Дафна

Аполлон и Дафна

Никола Пуссен, 1664 г.
Париж, Лувр

Пейзаж с Дианой и Орионом

Пейзаж с Дианой и Орионом

Никола Пуссен, 1660-64 гг.
Нью-Йорк, музей искусств Метрополитен



Новости

57 калужан пострадали от укусов клещей
Клещи атакуют жителей Калужской области. Только за прошлую неделю 57 человек обратились за помощью к врачам после укусов клещей, 16 из них – дети. 6 анализов из 57 дали положительную реакцию на клещевой иксодовый боррелиоз.
После пересадки пениса мужчине потребуются татуировки
40-летний мужчина, который 17 лет назад лишился полового члена во время неудачной операции обрезания, прошел через третью в мире успешную пересадку пениса. Правда, возникла проблема в разном цвете кожи между имплантом и реципиентом, но хирурги обещают исправить ее с помощью татуировок.
Строители запатентовали уникальную технологию «Алтайский теплый дом»
Уникальную технологию строительства «Алтайский теплый дом» запатентовал научно-исследовательский центр «КаспНИЦ». Суть разработки состоит в том, что для стен используют откалиброванные доски двух размеров, которые крепятся меж собой по новой технологии, обеспечивая прочность конструкции.
Роскосмос начал создавать цифровую модель Земли
Корпорация «Роскосмос» приступила к созданию обновляемой цифровой модели поверхности Земли в рамках проекта «Цифровая Земля», сообщает пресс-служба госкорпорации. Точность модели нашей планеты составит около 1 метра с периодической актуализацией.
Премия за кредит
Даже в случае досрочного погашения кредита, ради которого и оформлялась страховка. Минюст решил исправить эту несправедливость и предложил поправки, которые обяжут страховщиков «лишнюю» часть премии возвращать.
НБКИ: Россияне стали чаще брать ипотеку на крупные суммы
В России растет доля ипотечных кредитов, размеры которых превышают 3 млн руб. Такие данные приводит в исследовании по итогам четырех месяцев 2017 года Национальное кредитное бюро (НБКИ).
Международный Медиафорум стартовал в Анталье
Медиафорум – крупнейшая международная медиаплощадка, где наряду с экономикой, туристическим и торговым потенциалом Турции обсуждаются такие темы, как культура и СМИ. Мероприятие собрало в Анталье 142 представителя прессы из 50 стран мира.
Власти Кубани намерены развивать авиасообщение между городами региона
Глава региона подчеркнул, что авиакомпания является одним из ключевых партнеров региона. Соглашение о сотрудничестве власти Кубани и руководство UTair заключили в феврале 2017 года. В его рамках достигнутых договоренностей с 23 мая начнут запускать новые авиарейсы.
Рейтинг@Mail.ru