Тициан



галереи изображений · греческая мифология · римская мифология · список существ и событий

Тициан. Автопортрет

Тициан (Тициано Вечеллио; Tizianо Vecellio), 1476/77 или ок. 1487–1576 гг. · венецианский живописец эпохи Возрождения. Родился в горной деревушке Пьеве ди Кадоре. Еще мальчиком приехал в Венецию, где некоторое время работал у мозаичиста Дзуккато. Затем Тициан попал в мастерские Джентиле и Джованни Беллини. В 1508 он работал с Джорджоне над фресками в Фондако деи Тедески. От Джорджоне Тициан воспринял тонкое чувство колорита, проникся поэтической атмосферой его произведений и после смерти Джорджоне в 1510 завершил работы учителя. В 1513 Тициан уже приобрел известность и стал получать не только частные, но и государственные заказы. Картина "Вознесение Богоматери" ("Ассунта"), написанная в 1518 для церкви Санта Мария деи Фрари в Венеции, свидетельствует о творческой зрелости мастера.

Тициану покровительствовали многие влиятельные лица: начиная с 1516 – династия д'Эсте в Ферраре; несколькими годами позже – семейство Гонзага в Мантуе; в 1530-х годах – семья Ровере в Урбино. В 1532 он познакомился с Карлом V Испанским и работал по его заказам более двадцати лет. Последние годы жизни Тициан провел в Венеции, исполняя в числе прочих многочисленные заказы Филипа II Испанского. Таким образом, большую часть своей жизни Тициан был окружен роскошью и славой. Архитектор и скульптор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино и Тициан составили блестящий триумвират, царивший на венецианской культурной сцене в течение нескольких десятилетий. Хотя в последние годы жизни силы Тициана стали угасать, он продолжал работать с изумительной творческой изобретательностью до самой смерти 27 августа 1576.

Ранний период творчества Тициана является предметом ученых споров. Трудно дифференцировать произведения Беллини, Джорджоне и Тициана первых лет XVI в. К 1510 Тициан усвоил живописную манеру Джорджоне. Он завершил пейзаж в картине Джорджоне "Венера" (Дрезден, Картинная галерея), а другие произведения, в том числе "Сельский концерт" (Лувр), могли быть выполнены Тицианом по эскизам Джорджоне. К 1515 влияние живописи Джорджоне на стиль Тициана ослабло. Картина "Флора" (Флоренция, галерея Уффици), в которой изображена златовласая, пышущая здоровьем красавица, является панегириком женственности. Идеал земной, телесной красоты и любовь мастера к игре с различными фактурами получили воплощение в картине "Любовь земная и небесная" (Рим, галерея Боргезе).

В 1516–1518 Тициан исполнил алтарный образ "Вознесение Богоматери" ("Ассунта") для церкви Санта Мария деи Фрари. Богоматерь возносится в небо, окруженная ангельским хором; ее фигура акцентирована простым сопоставлением трех основных цветов.

Бурное движение характеризует три картины на мифологические темы, которые Тициан написал в 1518–1523 для герцога Альфонсо д'Эсте: "Праздник Венеры", "Вакханалия" (обе в Прадо), "Вакх и Ариадна" (Лондон, Национальная галерея).

С 1519 по 1526 Тициан работал над "Алтарем семейства Пезаро" для церкви Санта Мария деи Фрари. В этой композиции изображение Мадонны на троне смещено относительно центра так, что в картине возникает нарастающее диагональное движение слева направо. Портреты Тициана, исполненные в течение 1520-х годов, выглядят более камерными. Обычно, как в "Мужском портрете" (Лондон, Национальная галерея), в них акцентируются черты личности модели.

В 1530-е годы Тициан создает полотна, совершенные с точки зрения живописной техники. Картина "Введение Марии во храм" (1534–1538, Венеция, галерея Академии) для Скуола делла Карита представляет собой яркий, праздничный образ, в котором архитектура как будто образует обрамление для многочисленных портретных изображений. Это произведение вызывает в памяти городские виды и изображения венецианских праздников у Карпаччо и Джентиле Беллини и предвещает сцены пиров Веронезе. Картину Тициана "Венера Урбинская" (1538, Уффици) можно сопоставить с "Венерой" Джорджоне (Дрезден, Картинная галерея): у Тициана богиня изображена проснувшейся, она полулежит на своем ложе в изысканно убранной комнате. Прекрасная женщина представлена величавой, исполненной чувства собственного достоинства, но ее изображение уже не вызывает ощущения тайны, как в картине Джорджоне. В "Портрете Франциска I" (1538, Лувр), в котором художник явно польстил королю, изобразив его при всех регалиях, позирующим в профиль, как бы суммируется весь накопленный мастером опыт.

В 1540-е годы Тициана вновь охватил дух экспериментаторства, стремление расширить технические возможности живописи и достичь более глубокого психологического проникновения в образы своих героев. В парижской версии картины "Коронование терновым венцом" (Лувр) он использует резкие диагональные построения и тесно сгруппированные фигуры, чтобы передать эмоциональное напряжение, а через него – силу физического страдания Христа. На неоконченном "Портрете папы Павла III с Алессандро и Оттавио Фарнезе" (1546, Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте) представлен немощный, но хитрый старик, которого пытаются обмануть двуличные услужливые родственники. Изучение памятников античного искусства в Риме в 1545–1546 дает о себе знать в картине "Даная" (Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте). "Конный портрет Карла V" (Прадо) – парадное изображение императора в боевом облачении на фоне заходящего солнца.

К концу 1550-х годов в произведениях художника появляются новые черты, образующие в своей совокупности тот феномен, который получил название "позднего стиля Тициана". Для него характерны работа более жидкими красками и звучные, как бы тлеющие изнутри цвета, подчиняющиеся игре света. Метод наложения плотных слоев краски резкими, прерывистыми мазками, смешение которых обретает определенные формы только при взгляде с достаточного расстояния, обусловил интерес многих художников XIX-XX вв. к творчеству мастера. Воплощением этого позднего стиля является картина "Похищение Европы" (Бостон, собрание Изабеллы Стюарт Гарднер), где живыми, подвижными выглядят не только человеческие фигуры, но и пейзаж. "Положение во гроб" (1659, Прадо) повторяет иконографическую схему композиции, выполненной мастером 35 лет назад, но здесь группа главных персонажей расположена более компактно, а эмоции изображенных людей более открыты. Индивидуальные роли отдельных героев теперь, однако, не так сильно выделены; фигуры почти сливаются в единую массу под воздействием объединяющего света и посредством текучей живописной фактуры. Мюнхенская версия картины "Коронование терновым венцом" (1570, Старая Пинакотека) повторяет композицию 1542, хранящуюся в Лувре; в ней хорошо вылепленные формы подчинены вибрирующему свету.

Последняя картина Тициана – "Оплакивание Христа" (Венеция, галерея Академии) была сделана им для своего собственного надгробия между 1573 и 1576.

По материалам энциклопедии "Кругосвет"


Для того чтобы увеличить изображение, кликните по нему левой кнопкой мыши.

Флора

Флора

Тициан, ок. 1515 г.
Флоренция, галерея Уффици

Праздник Венеры

Праздник Венеры

Тициан, 1519 г.
Мадрид, музей Прадо

Вакх и Ариадна

Вакх и Ариадна

Тициан, 1523-24 гг.
Лондон, Национальная галерея

Вакханалия

Вакханалия

Тициан, 1523-25 гг.
Мадрид, музей Прадо

Венера Анадиомена (Венера, выходящая из океана)

Венера Анадиомена (Венера, выходящая из океана)

Тициан, ок. 1525 г.
Эдинбург, Национальная галерея Шотландии

Венера Урбинская

Венера Урбинская

Тициан, 1538 г.
Флоренция, галерея Уффици

Юпитер и Антиопа

Юпитер и Антиопа

Тициан, 1540-42 гг.
Париж, Лувр

Даная и амур

Даная и Амур

Тициан, 1544-46 гг.
Неаполь, Национальный музей Каподимонте

Венера с органистом и Купидоном

Венера с органистом и Купидоном

Тициан, 1548 г.
Мадрид, музей Прадо

Венера, Купидон и органист

Венера, Купидон и органист

Тициан, ок. 1548-49 гг.
Берлин, Государственные музеи

Венера, Купидон и куропатка

Венера, Купидон и куропатка

Тициан, ок. 1550 г.
Флоренция, галерея Уффици

Даная

Даная

Тициан, 1553-54 г.
Мадрид, музей Прадо

Венера и Адонис

Венера и Адонис

Тициан, 1553-54 гг.
Мадрид, музей Прадо

Венера и Адонис

Венера и Адонис

Тициан.
Рим, Национальная галерея Античного искусства

Даная

Даная

Тициан, ок. 1554 г.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Даная

Даная

Тициан, ок. 1554 г.
Вена, Институт истории искусств

Венера с зеркалом

Венера с зеркалом

Тициан, 1554-55 гг.
Вашингтон, Национальная галерея искусств

Венера и Адонис

Венера и Адонис

Тициан, ок. 1555 г.
Вашингтон, Национальная галерея искусств

Диана и Актеон

Диана и Актеон

Тициан, 1556-59 гг.
Эдинбург, Национальная галерея Шотландии

Диана и Каллисто

Диана и Каллисто

Тициан, 1556-59 г.
Эдинбург, Национальная галерея Шотландии

Похищение Европы

Похищение Европы

Тициан, 1559-62 гг.
Бостон, собрание Изабеллы Стюарт Гарднер

Гибель Актеона

Гибель Актеона

Тициан, 1562 г.
Лондон, Национальная галерея

Венера, завязывающая глаза Купидону

Венера, завязывающая глаза Купидону

Тициан, ок. 1565 г.
Рим, галерея Боргезе

Наказание Марсия

Наказание Марсия

Тициан, 1575-76 гг.
Кромериц (Чехия), Государственный музей



Новости

Психологи выяснили, как меняется личность за 60 лет
Психологи из Эдинбурга решили выяснить, насколько люди способны меняться с возрастом. Множество исследований по этой теме доказывают, что с годами личность человека меняется незначительно.
Долгий сон по выходным дает чувство усталости, а не отдыха
Ученые шведского Каролинского института полагают, что продолжительный сон по выходным дням только нарушает биологические ритмы людей, следствием его становится то, что они чувствуют себя больше уставшими, нежели отдохнувшими.
Samsung показан новый процессор Samsung Exynos 9 Series
Руководителями южнокорейской корпорации Samsung пользователям показан новый процессор типа Samsung Exynos 9 Series. 64-разрядную 8-ядерную новинку станут производить по технологическому современному процессу типа 10-нм FinFET.
Kobo запустила книжную подписочную программу
За 10 евро в месяц пользователи получают доступ к 40 тысячам книг, 16 тысяч из которых — на голландском языке. Подписочная программа — совместный продукт Kobo и Bol. Вторая запустила книжный сервис в вышеупомянутых странах пять лет назад, и с тех пор он значительно вырос в популярности.
Третью часть ВРП в Казани в 2016 году обеспечил частный бизнес
Мэр Казани Ильсур Метшин отчитался перед депутатами Казанской городской думы по итогам 2016 года. По данным, изложенным в отчете главы города, вклад Казани в валовый региональный продукт республики составил третью часть от общего результата.
В США ищут подрядчиков для строительства стены на границе с Мексикой
Таможенно-пограничная служба США в начале марта предложит потенциальным подрядчикам представить свои проекты по строительству стены на границе с Мексикой, а уже в апреле рассчитывает заключить соответствующие контракты, передаёт Associated Press.
Рейтинг@Mail.ru