Антонис ван Дейк



галереи изображений · греческая мифология · римская мифология · список существ и событий

Антонис ван Дейк. Автопортрет

Антонис ван Дейк (Antonis van Dijk), 1599-1641 гг. · знаменитый фламандский живописец, мастер портрета, мифологической, религиозной картины, офорта. Его творчество пришлось на период, когда после раздела Нидерландов на Голландию и Фландрию, самый крупный город Фландрии Антверпен, родина художника, начинал возрождаться после войны. В искусстве главой и лидером являлся Питер Пауль Рубенс, творчество которого наравне с творчеством Якоба Йорданса, Франса Снейдерса (1579-1657) и, конечно, Ван Дейка и определило путь развития фламандской школы живописи второй половины XVII в.

Антонис Ван Дейк родился 22 марта 1599 г. в Антверпене, был седьмым ребенком в семье богатого торговца тканями Франса Ван Дейка, который был дружен со многими художниками Антверпена. В 1609 г. в 10-летнем возрасте его отдают в мастерскую известного живописца Хендрика ван Балена (1574/75-1632), писавшего картины на мифологические темы.

В 1615-1616 гг. Ван Дейк открывает собственную мастерскую. К ранним работам относится его "Автопортрет" (ок. 1615, Вена, Музей истории искусств), отличающийся изяществом и элегантностью. В 1618-1620 создает цикл из 13 досок, изображающих Христа и апостолов: "Св. Симон" (ок. 1618, Лондон, частное собрание), "Св. Матфей" (ок. 1618, Лондон, частное собрание). Выразительные лица апостолов написаны в свободной живописной манере. Сейчас значительная часть досок этого цикла рассеяна по музеям всего мира. В 1618 г. Ван Дейк был принят мастером в гильдию живописцев Святого Луки и, уже имея собственную мастерскую, сотрудничает с Рубенсом, работает как помощник в его мастерской.

С 1618 по 1620 гг. Ван Дейк создает произведения на религиозные темы, часто в нескольких вариантах: "Коронование терновым венцом" (1621, 1-й берлинский вариант — не сохранился; 2-й - Мадрид, Прадо); "Поцелуй Иуды" (ок. 1618-1620, 1-й вариант - Мадрид, Прадо; 2-й — Минеаполис, Институт искусств); "Несение креста" (ок. 1617-1618, Антверпен, Синт-Паулускерк); "Св. Мартин и нищие" (1620-1621, 1-й вариант — Виндзорский замок, Королевское собрание; 2-й вариант — Завентем, церковь Сан Мартен), "Мученичество св. Себастьяна" (1624-1625, Мюнхен, Старая Пинакотека).

Антонис Ван Дейк обязан своей славой жанру портрета, который в иерархии жанров европейской живописи занимал низкое положение. Однако во Фландрии к этому времени уже сложилась традиция портретного искусства. Ван Дейк написал сотни портретов, несколько автопортретов, стал одним из создателей парадного портрета XVII в. В портретах своих современников он показывал их интеллектуальный, эмоциональный мир, духовную жизнь, живой характер человека. В ранних портретах Ван Дейк пишет зажиточных горожан, художников с семьями. Тема изображения семейств и супружеских пар, столь распространенная в искусстве Нидерландов XVI в., была подхвачена Ван Дейком: "Портрет Франса Снейдерса с Маргаритой де Вос" (ок. 1621, Кассель, Картинная галерея). В знаменитом "Семейном портрете" (1623, Санкт-Петербург, Эрмитаж) Ван Дейком переданы естественные движения и жесты, кажущиеся случайными позы, живые взгляды, устремленные на зрителя — все эти новшества он вносит в искусство портрета. К знаменитым портретам этого периода относится и "Портрет Корнелиуса ван дер Геста" (ок. 1620, Лондон, Национальная галерея), овеянный тонким психологизмом.

В 1920 г. по инициативе королевского гофмаршала Томаса Хауэрда, графа Эрендела (1585-1646) Ван Дейк был приглашен в Англию в качестве придворного живописца. Здесь он знакомится с произведениями Высокого Возрождения. Художник неоднократно писал портреты графа и членов его семьи, самый лучший из которых "Портрет графа Эрендела с внуком лордом Монтерверсом" (ок. 1635, Эрендел-касл, Собрание герцога Норфолка).

Ван Дейк проведя в Англии около года, совершает поездку в Италию, ряд городов которой он посещает в свите леди Эрендел. По пути в Италию он заезжает в Антветпен, где пишет несколько картин, самая известная из которых портрет супруги Рубенса "Портрет Изабеллы Брандт" (ок. 1621, Вашингтон, Национальная галерея искусства).

В Италии, в которой Ван Дейк провел с 1621 по 1627 гг., он изучает произведения итальянской живописи. Восхищаясь творчеством Тициана, Тинторетто, Веронезе (1528-1588), он делает зарисовки с натуры, наброски картин знаменитых художников, что составило "Итальянский альбом" (Лондон, Британский музей) Ван Дейка. Обосновавшись в Генуе, он подолгу жил в Риме, Мантуе, Венеции, Турине, Флоренции, продолжая писать портреты. Среди них подчеркнуто парадный "Портрет кардинала Гвидо Бентивольо" (1623, Флоренция, Галерея Питти), сочетающий внешнюю репрезентативность с раскрытием богатой внутренней жизни.

В 1624 г. Ван Дейк получает приглашение от вице-короля Сицилии посетить Палермо, где он пишет поколенный "Портрет вице-короля Эммануила Филиберта Савойского" (1624), а также большую алтарную картину для палермской церкви Ораторио дель Розарио "Мадонна четок" (1624-1627) — самый крупный заказ, полученный Ван Дейком от церкви в итальянский период.

Вернувшись в Геную, Ван Дейк, уже известный, модный портретист, пишет блестящие портреты-картины. Он создает сложные композиции парадного портрета, на которых предстает несколько романтизированный, величественный мир аристократии. Он изображает портретируемых в полный рост на фоне роскошных дворцов, открытых террас, величественных пейзажей, придает им горделивые позы и эффектные жесты. Великолепие их костюмов с блестяще прописанными тканями, со струящимися складками усиливают значимость образов. "Портрет маркизы Елены Гримальди Каттанео со слугой негритенком" (1623, Вашингтон, Национальная галерея искусств), "Портрет маркизы Бальби" (ок. 1623, Нью-Йорк, музей искусств Метрополитен), "Портрет Паолы Адорно с сыном" (ок. 1623, Вашингтон, Национальная галерея искусств), групповой портрет "Портрет семьи Ломеллини" (1624-1626, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии). В это время он обращается к изображению пожилых людей, отмеченных печатью прожитой жизни: "Портрет сенатора" и "Портрет жены сенатора" (1622-1627, Берлин, Государственные музеи), а также к изображению детей, создав впервые в истории искусств первый парадный детский групповой портрет: "Портрет детей семьи де Франки" (1627, Лондон, Национальная галерея).

В 1627 г. Ван Дейк вернулся в Антверпен, в котором он пробыл до 1632 г., вступил во владение наследством после смерти отца. Популярность его огромна: он выполняет заказы на крупные алтарные картины для церквей Антверпена, Гента, Куртрэ, Мелехена, портреты, картины на мифологические темы. Для церкви иезуитов Ван Дейк пишет большую алтарную картину "Видение св. Августина" (1628, Антверпен, Церковь св. Августина), для придела Братства холостяков в антверпенской церкви иезуитов — "Богоматерь и младенец Иисус со св. Розалией, Петром и Павлом" (1629, Вена, Музей истории искусств), для церкви доминиканцев в Антверпене - "Распятие со св. Домиником и св. Екатериной Сиенской" (1629, Антверпен, Королевский музей изящных искусств). Он создает много полотен меньшего размера на религиозную тематику: "Видение Богоматери блаженному Герману Иосифу" (1630, Вена, Музей истории искусств), "Богоматерь с куропатками" (нач. 1630-х, Санкт-Петербург, Эрмитаж), написанная для английской королевы.

Среди портретов Ван Дейка этого периода преобладали изображения представителей правящих кругов, знатных семейств, духовенства, сановников, художников. Он с любовью прописывает детали костюмов, украшений, и вместе с тем его живопись очень свободна: динамичные мазки, широкое письмо. Он блистательно передает внутренний мир портретируемого, они полны жизни, естественны: "Портрет Яна ван дер Ваувера" (1632, Москва, ГМИИ им. Пушкина), "Портрет Мартина Рейкарта" (1630, Мадрид, Прадо), "Портрет Марии Луизы де Тассис" (1628, Вадуц, Собрание Лихтенштейн).

С 1626 по 1633 гг. он создает галерею графических портретов выдающихся современников, получившая название Иконография. Для офортной серии он выполнил с натуры подготовительные рисунки, часть офортов была выполнена самим Ван Дейком, часть с помощью граверов. Портреты делились на три группы: монархи и полководцы (16 портретов), государственные деятели и философы (12 портретов), художники и коллекционеры (52 портрета). Одни рисунки Ван Дейк делал с натуры, другие — с портретов, написанных им самим или другими художниками. Иконография была издана в 1632 г. в Антверпене. На титульном листе помещался автопортрет Ван Дейка. После его кончины Мартин ван Эмден, гравер, печатавший эти офорты, продал первоначальные 80 досок. К ним было добавлено еще 15 досок, выгравированных самим Ван Дейком, а также гравюры других художников, так что общее число было доведено до 100. Это издание появилось в свет в 1645 г. и стало известно под названием «Centum Icones» («Сто изображений»). Иконография не только важный исторический документ, но и имеет высокохудожественную ценность.

В 1632 г. по приглашению короля Карла I (1625-1649), которого Рубенс называл «величайшим любителем живописи из всех государей мира», Ван Дейк едет в Англию. Там он получает должность «главного живописца на службе их величества», дворянский титул и золотую цепь.

В 1634 г. Ван Дейк посещает Антверпен, а затем Брюссель, в котором он пишет портреты знати: "Портрет Кардинала-инфанта Фердинанда" (1634, Мадрид, Прадо), "Конный портрет Томаса, принца Савойско-Кариньянского" (1634, Турин, галерея Сабауда). Он получил крупный заказ на выполнение группового портрета в натуральную величину городских эшевенов (муниципальных советников) для зала ратуши. От погибшей в 1695 г. картины сохранились лишь подготовительные наброски маслом.

18 октября 1634 г. гильдия св. Луки г. Антверпена признала Ван Дейка лучшим среди фламандских художников, присудив ему высшую награду: он был избран почетным деканом, его имя было внесено заглавными буквами в список членов гильдии.

Вскоре Ван Дейк возвращается в Англию, где он провел последующие 15 лет.

Им были написаны картины на мифологическую тематику: "Ринальдо и Армида" (1628, Балтимор, Картинная галерея), "Амур и Психея" (1638, Лондон, Хептон-корт).

В Англии господствующим жанром в живописи был портрет, и работа Ван Дейка в этом жанре в Англии стала значительным событием. Основными заказчиками был король, члены его семьи, придворная знать. К шедеврам Ван Дейка относится "Конный портрет Карла I с сеньором де Сент Антауном" (1633, Бакингемский дворец, Королевские собрания). Выделяется парадный "Портрет Карла I на охоте" (ок. 1635, Париж, Лувр), показывающий короля в охотничьем костюме, в изысканной позе на фоне пейзажа. Известен т.н. "Тройной портрет короля" (1635, Виндзорский замок, Королевские собрания), на котором король показан в трех ракурсах, т. к. предназначался для отсылки в Италию, в мастерскую Лоренцо Бернини (1598-1680), которому было заказано создать бюст Карла I. После того, как в 1636 г. выполненный Бернини бюст (не сохранился) был доставлен в Лондон и вызвал фурор при английском дворе, королева Генриетта Мария тоже пожелала иметь собственное скульптурное изображение. Всего Ван Дейк писал королеву более 20 раз, но для этого замысла он создал три ее отдельных портрета, среди которых самый значительный "Портрет Генриетты Марии с карликом сэром Джефри Хадсоном" (1633, Вашингтон, Национальная галерея искусств). Но, видимо, они так и не были отосланы, и эта идея не была воплощена в жизнь. Ван Дейк в 1635 г. получает заказ на написание картины с изображением детей короля "Трое детей Карла I" (1635, Турин, Галерея Сабауда), которая позже была отослана в Турин, и считающаяся шедевром детского портрета. В том же году он повторяет картину, а два года спустя создает полотно "Пятеро детей Карла I" (1637, Виндзорский замок, Королевские собрания).

В этот период Ван Дейк пишет эффектные портреты придворных, создал портретную галерею молодых английских аристократов: "Принц Карл Стюарт" (1638, Виндзор, Королевские собрания), "Принцесса Генриетта Мария и Вильгельм Оранский" (1641, Амстердам, Рейксмузеум), "Портрет королевских детей" (1637, Виндзорзорский замок, Королевские собрания), "Портрет Филиппа Уортона" (1632, Санкт-Петербург, Эрмитаж), "Портрет лордов Джона и Бернарда Стюартов" (ок. 1638, Хэмпшир, Собрание Маунтбеттена).

К концу 30-х им созданы превосходные мужские портреты, великолепные по решению и психологической характеристике, строгие и правдивые: "Портрет сэра Артура Гудвина" (1639, Дербишир, Собрание герцога Девонширскиго), "Портрет сэра Томаса Чалонера" (ок. 1640, Санкт-Петербург, Эрмитаж).

В 1639 г. он женится на Мэри Рутвен, фрейлины королевы, в 1641 г. у них родилась дочь Юстиниана. В 1641 г. у Антониса Ван Дейка ухудшается здоровье, и после долгой болезни 9 декабря 1641 г. он скончался в возрасте 42 лет. Похоронили его в соборе Святого Павла в Лондоне.

Ван Дейк написал около 900 полотен, огромное количество для человека, чья творческая деятельность длилась около 20 лет. Он оставил грандиозное наследие, не только потому, что работал быстро и легко, но и потому, что использовал многочисленных помощников, художников из Фландрии и Англии, которые писали задние планы, драпировки, использовал манекены для написания одежд.

Творчество Ван Дейка оказало огромное влияние на развитие английской и европейской портретной живописи. Он был основателем английской школы портрета, традиции которого сохранятся в искусстве в течение столетий. Ван Дейк в портретах показывал людей разных сословий, разного социального уровня, разных по душевному и интеллектуальному складу. Приверженец традиций фламандского реализма он был создателем официального парадного портрета, в том числе аристократического портрета, в котором показывал благородного, утонченного, рафинированного человека, а также был создателем интеллектуального портрета.

По материалам энциклопедии "Кругосвет"


Для того чтобы увеличить изображение, кликните по нему левой кнопкой мыши.

Амур и Психея

Амур и Психея

Антонис ван Дейк, 1639-40 гг.
Виндзор, Королевское собрание

Юпитер и Антиопа

Юпитер и Антиопа

Антонис ван Дейк.
Гент, музей Прекрасных искусств

Наброски фигур к композиции Вакханалия

Наброски фигур к композиции "Вакханалия"

Антонис ван Дейк



Новости

За небольшую оплату купить квартиру в севастополе на выгодных условиях. Гарантированно.

Медики выяснили, какие еще болезни вызывает курение
Группа медиков из Американского института здоровья провела ряд исследований, по результатам которых смогла определить еще ряд болезней, которые вызывает курение, кроме уже известных проблем с сердцем и легкими.
Ученые выяснили, какие люди могут стать популярными
Американские исследователи выяснили, какими качествами должен обладать человек, чтобы стать популярным. Для этого ученые провели эксперимент с участием 200 человек. Добровольцы не были знакомы друг с другом и их попросили пообщаться между собой.
Chrome 56 начнёт предупреждать о небезопасных сайтах
Как стало известно несколько месяцев назад, компания Google намерена активно бороться с различными небезопасными сайтами, которые применяют протокол HTTP, чтобы осуществлять передачу паролей и данных банковских карт. Новый механизм уже добавлен в бета-версию новой версии браузера Chrome.
Apple и Rockstar Games анонсировали выход GTA IV на платформе iOS
Корпорация Apple Inc. и издатель серии компьютерных игр Grand Theft Auto Rockstar Games анонсировали выход четвертой части франшизы на базе платформы iOS. Ожидать новинку можно уже в декабре 2017 года. Rockstar Games ранее уже занималась переносом игр франшизы на мобильные платформы.
В Великом Новгороде отремонтировали 273,5 км дорог в текущем году
На шестом этапе строительства трассы М11 восстановили 17 дорог и 11 улиц общей протяженностью 240 км, а на седьмом этапе — 33,6 км. Дороги, которые используются при строительстве седьмого этапа, планируется передать региону в конце 2017 года, сообщает Новгород.ру.
Дмитрий Медведев подписал постановление в защиту дольщиков
Некоммерческая организация станет заниматься защитой прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства, если застройщики не выполняют свои обязательства и в отношении них арбитражным судом введены процедуры, применяемые в деле о банкротстве.
Средний возраст посещающих Ставропольский край туристов снижается
Средний возраст туристов, посещающих Ставропольский край, уменьшается. Об этом на шестом Форуме крупнейших компаний Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) сообщил консультант отдела функционирования и развития курортов Министерства культуры края Артем Луганов.
В Карловых Варах ищут замену россиянам
Предполагается, что рейс будет запущен в 2017 году компанией Travel Service. Сейчас регулярные рейсы из международного аэропорта Карловых Вар летают только до Москвы.
Рейтинг@Mail.ru