Жан Антуан Ватто



галереи изображений · греческая мифология · римская мифология · список существ и событий

Жан Антуан Ватто. Автопортрет

Жан Антуан Ватто (Jean Antoine Watteau), 1684-1721 гг. · французский живописец, рисовальщик и гравер. Ватто принадлежит к числу самых любимых художников в мировой истории искусства. Это не значит, что Ватто был баловнем судьбы, наоборот, он много пережил и перечувствовал, его творчество выдержало довольно длительный период отрицания и забвения. Любовь к нему особенно ценна тем, что заслужена постепенно, подтверждена временем и беспристрастной оценкой требовательных потомков. Нежно любимый друзьями, он был отвергнут в середине XVIII в. официальной художественной критикой за недостаток нравоучительности и героического духа и только сто с лишним лет спустя, благодаря усилиям братьев Гонкур, Бодлера и Верлена, занял подобающее ему место сначала в коллекции Уоллес, затем в Лувре (в 1869 там находилось 8 его картин) и, наконец, в истории искусств.

Ватто приехал в Париж в 1702 из северной Франции, из Валансьена, где он, несомненно, испытал влияние фламандцев. С 1703 по 1708 Ватто работает в мастерской Клода Жилло, копирует и пишет сюжеты итальянской комедии. От этого важного этапа творческого формирования художника сохранилось лишь одно бесспорное живописное свидетельство — московская картина "Что я вам сделал, проклятые убийцы?" (ок. 1708, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, где картина называется Сатира на врачей). В ней уже очевидны свойственные Ватто ирония и театральность, но в целом картина еще далека от лучших его полотен, ее отличают темный колорит, бедность пейзажа и скованность персонажей. В следующие годы Ватто пробует себя в разных жанрах, спорная хронология немногих сохранившихся работ этого периода не позволяет сделать определенных выводов об эволюции его интересов, однако его манера становится более свободной, а мазок — более свежим и легким. В картинах угадывается увлечение Рубенсом и венецианцами (Бивуак, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина).

В 1710, после короткой поездки в Валансьен, Ватто снова живет в Париже, в столь любимой им атмосфере живописи, музыки и театра. Среди его близких друзей — литератор и редактор Французского Меркурия Антуан де ла Рок, торговцы картинами, рамами и стеклом Жерсен и Сируа, актеры итальянской комедии, поэты и музыканты. Сформировавшийся вне жестко регламентированной академической системы, Ватто спокойно обдумывает и отбирает увлекающие его сюжеты, не заботясь о иерархии жанров, свободно отдается на волю чувства и фантазии. Он не любит работать на заказ, предпочитая свободу замысла и игру воображения. Он пишет пейзажи, маскарады в духе Жилло, портреты итальянских актеров, праздники в парках, заботясь больше о настроении, эмоциональном и живописном богатстве сцены, чем о скрупулезном портретном сходстве или торжественном величии.

В 1718 художник представляет в Академию Паломничество на остров Киферу (ныне — Париж, Лувр), его принимают как "живописца галантных праздников", т. е. не слишком выдающегося представителя не слишком уважаемого жанра. Это тем более удивительно, что картина Ватто во многих отношениях необыкновенна, она до сих пор вызывает огромный интерес, попытки новых оригинальных интерпретаций. Трудно сказать, что именно завораживает зрителя в картинах художника, будь то Паломничество на остров Киферу, Общество в парке или Жиль (все — Париж, Лувр): изумительная живопись, трепетная и нежная; тончайшая гамма мимолетных настроений в сочетании с длительными душевными состояниями (лукавая недоверчивость, отрешенная мечтательность, печаль и одиночество среди общего праздника) или виртуозное композиционное мастерство, мастерство режиссера, внезапно остановившего превосходно продуманное действие в важный момент драматического развития взаимоотношений и характеров персонажей.

Живописный театр Ватто — совершенно новый художественный мир, совсем не похожий на живопись предшествующей и даже последующей эпох. Далекий от патетики, Ватто также далеко ушел и от сонной тишины голландцев, в его картинах на фоне праздничной красоты костюмов и парков всегда ощущается движение времени, сложное переживание и назревающее действие. Написанная в 1720 Вывеска Жерсена (Берлин, Гос. музеи) — один из шедевров зрелого мастера, ироничного и тонкого наблюдателя, внутренне свободного и как будто не чувствующего пределов живописных возможностей. Зрителю снова представлена сцена из чудесного театра жизни, неисчерпаемо разнообразного, а иногда забавно предсказуемого, волшебно-сказочного и одновременно банального. Здесь замечательно сказалось мастерство Ватто-рисовальщика, неутомимо пополняющего свой необъятный репертуар движений, поз, поворотов и выражений лиц.

Рисунки Ватто, выполненные обычно тремя карандашами на тонированной бумаге, выдают в нем сдерживающий поэтическую фантазию обостренный интерес к реальности (Этюды, Париж, Лувр; Женские головки, Париж, собрание Бордо-Гру).

Несмотря на очевидное влияние Ватто на французскую живопись, начиная с его современников и друзей Ланкре и Ж.-Б. Патера, у него никогда не было учеников. Художники середины XVIII в. охотно использовали отдельные мотивы и уроки Ватто (например, Буше — в декоративных, Удри — в театральных сюжетах), однако в целом его художественный мир остался вневременным, неповторимым и индивидуальным.

По материалам энциклопедии Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика


Для того чтобы увеличить изображение, кликните по нему левой кнопкой мыши.

Фавн

Фавн
Жан Антуан Ватто, 1707-08 гг.
Частная коллекция

Юпитер и Антиопа

Юпитер и Антиопа

Жан Антуан Ватто, 1715-16 гг.
Париж, Лувр

Флора

Флора

Жан Антуан Ватто, 1716 г.
Париж, Лувр

Суд Париса

Суд Париса

Жан Антуан Ватто, 1720 г.
Париж, Лувр

Купание Дианы

Купание Дианы

Жан Антуан Ватто, 1720 г.
Париж, Лувр



Новости

В Псковской области введен карантин по африканской чуме свиней
Правительство Псковской области ввело режим карантина по африканской чуме свиней (АЧС) в Псковском районе, сообщает пресс-служба областной администрации. Указ об этом подписал сегодня и.о. губернатора области Максим Жаворонков.
Ученые рассказали, в какое время дня лучше есть калорийную пищу
Специалисты установили, что наибольшая доля калорийности суточного рациона должна приходиться на завтрак, а минимальная, соответственно, - на ужин. К такому выводу ученые пришли после исследования, в котором приняли участие пятьдесят тысяч человек, сообщает "Лента.ру".
Уфологи обнаружили замерзшее тело пришельца на вершине горы Адамс
Уфологи обнаружили замороженное тело гигантского инопланетянина на склоне вулкана Адамс. Судя по постоянно появляющимся вокруг горы неопознанным летающим объектам, ученые считают, что там расположена секретная база пришельцев. Видеозапись опубликована сообществом UFO Mania.
Воспитанники центра «Сириус» пообщались с космонавтом на МКС
Воспитанники образовательного центра "Сириус" в Сочи в прямом эфире задали вопросы космонавту Федору Юрчихину, работающему на МКС. Он провел для детей "космический урок". Школьники интересовались научными экспериментами, которые проводят на космической станции.
14 миллионов туристов посетят Московскую область в 2017 году
Власти Московской области ожидают, что в 2017 году Подмосковье посетят 14 миллионов туристов. Об этом сообщил губернатор Московской области Андрей Воробьев.
Туристы с пятницы не могут вылететь из Бодрума
С вечера пятницы ждут свой рей туристы туроператора Tez Tour, которые должны были вылететь из Бодрума. Согласно информации Life, туристам пришлось прождать несколько часов, после чего туроператор перевез туристов в ближайший отель.
Рейтинг@Mail.ru