Эдип



греческая мифология · персонажи мифов греции · список существ и событий · библиография

Эдип и Сфинкс

Эдип · сын фиванского царя Лая и Иокасты. Так как Лаю была предсказана Аполлоном смерть от руки собственного сына, он велел жене бросить новорождённого на горе Киферон, проколов ему булавкой сухожилия у лодыжек. Однако пастух, получивший ребенка от царицы Иокасты и не знавший истинной причины такого решения, сжалился над новорожденным и отдал его коринфскому пастуху, с которым встречался на горных выгонах. Тот отнёс ребенка своему бездетному царю Полибу, назвавшему мальчика Эдип ("с опухшими ногами") и воспитавшему его как родного сына.

Однажды, когда Эдип уже был взрослым юношей, какой-то подгулявший житель Коринфа обозвал его подкидышем, и, хотя приёмные родители всячески успокаивали сына и не открыли ему тайну его рождения, Эдип решил отправиться в Дельфы, чтобы спросить оракула Аполлона о своём происхождении. Оракул вместо ответа дал Эдипу прорицание, что ему суждено убить отца и жениться на матери. Не смея вернуться в Коринф, который он считал своей родиной, Эдип отправился искать счастье на чужбине.

По пути из Дельф, на перекрестке трёх дорог, ему повстречался какой-то знатный мужчина на колеснице в сопровождении слуг. В завязавшейся дорожной ссоре незнакомец ударил Эдипа по голове тяжелым скипетром, и в ответ разъяренный юноша дорожным посохом убил нападающего, его возницу и всех, как ему казалось, слуг. Однако один человек из свиты Лая (ибо это был он) спасся, вернулся в Фивы и рассказал, что царь погиб от рук разбойников. Эдип, продолжая путь, подошёл к Фивам и отгадал загадку обосновавшейся у городских стен чудовищной Сфинкс. В благодарность за избавление Фив от продолжительного бедствия фиванские граждане сделали Эдипа своим царем и дали в жены вдову Лая. Единственный свидетель встречи Эдипа с Лаем слуга, принесший известие о нападении разбойников, после воцарения Эдипа в Фивах отпросился у Иокасты на дальнее пастбище и больше в городе не показывался.

Так исполнилось пророчество, данное Эдипу в Дельфах, хотя ни он сам, ни Иокаста об этом не подозревали и около 20 лет вели счастливую супружескую жизнь, во время которой родились четверо детей: Полиник, Этеокл, Антигона, Исмена. Только по прошествии длительного срока, когда Фивы были поражены моровой язвой и дельфийский оракул потребовал изгнания из Фив неразысканного убийцы Лая, Эдип в процессе выяснения обстоятельств давнего преступления сумел установить, чей он сын, кого убил и с кем находился в браке. Он выколол себе глаза золотой застежкой, снятой с платья повесившейся Иокасты и со временем был изгнан из Фив.

Сопровождать слепого отца вызвалась преданная ему, несмотря на весь открывшийся позор, Антигона. После долгих скитаний Эдип доходит до священной рощи Эвменид в аттическом поселении Колон, где ему по давнему предсказанию суждено проститься с жизнью. Приютившему его Тесею Эдип открывает тайну, что в грядущих столкновениях афинян с фиванцами победа будет принадлежать той стороне, в чьей земле Эдип найдёт последнее прибежище. Пытающийся увлечь Эдипа обратно на родину брат Иокасты Креонт получает суровый отпор со стороны Тесея. Не находит сочувствия у Эдипа и Полиник, явившийся к нему за благословением в борьбе против брата Этеокла: Эдип проклинает обоих сыновей, изгнавших его из Фив, и предсказывает им взаимную гибель в предстоящем сражении. Удары грома дают понять Эдипу, что его ждут владыки подземного мира. Ведомый какой-то силой свыше, он сам находит путь к месту своего успокоения и разрешает лишь Тесею присутствовать при своей безболезненной кончине: Эдип поглощает разверзшаяся земля, и место, где это произошло, остаётся вечной тайной, которую Тесей имеет право только перед смертью передать своему наследнику.



В таком варианте миф об Эдипе известен по трагедиям Софокла "Царь Эдип" и "Эдип в Колоне". Другие источники сохранили более ранние или местные версии мифа. В одном из вариантов мифа родители не подбрасывают Эдипа на Кифероне, а опускают в ковчежке в море, и волна прибивает его к берегу у того же Коринфа или у Сикиона; здесь ребенка подбирает жена местного царя, занятая стиркой белья (Schol. Eur. Phoen.. 26-28, Hyg. Fab. 66, 67). Способ спасения Эдипа, изложенный Софоклом (передача ребенка одним пастухом другому), является изобретением поэта; по другим версиям, Эдипа находят пастухи (среди которых он вырастает) или случайный прохожий, то есть люди, не знающие о месте его рождения.

Существенно различаются и обстоятельства его встречи с Лаем и прибытия в Фивы. Согласно одному из вариантов, Эдип отправляется на поиски упряжки, похищенной у коринфского царя, которого он считает отцом, при этом он сталкивается с незнакомым ему Лаем и убивает его, после чего благополучно возвращается к Полибу, сняв с убитого пояс и меч. Впоследствии уже став царем Фив, Эдип однажды проезжает с Иокастой мимо места, где произошло убийство, сообщает о нём жене и в доказательство показывает взятые тогда трофеи. Иокаста узнает в своём новом супруге убийцу прежнего, но не открывает ему тайну и тем более не подозревает в Эдипе некогда подброшенного сына (Schol. Eur. Phoen. 1760). В этой связи особое значение приобретает версия, в которой применительно к Эдипу разрабатывается мотив богатырского сватовства: Креонт, оставшийся правителем Фив после гибели Лая, назначает руку овдовевшей царицы вместе с царским престолом в награду тому, кто избавит город от Сфинкс. На этот призыв откликается Эдип и побеждает чудовище в сражении (Eur. Phoen. 45-52). Состязание со Сфинкс в умственных способностях заменяет первоначальную физическую победу над ней, вероятно, не раньше 7 в. до н. э., в эпоху расцвета нравоучительных жанров и всякого рода загадок и фольклорных головоломок.

Значительно отличаются от софокловской версии также варианты предания о происхождении детей Эдипа. Согласно "Одиссее" (XI 271-280), боги скоро открыли тайну кровосмесительного брака Эдипа, вследствие чего его мать (у Гомера она зовется Эпикастой) повесилась, а Эдип продолжал царствовать в Фивах и умер, преследуемый эраниями. Вторую жену Эдипа аттический автор нач. 5 в. до н. э. Ферекид (frg. 48) называет Эвриганией и от этого брака производит четырех детей Эдипа, упомянутых выше.

Первоначальным ядром мифа об Эдипе следует, очевидно, считать древнейший фольклорный мотив о сражении не узнавших друг друга отца с сыном, в том же варианте, при котором сын побеждает отца как более молодой и сильный соперник. Этот сюжет восходит к периоду матрилокального брака, когда сын не может знать своего отца, ибо воспитывается в роду матери, при достижении зрелости отправляется на поиски отца, и, не узнав его, вступает в сражение с ним. На греческой почве такой мотив в наиболее чистом виде засвидетельствован в мифе о гибели Одиссея в сражении с Телегоном, его не узнанным сыном от Кирки; вариантом того же мотива можно считать смерть Акрисия от руки его внука Персея, выросшего на чужбине.

В случае с Эдипом матрилокальный брак заменяется воспитанием подброшенного младенца вдали от места рождения, что в конечной счёте приводит к тому же результату; обычному в таких случаях, посмертному "узнаванию" отца в упомянутых выше вариантах мифа об Эдипе соответствует опознание Иокастой в Эдипе убийцы её первого мужа.

Миф об Эдипе (в античной литературе разработанный также Сенекой в "Эдип" и Стацием в "Фиваиде") был объектом аллегорического истолкования в средневековой литературе. К образу Эдипа обращались Вольтер ("Эдип"), Шелли ("Эдип - царь") и др.



Новости

Нескольким регионам России запретили экспортировать мясо птицы
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) запретила с 14 марта поставки мяса птицы на экспорт без достаточной термической обработки из шести регионов России: Краснодарского края, Чечни, Калмыкии, Астраханской, Московской и Ростовской областей.
Больницу в Ленобласти отдадут в частную аренду
Губернатор Ленобласти Александр Дрозденко решил провести эксперимент по передаче больницы в 47 регионе в управление частной компании. Он дал комитету по здравоохранению поручение по разработке соответствующей схемы на заседании правительства 23 марта, передает корреспондент «Конкретно.ру».
Ученые: Деревья могут иметь свои сообщества
Теория ученых гласит: деревья стоит считать разумными существами, которые способны обмениваться между собой важной информацией. Сейчас наша цивилизация стремится к более тесному контакту с представителями флоры, которые обеспечивают нас стройматериалами, едой, а самое главное – кислородом.
Facebook Messenger добавил новые функции
Facebook Messenger добавил несколько новых функций: упоминание друзей в групповых переписках и реакция собеседника на отдельные сообщения. Пользователь не может поставить «дизлайк» под записью на стене в отличие от ответа на сообщение. Упомянуть друга можно, поставив перед его именем значок @.
Что выбрать: отделку от застройщика или ремонт своими силами?
Каждый третий покупатель предпочитает приобрести квартиру, готовую для проживания. Плюсы отделки от застройщика Основными причинами стабильного спроса на данное предложение традиционно считаются возможность въехать в построенное жилье сразу после получения ключей и сэкономленное на ремонте время.
Ставки на ипотеку снизят только осенью — эксперты
Снижение ключевой ставки Центрального банка России на 0.25% не окажет серьезное давление на рынок жилья в кредит. Эксперты уверены, что стоит ожидать изменений только осенью. Банк России в эту пятницу снизил ключевую ставку на 0.25% и теперь она составляет 9.75% годовых.
«Фотовыходные»: Пляжи Пхукета
Пляжи Пхукета Места съёмки: Патонг бич, остров Пхукет, Таиланд Дата съёмки: март 2017 Авторы: Сергей Кучук Проект "Фотовыходные" существует с 2013 года как одна из рубрик тематического раздела "Туризм".
Идем на взлет: летнее расписание омского аэропорта (карта)
Сегодня, 26 марта, вступило в силу летнее расписание движения самолетов через омский аэропорт. Утром уже отправились в путь самолеты в Москву и Санкт-Петербург. Эти рейсы являются самыми востребованными у омичей.
Рейтинг@Mail.ru