Эдип



греческая мифология · персонажи мифов греции · список существ и событий · библиография

Эдип и Сфинкс

Эдип · сын фиванского царя Лая и Иокасты. Так как Лаю была предсказана Аполлоном смерть от руки собственного сына, он велел жене бросить новорождённого на горе Киферон, проколов ему булавкой сухожилия у лодыжек. Однако пастух, получивший ребенка от царицы Иокасты и не знавший истинной причины такого решения, сжалился над новорожденным и отдал его коринфскому пастуху, с которым встречался на горных выгонах. Тот отнёс ребенка своему бездетному царю Полибу, назвавшему мальчика Эдип ("с опухшими ногами") и воспитавшему его как родного сына.

Однажды, когда Эдип уже был взрослым юношей, какой-то подгулявший житель Коринфа обозвал его подкидышем, и, хотя приёмные родители всячески успокаивали сына и не открыли ему тайну его рождения, Эдип решил отправиться в Дельфы, чтобы спросить оракула Аполлона о своём происхождении. Оракул вместо ответа дал Эдипу прорицание, что ему суждено убить отца и жениться на матери. Не смея вернуться в Коринф, который он считал своей родиной, Эдип отправился искать счастье на чужбине.

По пути из Дельф, на перекрестке трёх дорог, ему повстречался какой-то знатный мужчина на колеснице в сопровождении слуг. В завязавшейся дорожной ссоре незнакомец ударил Эдипа по голове тяжелым скипетром, и в ответ разъяренный юноша дорожным посохом убил нападающего, его возницу и всех, как ему казалось, слуг. Однако один человек из свиты Лая (ибо это был он) спасся, вернулся в Фивы и рассказал, что царь погиб от рук разбойников. Эдип, продолжая путь, подошёл к Фивам и отгадал загадку обосновавшейся у городских стен чудовищной Сфинкс. В благодарность за избавление Фив от продолжительного бедствия фиванские граждане сделали Эдипа своим царем и дали в жены вдову Лая. Единственный свидетель встречи Эдипа с Лаем слуга, принесший известие о нападении разбойников, после воцарения Эдипа в Фивах отпросился у Иокасты на дальнее пастбище и больше в городе не показывался.

Так исполнилось пророчество, данное Эдипу в Дельфах, хотя ни он сам, ни Иокаста об этом не подозревали и около 20 лет вели счастливую супружескую жизнь, во время которой родились четверо детей: Полиник, Этеокл, Антигона, Исмена. Только по прошествии длительного срока, когда Фивы были поражены моровой язвой и дельфийский оракул потребовал изгнания из Фив неразысканного убийцы Лая, Эдип в процессе выяснения обстоятельств давнего преступления сумел установить, чей он сын, кого убил и с кем находился в браке. Он выколол себе глаза золотой застежкой, снятой с платья повесившейся Иокасты и со временем был изгнан из Фив.

Сопровождать слепого отца вызвалась преданная ему, несмотря на весь открывшийся позор, Антигона. После долгих скитаний Эдип доходит до священной рощи Эвменид в аттическом поселении Колон, где ему по давнему предсказанию суждено проститься с жизнью. Приютившему его Тесею Эдип открывает тайну, что в грядущих столкновениях афинян с фиванцами победа будет принадлежать той стороне, в чьей земле Эдип найдёт последнее прибежище. Пытающийся увлечь Эдипа обратно на родину брат Иокасты Креонт получает суровый отпор со стороны Тесея. Не находит сочувствия у Эдипа и Полиник, явившийся к нему за благословением в борьбе против брата Этеокла: Эдип проклинает обоих сыновей, изгнавших его из Фив, и предсказывает им взаимную гибель в предстоящем сражении. Удары грома дают понять Эдипу, что его ждут владыки подземного мира. Ведомый какой-то силой свыше, он сам находит путь к месту своего успокоения и разрешает лишь Тесею присутствовать при своей безболезненной кончине: Эдип поглощает разверзшаяся земля, и место, где это произошло, остаётся вечной тайной, которую Тесей имеет право только перед смертью передать своему наследнику.



В таком варианте миф об Эдипе известен по трагедиям Софокла "Царь Эдип" и "Эдип в Колоне". Другие источники сохранили более ранние или местные версии мифа. В одном из вариантов мифа родители не подбрасывают Эдипа на Кифероне, а опускают в ковчежке в море, и волна прибивает его к берегу у того же Коринфа или у Сикиона; здесь ребенка подбирает жена местного царя, занятая стиркой белья (Schol. Eur. Phoen.. 26-28, Hyg. Fab. 66, 67). Способ спасения Эдипа, изложенный Софоклом (передача ребенка одним пастухом другому), является изобретением поэта; по другим версиям, Эдипа находят пастухи (среди которых он вырастает) или случайный прохожий, то есть люди, не знающие о месте его рождения.

Существенно различаются и обстоятельства его встречи с Лаем и прибытия в Фивы. Согласно одному из вариантов, Эдип отправляется на поиски упряжки, похищенной у коринфского царя, которого он считает отцом, при этом он сталкивается с незнакомым ему Лаем и убивает его, после чего благополучно возвращается к Полибу, сняв с убитого пояс и меч. Впоследствии уже став царем Фив, Эдип однажды проезжает с Иокастой мимо места, где произошло убийство, сообщает о нём жене и в доказательство показывает взятые тогда трофеи. Иокаста узнает в своём новом супруге убийцу прежнего, но не открывает ему тайну и тем более не подозревает в Эдипе некогда подброшенного сына (Schol. Eur. Phoen. 1760). В этой связи особое значение приобретает версия, в которой применительно к Эдипу разрабатывается мотив богатырского сватовства: Креонт, оставшийся правителем Фив после гибели Лая, назначает руку овдовевшей царицы вместе с царским престолом в награду тому, кто избавит город от Сфинкс. На этот призыв откликается Эдип и побеждает чудовище в сражении (Eur. Phoen. 45-52). Состязание со Сфинкс в умственных способностях заменяет первоначальную физическую победу над ней, вероятно, не раньше 7 в. до н. э., в эпоху расцвета нравоучительных жанров и всякого рода загадок и фольклорных головоломок.

Значительно отличаются от софокловской версии также варианты предания о происхождении детей Эдипа. Согласно "Одиссее" (XI 271-280), боги скоро открыли тайну кровосмесительного брака Эдипа, вследствие чего его мать (у Гомера она зовется Эпикастой) повесилась, а Эдип продолжал царствовать в Фивах и умер, преследуемый эраниями. Вторую жену Эдипа аттический автор нач. 5 в. до н. э. Ферекид (frg. 48) называет Эвриганией и от этого брака производит четырех детей Эдипа, упомянутых выше.

Первоначальным ядром мифа об Эдипе следует, очевидно, считать древнейший фольклорный мотив о сражении не узнавших друг друга отца с сыном, в том же варианте, при котором сын побеждает отца как более молодой и сильный соперник. Этот сюжет восходит к периоду матрилокального брака, когда сын не может знать своего отца, ибо воспитывается в роду матери, при достижении зрелости отправляется на поиски отца, и, не узнав его, вступает в сражение с ним. На греческой почве такой мотив в наиболее чистом виде засвидетельствован в мифе о гибели Одиссея в сражении с Телегоном, его не узнанным сыном от Кирки; вариантом того же мотива можно считать смерть Акрисия от руки его внука Персея, выросшего на чужбине.

В случае с Эдипом матрилокальный брак заменяется воспитанием подброшенного младенца вдали от места рождения, что в конечной счёте приводит к тому же результату; обычному в таких случаях, посмертному "узнаванию" отца в упомянутых выше вариантах мифа об Эдипе соответствует опознание Иокастой в Эдипе убийцы её первого мужа.

Миф об Эдипе (в античной литературе разработанный также Сенекой в "Эдип" и Стацием в "Фиваиде") был объектом аллегорического истолкования в средневековой литературе. К образу Эдипа обращались Вольтер ("Эдип"), Шелли ("Эдип - царь") и др.



Новости

Ученые: Половина людей помнит несуществующие события
Известно, что 30% дополнили рассказ своими вымыслами. Еще 23% сказали, что помнят какие-то моменты из рассказанных событий. При этом специалисты говорят, что в реальной жизни этот показатель выше, поскольку у участников дополнительно уходили силы на концентрацию на эксперименте.
В правительстве отклонили петицию о выведении абортов из системы ОМС
Экспертная рабочая группа федерального уровня в правительстве на заседании большинством голосов отклонила инициативу о выведении абортов из системы обязательного медицинского страхования (ОМС) в России.
Каждый третий онлайн-игрок стал жертвой мошенников
По данным опроса РОЦИТ, проведенного совместно с Wargaming, только 5% респондентов не играют в онлайн-игры. При этом к виртуальному миру причастны в большей степени мужчины – 86%, а вот женская аудитория онлайн-игр всего 14%.
Мошенники воруют у пользователей мессенджера WhatsApp деньги
Злоумышленники придумали новую схему выманивания денег через приложение в смартфоне. Сообщения о новой схеме воровства появились во многих российских СМИ. Новая схема злоумышленников работает через популярное приложение-мессенджер WhatsApp.
Поток транспорта на ЗСД вырос на 75% за три дня
"За первые три дня автомобильный поток вырос со 120 до 200 тысяч в сутки, прирост составил 75%", - рассказал генеральный директор МСС Алексей Бнатов. Он отметил, что более подробный анализ компания предоставит позже, так как на его подготовку требуется время.
XII сессия Казгордумы пройдет 14 декабря
В среду, 14 декабря пройдет XII сессия Казгордумы третьего созыва.
Турция приняла более полумиллиона российских туристов
За одиннадцать месяцев 2015 года, до возникновения напряженности в отношениях двух стран, в Турции отдохнуло 2,8 млн россиян. Всего осенью 2016 года Турция приняла 2 тысячи чартерных рейсов из России, увеличилась частота и регулярных рейсов.
Назван самый нелюбимый туристами регион России
Центр информационных коммуникаций (ЦИК) «Рейтинг» и журнал «Отдых в России» составили рейтинг российских регионов с учетом их туристической привлекательности. Об этом в четверг, 8 декабря, сообщается на сайте ЦИК. На последнем месте списка из 85 позиций оказалась Чукотка.
Рейтинг@Mail.ru