История Античной литературы



литература греции · литература рима · исследовательская литература
список авторов · список произведений

Печатается по книге:
Чистякова Н.А., Вулих Н.В., "История Античной литературы" - Л: ЛГУ, 1963

СОДЕРЖАНИЕ

ГРЕЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

(Н.А. Чистякова)

Введение
Раздел I. Архаический период греческой литературы
Долитературный период
Гомеровский эпос
Содержание "Илиады"
Содержание "Одиссеи"
Время и место создания Гомеровских поэм
Язык и стиль Гомеровских поэм
Боги и герои поэм
Гомеровский вопрос
Послегомеровский эпос
Гесиод
Лирическая поэзия
Общая характеристика
Архилох и ямбическая поэзия
Элегическая поэзия
Эпиграмма
Мелическая поэзия
Хоровая поэзия
Раздел II. Аттический период греческой литературы
Драма
Происхождение отдельных видов драмы. Драматические зрелища
Античный театр
Творчество Эсхила - "отца трагедии"
Софокл. Расцвет греческой трагедии
Творчество Еврипида
Древняя аттическая комедия
Аристофан
Греческая классическая проза V-IV вв. до н.э.
Общая характеристика
Историография
Философия
Красноречие
Раздел III. Эллинистическая литература
Общая характеристика
Новоаттическая комедия и Менандр
Эллинистическая поэзия
Эллинистическая проза
Раздел IV. Греческая литература периода Римского владычества
Общая характеристика
Плутарх
Вторая софистика. Лукиан
Роман

РИМСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

(Н.В. Вулих)

Введение
Раздел I. Римская литература эпохи Республики
Долитературный период. Римский фольклор
Ранняя Римская литература
Римский театр
Тит Макций Плавт
Квинт Энний
Комедии Теренция
Тогата и ателлана
Марк Поркий Катон
Сатира Лукилия
Литература периода распада полиса
Поэзия Катулла
Лукреций
Цицерон и римская проза республиканского периода
Раздел II. Римская литература эпохи Империи
Литература периода принципата
Вергилий
Гораций
Римская элегия: Тибулл, Проперций, Овидий, Тит Ливий
Литература I и начала II в. н.э.
Литература поздней империи
Литература II в. н.э.
Литература III-IV в. н.э.
Важнейшие пособия и переводы

Предыдущая глава

ГРЕЧЕСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ПРОЗА V-IV ВВ. ДО Н.Э.

Общая характеристика

К концу V в. до н.э. в греческой литературе проза постепенно оттеснила поэзию и заняла ее место. Она стала художественным средством выражения общественных идей, мыслей и чувств. Развитие прозы связано с крушением мифологического миросозерцания, с ростом критической и научной мысли.

Греки называли прозу "логосом", или "пешей речью", и противопоставляли ей то, что сочинялось в определенном стихотворном размере и предназначалось для пения или декламации. Латинский термин "проза" образован от причастия prorsus (prosus), имеющего значение "направленный прямо".

В устном народном творчестве греков поэтические и протаические жанры существовали с давних времен. Среди устных прозаических жанров преобладали малые формы - пословицы, поговорки, басни, сказки. Впоследствии пословицы и поговорки вошли в различные сборники, например в народную книгу о жизни и изречениях семи мудрецов. Их часто цитировали писатели, особенно много пословиц и поговорок в комедиях Аристофана. Среди многочисленных греческих пословиц, поговорок и изречений укажем наиболее известные: "Из мухи делать слона", "Афине молись да рукой двигай", "Одна ласточка не делает весны", "От дыма бежал, а в огонь попал", "Рука руку моет", "Гора родила мышь", "Птичье молоко", "Во всем знай меру", "Познай самого себя" и т.д.

Басни, предназначенные для поучения и наставления, были поэтическими и прозаическими. Басни о животных своими корнями уходят в ту эпоху, когда охота являлась основным источником человеческого существования, а звери представлялись существами могучими, но во всем подобными человеку. Несколько позже появляются басни о людях и сверхъестественных существах в человеческом облике.

Первые поэтические переработки басен встречаются в греческой литературе у Гесиода и Архилоха. Автором всех прозаических басен греки называли горбатого и уродливого фригийского раба Эзопа, жившего в VI в. до н.э. и сброшенного за святотатство в пропасть дельфийскими жрецами. Ученые сомневаются в реальности существования Эзопа, но под его именем сохранилось более четырехсот басен, записанных впервые в Аттике в IV в. до н.э. Из многочисленных басен Эзопа, ставших источником для всех последующих баснописцев, наиболее известны "Лисица и виноград", "Цикада и муравей", "Старик и смерть", "Лягушки, просящие царя", "Волк и ягненок", "Ворона и лисица" и др.

До нас почти не дошли греческие сказки, так как к ним в античности не проявляли интереса и не записывали их. Сказки рассказывались старухами на женской половине дома. По отдельным упоминаниям Аристофана и других авторов мы знаем о существовании особого рода сказочных персонажей, вроде Ламии, которыми пугали детей. Отголоски древних сказок звучат в литературных обработках некоторых мифов (миф о Персее, миф о приключениях Одиссея), в древней комедии и в других литературных источниках.

Историография

Как известно, первыми письменными литературными памятниками античности являются поэтические тексты - эпиграммы, созданные в VIII в. до н э. Прозаические надписи относятся к VII в. Это служебные записи: списки должностных лиц, победителей на состязаниях, перечни постановлений, договоры и прочее. Следует, однако, упомянуть о греческих письменных памятниках конца II тысячелетия до н.э. (крито-микенская письменность). После длительного перерыва в VII в. до н.э. вновь появляются служебные прозаические записи, но уже в новом алфавите.

Литературные прозаические записи возникают несколько позже, в VI в., в Ионии, на родине гомеровского эпоса. В начале VI в. Египет стал усиленно экспортировать в Ионию папирус, а вскоре появились и первые письменные сочинения в прозе, потребность в которых совпала с открытием дешевого и удобного писчего материала.

Зарождение прозы в Ионии связано с развитием науки и философии, возникших на основе богатых эмпирических сведений, которые требовалось систематизировать и объединить для насущных практических целей. Поэтому с начала своего существования греческая литературная проза, обладавшая высокими художественными достоинствами и предназначенная для самой широкой аудитории, была неотделима от науки, которая еще не выделилась среди остальных форм идеологии. Отсюда и своеобразное деление греческой прозы, принятое античными филологами, на историографию, включающую сочинения по географии, философию, дополненную медициной, и ораторскую прозу.

Пробуждение сознательного интереса к прошлому и зарождение историографии происходит в Ионии и вызвано практическими потребностями. Издавна люди стремились утвердить преимущества отдельных племен, родов, поселений и профессий ссылками на древность или божественность их происхождения. В поэме Гесиода отражено стремление к генеалогической систематизации мифологии. Несколько позже делались попытки систематизировать события мифологической истории в хронологическом порядке.

В этот период Иония вела интенсивную торговлю с различными странами. Ионийские греки с живейшим интересом собирали во время своих путешествий сведения о заморских диковинных странах и делились с земляками своими впечатлениями, в которых правда всегда соседствовала с вымыслом.

В конце VI в. до н.э. в городе Милете путешественник, торговец и ученый Гекатей написал сочинение "Обход земли", в котором рассказал о своих путешествиях и даже приложил собственную карту, первую известную нам географическую карту. Гекатей стремился к максимальной правдивости повествования. Его второе сочинение - "Генеалогии", тоже не дошедшее до нас, начиналось словами: "Гекатей из Милета так говорит: „Это я пишу, "ак мне кажется истинным, ибо рассказы эллинов кажутся мне многочисленными и смешными"". Гекатей и его последователи собирали сведения о происхождении разных городов и народов, об их обычаях и нравах, отождествляя миф с реальной жизнью, но устраняя из мифов все, что представлялось им неправдоподобным. Они еще не были историками, но пробуждали у своих слушателей интерес к прошлому Они же подготовили почву для появления первого исторического сочинения, автором которого был Геродот, прозванный древними "отцом истории".

Геродот родился в малоазийском городе Галикарнасе около 484 г. до н.э. В молодости он принимал деятельной участие в политической борьбе и поэтому был вынужден покинуть Галикарнас. Долгие годы Геродот провел в странствиях. Он путешествовал по Азии, был в Африке и странах Причерноморья, посетил Южную Италию и, наконец, в 40-х годах оказался в Афинах. Здесь он познакомился с Периклом и Софоклом, увлекся перикловскими идеями и даже принял участие в организации общегреческого поселения на юге Италии. Афины стали для Геродота второй родиной, и, вероятно, там он написал свой единственный труд, который сам назвал "Историей". Это заглавие не было новым; так называли свои труды последователи Гекатея, противопоставляя греческое слово "история", то есть "изыскание, исследование", вымыслу, фантазии, мифу, подчеркивая правдивость своего повествования и достоверность сведений. Однако у Геродота впервые этот термин был употреблен в названии произведения такого содержания, которое в новое время стало обозначать науку о развитии человеческого общества.

Темой своего сочинения Геродот избрал историю греко-персидской войны, самого значительного события недалекого прошлого Эллады. Во вступлении он так объяснил свой выбор: "Чтобы деяния людей не изгладились из памяти от времени и чтобы великие, достойные удивления подвиги, совершенные как эллинами, так и варварами, не потеряли своей славы, в особенности же не изгладилась причина, по которой они начали войну между собой".

Геродот рассматривал греко-персидскую войну как итог многократных столкновений двух социальных систем, двух различных культур - свободной цивилизованной Греции и деспотического варварского Востока. Начало конфликта между ними Геродот относит к незапамятным временам, о которых рассказывают мифы. Похищение Ио, Европы, Медеи, Елены и, наконец, Троянская война - таковы начальные этапы грандиозной распри Запада и Востока, в которую последовательно и постепенно втягивались различные страны и народы. Сочинение Геродота является всемирной историей, так как каждое упоминание новой страны превращается у него в подробный рассказ о стране, ее памятниках, жителях, их нравах, обычаях и религии. Так, например, Геродот рассказывает о том, что первым на греческие города в Ионии напал царь Лидии Крез. Это событие является поводом для изложения подробной истории Лидии. Персидский царь Камбиз совершает поход в Египет с целью его завоевания, и Геродот посвящает целую книгу истории, географии и этнографии Египта. Затем он вновь возвращается к Камбизу и к истории персидского царства. Когда же повествование доходит до воцарения Дария, расширившего границы персидской державы, Геродот упоминает о военных походах последнего. Поход Дария в Закавказье и против скифов Северного Причерноморья, предпринятый в 513 г., позволяет Геродоту подробно и увлекательно рассказать о скифах, привести услышанные предания об их происхождении и так далее. Геродотовская история Скифии - древнейший письменный документ по истории южных областей нашей страны. После неудачных попыток поработить свободолюбивые скифские племена персы решают подчинить себе материковую Грецию. Геродот рассказывает о восстании ионийских греков, о походе персидских полководцев на Балканский полуостров и о разгроме персов при Марафоне. Последние три книги "Истории" посвящены новым попыткам персов покорить Грецию: поход Ксеркса, битвы у острова Саламина, около города Платеи и, наконец, окончательное изгнание персов из Европы. Рассказом о захвате греками одной из крепостей на Дарданеллах оканчивается труд Геродота. Все народы известных и малоизвестных в то время стран находят свое место на страницах этого сочинения. Особое внимание уделено прославлению Афин, взявших на себя инициативу в отражении персидского нашествия. Геродот считает, что Афины сумели встать во главе Эллады и спасли ее от иноземного порабощения: "Кто сказал бы, что афиняне были спасителями Эллады, тот не погрешил бы против истины".

На примере отношений Востока и Запада Геродот осмысляет весь исторический процесс как некое единое целое. Разделяя взгляды своих современников, он считает, что миропорядок создан богами, которые держат в своих руках судьбы человечества и управляют ими. Воля богов проявляется в оракулах, чудесных знамениях и сновидениях, но люди не всегда умеют распознать ее. Боги жестоко наказывают людей за их преступления, и в мире царит закон возмездия. Эти архаичные представления определяют взгляды Геродота на исторический процесс и его движущие силы.

Несмотря на разнообразие материала, обилие фактов, множество самых неожиданных отступлений, Геродот никогда не теряет основной нити своего повествования и использует все средства для достижения одной цели - прославления и утверждения Эллады. Он показывает, как исторически складывается приоритет Эллады, всячески подкрепляя и иллюстрируя свою идею. Так, в начале своего сочинения он рассказывает историю о лидийском царе Крезе и афинском мудреце Солоне. Сказочно богатый Крез превыше всего ценил свои сокровища и, показывая их своему гостю, ждал, что тот признает за ним право считаться самым счастливым человеком на земле. Но, к удивлению Креза, Солон называет самым счастливым не его, а какого-то простого афинянина, который честно прожил жизнь, до конца своих дней добросовестно выполнял гражданский долг и умер, оплакиваемый друзьями и близкими. Мудрость Солона Крез понял только впоследствии, когда Лидия была завоевана и опустошена персами, а он сам приговорен к сожжению на костре. Наиболее полно раскрывается идейный замысел Геродота в описании перехода огромной персидской армии из Азии в Европу. Геродот чрезвычайно подробно и обстоятельно рассказывает о том, как Ксеркс проводил смотр своего войска, как проверял корабли, что говорил, обращаясь к воинам, какие совершал жертвоприношения, как непрерывно семь суток шла переправа через Геллеспонт, как с высокого берега, сидя на мраморном троне, царь следил за происходящим и беседовал о человеческом счастье и судьбе с предостерегавшим его вельможей. Этому показному блеску, неумеренной пышности и самодовольству, характерному для персов, Геродот противопоставляет скромность, умеренность и свободолюбие эллинов, считая, что только благодаря этим качествам, наиболее полно воплощенным в афинянах, Эллада выиграла великую битву. Недаром сам Ксеркс вынужден признать в Фермопилах, что в его армии очень много людей, но мало воинов.

Своеобразна художественная манера Геродота, характерная для раннеклассического стиля греческой прозы. Он пишет на ионийском диалекте. Тема сочинения определена в самом начале, но затем она словно тонет в дальнейшем повествовании, время от времени всплывая, вновь погружаясь в отступлениях, но никогда не исчезая; она становится четкой во второй части и завершается в заключении. Под кажущейся простотой наивного повествования скрыто большое искусство. Деловой научный стиль сочетается у Геродота с новеллистическим стилем устного народного повествования, в котором мысли не объединяются в большой и сложный период, а как бы нанизываются друг на друга. Вот, например, как построен рассказ о Кандавле, царе Лидии: "Этот Кандавл очень был влюблен в свою жену. И будучи влюбленным, считал себя обладателем самой красивой женщины на свете. А был среди его телохранителей некто Гиг, сын Даскила. Его особенно любил Кандавл. Он доверял ему самые важные дела. Ему же при случае стал он превозносить несравненную красоту жены своей..." Греки называли подобную манеру изложения "нанизываемой речью", противопоставляя ей "закругленную, или периодическую речь". Часто в основное повествование вставляются речи, которыми обмениваются участники описываемых событий. Особую увлекательность придают "Истории" новеллы, которые писатель причудливо вплетает в свой рассказ (например, новеллы о Крезе и Солоне, о перстне Поликрата, о Кандавле и Гиге, о сокровищах царя Рампсинита и др.). Пестрота многочисленных подробностей, увлечение экзотическими редкостями и фантастикой, тщательная обрисовка мелочей, иногда даже заслоняющих важные вещи, дополняют особенности стиля Геродота.

Один античный критик сказал о нем: "Геродот по выбору слов, по расположению их, по разнообразию риторических фигур далеко превзошел всех и довел прозаическую речь до того, что она стала подобна самой лучшей поэзии относительно силы убеждения, прелести и дошедшего до высшей степени наслаждения".52

Рассказывают, что когда Геродот в Афинах читал публично отрывки из своей "Истории", он обратил внимание на юношу, который, затаив дыхание, со слезами на глазах слушал прославленного мастера. Геродот подошел к отцу юноши и поздравил его с таким любознательным сыном. Так античное предание объединило имена двух великих историков - ионийца Геродота и афинянина Фукидида.

Биография Фукидида известна по его собственным рассказам. Он был правнуком афинского полководца Мильтиада, разбившего персов в сражении при Марафоне. Родственные узы связывали Фукидида с династией фракийских правителей, он даже владел золотыми приисками во Фракии. К началу Пелопоннесской войны он был уже взрослым человеком. В 424 г. афиняне выбрали Фукидида стратегом (командиром) и поручили ему командование афинской северной эскадрой, действовавшей у берегов Фракии. Вскоре Фукидид был несправедливо обвинен в неудаче одной военной операции и приговорен к двадцатилетнему изгнанию из Афин. В годы изгнания Фукидид занялся историей Пелопоннесской войны. По его словам, он "записывал события, очевидцем которых был сам, и то, что слышал от других, после точных, насколько возможно, исследований каждого факта в отдельности взятого". В 404 г., после окончания войны, он вернулся в Афины, чтобы там продолжить многолетний труд, но смерть помешала ему сделать это. Изложение событий Фукидид довел до 411 г.

Впоследствии античные филологи разделили сочинение Фукидида на 8 книг и дали ему ставшее традиционным заглавие "История".

К этому времени историю стали рассматривать как "наставницу жизни". Поэтому Фукидид, мыслитель и политик, ищет в событиях прошлого ответа на вопросы, волнующие его современников. Он считает Пелопоннесскую войну "самой достопримечательной из всех предшествовавших" и обращается к ее изучению. Отсюда характерные для Фукидида целеустремленность, максимально доступная ему объективность изложения, тщательная проверка всех фактов ради установления истины. Фукидида с полным основанием принято считать основоположником научной исторической критики. Свой метод изучения он открыто противопоставляет геродотовскому: "Быть может, изложение мое, чуждое басен, покажется менее приятным для слуха; зато его сочтут достаточно полезным все те, которые пожелают иметь ясное представление о минувшем, могущем, по свойству человеческой природы, повториться когда-либо в будущем в том же самом или в подобном виде. Мой труд рассчитан не столько на то, чтобы послужить предметом словесного состязания в данный момент, сколько на то, чтобы быть достоянием навеки".

"История" Фукидида - настоящее научное произведение, в котором отсутствуют ссылки на божественное вмешательство, преодолена вера в оракулы, чудеса, неотвратимую судьбу, вместо которой выступает случайность (Тиха). По сравнению с Геродотом научная мысль Фукидида ушла далеко вперед, некоторые его открытия кажутся поразительными на общем уровне исторической науки того времени. Так, Фукидид первым высказал предположение, что войны вызываются экономическими факторами, а причины войны не тождественны поводам к ней.

Сочинение Фукидида отличается не только своими научными достоинствами. Оно является высокохудожественным произведением. "Фукидид всегда стремится сделать своих слушателей зрителями",-говорит Плутарх.53 "История" Фукидида глубоко драматична. Этот драматизм усиливается еще благодаря тому, что большинство событий Фукидид пережил сам. Но, несмотря на это, он нигде не говорит о себе и о своих субъективных переживаниях. Изображение страшной афинской эпидемии, которая унесла тысячи человеческих жизней, становится выразительнее потому, что Фукидид лаконично сообщает о своей болезни. Этим он подтверждает достоверность изображаемого. Полна драматизма история Сицилийской экспедиции, предпринятой афинянами для завоевания хлебородных земель Сицилии и окончившейся неслыханной катастрофой. Афинский флот был потоплен, стратеги казнены, все уцелевшие афиняне проданы в рабство в каменоломни Сицилии.

Особое место в сочинении Фукидида занимают пространные прямые речи, произносимые правителями, государственными деятелями, полководцами, послами и другими лицами, во всех книгах, кроме последней. Это - определенная традиция, восходящая к эпосу и продолженная в прозе Геродотом. "Речи составлены у меня так,- рассказывает Фукидид,- как, по моему мнению, каждый оратор, сообразуясь всегда с обстоятельствами данного момента, скорее всего мог говорить о настоящем положении дел. Причем я держался возможно ближе общего смысла действительно сказанного". Обилие речей и отчасти их стиль свидетельствуют также о распространении софистической риторики во времена Фукидида, Речи помогают Фукидиду избежать прямых характеристик политических деятелей, то есть способствуют сохранению объективности изложения. Ораторы Фукидида - скорее носители определенных политических идей, чем индивиды. Так, политическую программу афинского демократического государства Фукидид вкладывает в уста Перикла, потому что, по его мнению, в годы правления этого "лучшего мужа" Афины достигли своего наивысшего расцвета. Речь, которую произносит Перикл в "Истории" Фукидида над воинами, павшими в первый год войны, конечно, не соответствует действительной речи, произнесенной осенью 431 г. Она является прославлением и утверждением афинской демократии, апофеозом афинского полиса, о котором противники демократии, по словам Фукидида, говорили: "Свою жизнь афиняне отдают за свое государство так, как будто она вовсе не принадлежит им; напротив, духовные свои силы они берегут как неотъемлемую собственность, чтобы служить ими государству".

Фукидид пишет на аттическом диалекте. Его стиль лишен плавности и прозрачности последующей аттической прозы. Рассказ Фукидида очень краток и всегда лаконичен, мысли предельно сконцентрированы, и нередко замысел писателя богаче средств словесного выражения.

Фукидид считался непревзойденным историком. После него события Пелопоннесской войны не привлекали внимания писателей, не рисковавших соперничать с ним, но многие стремились продолжить рассказ Фукидида.

Его первым продолжателем был афинянин Ксенофонт (около 430-355 гг. до н.э.), который своей "Греческой историей" непосредственно примкнул к последней фразе сочинения Фукидида. Но во всем остальном между двумя афинскими историками было более различия, чем сходства. Ксенофонт - аристократ, противник афинской демократии и спартанофил. Он не мог идеализировать афинский полис и прославлять Перикла, воплотившего, по Фукидиду, идеалы афинской демократии. Ксенофонт в молодости покинул Афины, и для него родной город не имеет той ценности, как для Фукидида. В "Греческой истории" Ксенофонт не скрывает своих симпатий к Спарте и ее правителю Агесилаю, образ которого он идеализирует. По своему мировоззрению Ксенофонт не выше современных ему обывателей; он суеверен и в каждом историческом событии ищет волю божества, раскрываемую в оракулах или знамениях при жертвоприношениях. Еще до "Греческой истории" Ксенофонт написал "Анабасис" ("Поход"), где рассказал о том, что ему пришлось пережить, когда он служил наемником в армии Кира Младшего, выступившего против своего брата, царя Персии. В битве близ Вавилона Кир погиб, все греческие стратеги были казнены, Ксенофонт возглавил десятитысячный греческий отряд и повел его через вражеские страны назад в Элладу. В "Анабасисе" Ксенофонта своеобразный военный дневник принял форму законченного исторического повествования. Вот, например, описание того, как после долгих и мучительных переходов через горные перевалы Курдистана и Армении греки впервые заметили на горизонте море, показавшееся им частицей желанной родины: "На пятый день они пришли к горе по имени Фехес. Когда солдаты авангарда взошли на гору, они подняли громкий крик. Услышав этот крик, Ксенофонт и солдаты арьергарда подумали, что какие-то новые враги напали на эллинов спереди, тогда как жители выжженной области угрожали им сзади, и солдаты арьергарда, устроив засаду, убили несколько человек, а нескольких взяли в плен, захватив при этом около 20 плетеных щитов, покрытых воловьей косматой кожей. Между тем крик усилился и стал раздаваться с более близкого расстояния, так как непрерывно подходившие отряды бежали бегом к продолжавшим все время кричать солдатам, отчего возгласы стали громче, поскольку кричащих становилось больше. Тут Ксенофонт понял, что произошло нечто более значительное. Он вскочил на коня и в сопровождении Ликия и всадников поспешил на помощь. Скоро они услышали, что солдаты кричат "Море, море!" и зовут к себе остальных. Тогда все побежали вперед, в том числе и арьергард, и стали гнать туда же вьючный скот и лошадей. Когда все достигли вершины, они бросились обнимать друг друга, стратегов и лохагов, проливая слезы. И тотчас же, неизвестно по чьему приказу, солдаты нанесли камней и сложили большой курган". Эту книгу Ксенофонт издал под чужим именем, а о себе говорил только в третьем лице.

В отличие от Фукидида, Ксенофонта интересует человек как личность. Ему принадлежит первый исторический роман о Кире Старшем "Воспитание Кира", в котором вопреки историческим фактам писатель рисует Кира идеальным правителем, ставшим таковым вследствие разумного воспитания.

В "Спартанской политии" Ксенофонт противопоставляет современную ему Спарту идеализированной им древней Спарте времен ее законодателя Ликурга. В юности Ксенофонт был учеником Сократа, и воспоминание об этом отразилось в его "философских произведениях, которые не отличаются особой глубиной и посвящены в основном вопросам практической морали.

Язык сочинений Ксенофонта плавен, прост и предельно ясен. Позднейшая критика высоко оценивала стиль Ксенофонта и считала его язык образцовым для классической аттической прозы.

Философия

Греческая философия возникла в VI в. в Ионии. Ее появление было связано с настойчивым и упорным стремлением греков понять и объяснить природу и ее сущность. Энгельс называл первых греческих философов стихийными материалистами, так как первопричину всего существующего они искали в материальном мире. Фалес считал такой первопричиной воду, Анаксимен - воздух, Анаксимандр - некое беспредельное материальное начало (апейрон). В городе Эфесе в Ионии жил философ Гераклит, которого Ленин назвал основоположником диалектики. До нас дошли афористические отрывки Гераклита, в которых были сформулированы тезисы о вечности и всеобщности движения, о вечности и несотворенности материального мира, сущностью которого Гераклит провозгласил огонь. Уроженец Фракии Демокрит, создатель атомистической теории, завершил развитие ионийской материалистической философии.

К сожалению, сочинения греческих философов-материалистов известны только во фрагментах. Их произведения уничтожили противники материалистов, которые на протяжении многих столетий боролись с ними при поддержке официальной идеологии. Гораздо лучше известны нам сочинения представителей античного идеализма; в частности, почти полностью сохранились произведения Платона. Платон подвел итог идеалистическим концепциям южноиталийских идеалистических школ - пифагорейской и элейской. Первые говорили о переселении душ и воспринимали мир как ограниченное и неподвижное порождение числа, вторые устанавливали единство и неподвижность бытия и объявляли мысль тождественной бытию.

Платон (427-347 гг. до н.э.) происходил из древнего аристократического рода и в молодости был убежденным последователем Сократа, вокруг которого группировалась аристократическая молодежь Афин. После казни Сократа в 339 г. Платон надолго покинул Афины и отправился путешествовать по Греции и Италии. Несколько лет он провел в Сицилии и не раз возвращался туда вновь в различные годы своей жизни. В Сицилии Платон пытался убедить правителя в необходимости государственных реформ и тщетно надеялся, что тот реорганизует свое государство на основе предложенного им плана идеального аристократического государственного устройства. По возвращении в Афины Платон поселился близ рощи древнего героя Академа и в соседнем гимнасии стал собирать учеников, назвав свою школу Академией.

В Академии бережно хранились все произведения Платона, разделенные на 9 тетралогий; кроме них, под именем Платона известны 13 писем. Вопрос о подлинности ряда диалогов и некоторых писем составляет сложную научную проблему, возникшую уже в античной критике. Не решен окончательно также вопрос о хронологии платоновского творчества. Произведения Платона обычно делят на три группы. К первой относятся ранние диалоги, в которых Платон использует метод Сократа и ведет исследование в форме беседы, чередуя вопросы и ответы ("Ион", "Малый Гиппий", "Хармид" и др.). Главное действующее лицо всех этих диалогов - Сократ. К зрелому периоду относятся произведения, в которых Платон вырабатывает собственный стиль: в диалогах наряду с беседой появляется связное изложение, философская тема дается в высокохудожественном оформлении. Образ Сократа по-прежнему играет большую роль ("Пир", "Федон", "Федр", "Государство"). В поздних диалогах роль Сократа постепенно ослабевает. В "Законах", последнем произведении Платона, Сократ уже не появляется. Художественная ценность этих сочинений ("Парменид", "Феэтет", "Тимей", "Критий", "Законы") снижается. Во всех этих произведениях последовательно вырабатывается система философских воззрений Платона, антидемократическая и глубоко реакционная по своей сущности.

Учение Платона обращено к аристократической верхушке общества, которая должна поставлять философов и воинов для идеального платоновского государства. Платон - поклонник религии, которая является верной союзницей его философии. Реальный земной мир, по Платону, лишь отблеск, слабое и неверное отражение "истинного" мира вечных и неизменных идей, где пребывает душа человека до его рождения и куда она возвращается после его смерти. Высшая идея, идея блага - бог. Разум связывает человека с истинным миром идей, и путем философского созерцания человек может приобщиться к этому миру, уподобиться божеству.

Все философские произведения Платона - художественные литературные сочинения, составленные в форме диалогов, за исключением "Защитительной речи Сократа". Платон не был создателем философского диалога, он использовал богатый опыт своих предшественников, прежде всего софистов, в совершенстве владевших искусством обосновывать свое мнение с помощью вопросов и ответов. На художественную форму его диалога оказала влияние драма. Платон очень любил комедии Эпихарма и мимы Софрона, причем последние даже привез из Сицилии в Афины и постоянно хранил под подушкой. В молодости он сам писал драматические произведения. Свою классическую художественную форму литературный диалог приобрел в творчестве Платона, поэтому с его именем связано рождение нового прозаического художественного жанра. Отличительными особенностями платоновского диалога являются: искусное обрамление, ведение рассказа от первого лица, сочетание в рассказе событий прошлого и настоящего, яркие портретные характеристики собеседников.

Например, действие диалога "Пир" происходит в доме трагического поэта Агафона, который собрал друзей, чтобы отметить свою победу в драматическом состязании. Тема застольной беседы - любовь, о которой каждый из присутствующих рассказывает что-нибудь оригинальное. Позже всех приходит Сократ. Его рассказ о божественной сущности любви как об естественном стремлении человека к красоте завершает беседу. В диалоге "Федр" Сократ беседует со своим учеником Федром о душе, которая стремится познать вечные идеи. Собеседники отдыхают на лоне природы. "Прекрасное, клянусь Герой,- говорит Сократ,- место для отдыха! Платан-то какой развесистый и высокий! Как прекрасен этот высокий и тенистый кустарник! Как он расцвел. Всю местность наполнил он своим благоуханием. А под платанами бьет прелестнейший источник воды студеной - это и ноги чувствуют. Судя по статуям, изображающим девушек, место это посвящено каким-то нимфам и Ахелою. А как приятен и сладок здесь ветерок! Легким шелестом подпевает он хору цикад. Но роскошнее всего мурава! Она пышно раскинулась по отлогому склону вверх, и великолепно будет опустить на нее голову. Проводником ты был прекрасным, любезный Федр!"

Платон создает живые образы своих современников, иногда иронизируя над ними или пародируя манеру держаться, говорить. Особенно жизненным представляется образ Сократа, однако в последних диалогах Сократ превращается в какого-то бесплотного, отрешенного от жизни философа.

Платон часто использует мифы различного содержания и формы, иногда обращаясь к фольклорным источникам, иногда сочиняя их сам. До сих пор загадочным представляется дважды упоминаемый Платоном миф о могущественном государстве Атлантиде, сопернице Афин в незапамятные времена, впоследствии погрузившемся на дно Океана ("Тимей", "Критий").

Блестящий стилист и художник, Платон прибегает к различным образным средствам для конкретизации своих философских положений. Так, противопоставляя чувственный мир миру идей, Платон образно сравнивал жизнь людей с участью узников, сидящих в темной пещере спиной к ее открытому входу. Мимо входа в пещеру все время ходят люди, но узники видят перед собой на гладкой стене лишь неясные тени людей и предметов, находящихся вне пещеры. В своем заблуждении обитатели пещеры считают тени реальностью. Только мудрец, если он находится среди них, может познать истинную природу вещей, преодолеть заблуждения и вывести несчастных узников за пределы пещеры в подлинно прекрасный мир.

С позиций своей философии Платон оценивает искусство, создавая первую последовательную систему эстетических взглядов. Он разделяет традиционное античное представление об искусстве как о подражании жизни. Но так как жизнь, то есть реальный мир, для Платона лишь слабое и недостоверное отражение вечного мира идей, то искусство, подражающее жизни, воспроизводит образ пустой картины. Поэтому Платон объявляет искусство основным источником человеческих заблуждений и решительно изгоняет его из своего идеального государства, жителям которого разрешается петь только религиозные гимны, очищающие и облагораживающие их души. Вопреки собственной писательской деятельности Платон утверждал, что с ростом художественной ценности искусства увеличивается его вредное влияние на людей.

Учение Платона подверглось критике со стороны его ученика Аристотеля, которого Маркс называл гением, исполином мысли, величайшим мыслителем древности.54

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) родился в македонском городе Стагире в семье врача. В 367 г. он приехал в Афины и стал учеником Платона. Затем в 342 г., приняв приглашение македонского царя Филиппа, уехал в Македонию воспитателем его сына Александра. После воцарения Александра Аристотель вернулся в Афины, где основал в 335 г. в роще Аполлона Ликейского свою школу, получившую название Ликея, или Лицея. Учеников Аристотеля называли также перипатетиками. После смерти Александра Македонского Аристотель вынужден был покинуть Афины и переехать на остров Эвбею, где через год умер в городе Халкиде.

Своей научной деятельностью Аристотель подвел итог всем достижениям античной мысли. Как философ, Аристотель выступил против своего учителя Платона. "Критика Аристотелем "идей" Платона,- отмечал Ленин,- есть критика идеализма, как идеализма вообще..."55 Однако он не был последовательным материалистом и не сумел до конца преодолеть идеалистические заблуждения. Ленин указывал, что Аристотелю была свойственна "наивная запутанность, беспомощно-жалкая запутанность в диалектике общего и отдельного - понятия и чувственно воспринимаемой реальности отдельного предмета, вещи, явления".56

Сочинения Аристотеля обычно делят на три группы. К раннему периоду относятся философские диалоги, дошедшие до нас в незначительных фрагментах. Сочиненные, вероятно; еще во времена занятий в Академии, эти диалоги были построены по типу платоновских, но отличались от последних тем, что представляли собой изложение философской дискуссии, в которой одна речь была ответом на другую. В древности большой известностью пользовался "Протрептик", то есть "Побуждение" к занятию философией, посвященный кипрскому царю. Уже в это время, как свидетельствует отрывок диалога "О философии", Аристотель открыто выступил с критикой учения Платона. Вторую группу составляют также малоизвестные нам ученые труды Аристотеля, которые создавались на основе коллективной работы Ликея. Так, к этому типу относились 158 политий, т. е сочинений о государственном устройстве различных полисов. Из них в отрывках дошла лишь "Афинская полития", найденная в конце прошлого века. Аристотель подбирал также материалы об афинских драматических состязаниях, первым использовав эти сведения для истории афинского театра.

Сочинения первых двух групп предназначались Аристотелем для опубликования и были рассчитаны на широкого читателя. Третью группу составляют многочисленные систематические курсы Аристотеля, которые он не предполагал публиковать. Они не являются литературными произведениями, так как представляют скорее всего конспекты лекций, читавшихся Аристотелем. Но именно эти трактаты сохранились до нашего времени, и на них основана вся последующая слава Аристотеля. Обнаружены эти произведения были случайно около 100 г. до н.э. запрятанными в подвале дома в одном городке Малой Азии. Затем их привезли в Афины, откуда они попали в Рим, где впервые началось изучение этих трактатов, продолжавшееся вплоть до VI в. н.э. Наряду с подлинными сочинениями Аристотеля сюда попали произведения его учеников. Поэтому вопрос о принадлежности тех или иных трактатов или отдельных частей их Аристотелю составляет сложную филологическую проблему. Все сохранившиеся произведения можно распределить на 6 частей. Первую, самую многочисленную, составляют трактаты по естествознанию, затем следуют сочинения по логике, психологии и метафизике, этике и политике. Для литературоведения наибольший интерес представляет последняя часть трактатов, куда входят "Риторика" и "Поэтика". Первая - ученое рассуждение по теории красноречия. Вторая - изложение теоретических основ поэзии, дошла до нас в отрывках, посвященных эпосу и трагедии. Ценность "Поэтики", при всем несовершенстве и неполноте текста, в том, что, подытоживая в ней путь, пройденный греческой поэзией от Гомера до конца V в. до н.э., Аристотель раскрывает свое отношение к искусству и литературе.

В соответствии с традиционными античными представлениями искусство и литература являются для него воспроизведением или подражанием действительности. Но если Платон считает окружающую действительность испорченной и слабой копией "мира идей", то Аристотель верит в реальность материального мира. Поэтому для него искусство - наилучший способ познания мира. Таким образом, признавая за искусством познавательную и воспитательную ценность, Аристотель вступает в открытую полемику с Платоном. Положение о первостепенной роли искусства как средства раскрытия действительности Аристотель иллюстрирует сравнением истории и поэзии: "... историк и поэт отличаются друг от друга не тем, что один пользуется размерами, а другой нет... но они различаются тем, что первый говорит о действительно случившемся, а второй - о том, что могло бы случиться. Поэтому поэзия философичнее и серьезнее истории: поэзия говорит более об общем, история об единичном". В основе художественного произведения, по мнению Аристотеля, должна лежать определенная композиция, в рамках которой происходит развитие сюжета или фабулы, причем последняя должна отличаться внутренним единством. Жанры или виды поэзии представляются Аристотелю лишь различными способами подражания действительности. Самым совершенным видом Аристотель считает драму, так как в эпосе действительность воспроизводится в форме рассказа, а в драме в форме действия. На вершину драматического искусства Аристотель возводит трагедию, классическим мастером которой он называет Софокла. Полемизируя с Платоном, который считал вредным и нежелательным влияние искусства на общество, Аристотель говорит об очищающем воздействии искусства и приводит в пример трагедию. По его словам, во время представления трагедии у зрителей происходит "путем сострадания и страха очищение подобных аффектов". Но Аристотель не поясняет, в чем же состоит подобное очищение (по-гречески катарсис). Поэтому, начиная с середины XVI в. до настоящего времени, исследователи пытаются разрешить загадку аристотелевского "катарсиса", предлагая многочисленные толкования. Наиболее убедительным представляется "медицинское" объяснение Бернайса, согласно которому зрители, следя за трагической судьбой героя драмы, испытывают страх и сострадание. Эти чувства благотворно влияют на их собственное душевное состояние, как бы смывая все то, с чем они пришли в театр. Трагедия приносит душевное успокоение, как слезы облегчают горе.

Вся дальнейшая судьба античного литературоведения и теории литературы определена "Поэтикой" Аристотеля. В средние века "Поэтику" перевели на арабский и латинский языки. А начиная с XVI в. переведенная на все европейские языки "Поэтика" стала образцом для всех сочинений по теории поэзии. Но теоретики французского классицизма (Буало) и просветители XVIII в. (Лессинг) отрывали "Поэтику" от ее почвы, то есть от греческой литературы, и превращали в схематический перечень наставлений и правил.

Первое русское переложение "Поэтики" принадлежит В. К. Тредиаковскому. Сто лет спустя появился ее полный перевод, сделанный Б. И. Ордынским. В рецензии на него Чернышевский писал, что "сочинение Аристотеля "о поэтическом искусстве" имеет еще много живого значения и для современной теории и достойно было служить основанием для всех последующих эстетических понятий...".57

Горький называл литературу "человековедением", а писателей - "инженерами человеческих душ". За две с половиной тысячи лет до Горького великий греческий философ впервые научно обосновал цели и задачи искусства, указал на его роль в жизни людей и призвал писателей и поэтов воспроизводить в своем творчестве человеческую деятельность.

Красноречие

Третьим видом греческой прозы античные ученые назвали ораторскую прозу, или красноречие.

Весь уклад жизни Греции способствовал тому, что в любом полисе, особенно демократическом, всегда имелись аудитория и ораторы, готовые выступить перед слушателями. Греки очень ценили живую, устную речь, и даже чтение для себя было неизменно чтением вслух. В Афинах слово "оратор" обозначало политического деятеля, и первым великим греческим оратором был Перикл, которого шутливо называли "громовержцем" и "олимпийцем".

Уже в V в. появляются первые теоретические сочинения об ораторском искусстве. Родиной науки о красноречии греки считали Сицилию, где Коракс и его ученик Тисий составили первое руководство по судебным речам. Их учеником и земляком был Горгий, который в 427 г. приехал в Афины в составе сицилийского посольства и произвел такое впечатление на афинян своими речами, что они уговорили его остаться в Афинах и заняться обучением красноречию. От Горгия сохранились две речи - "Прославление Елены", в которой он доказывал, что бежавшая от мужа с любовником Елена не заслуживает порицания, и "Речь в защиту Паламеда", героя троянских мифов, обвиняемого в измене. Речь, по словам Горгия, убеждая, обманывает душу. Поэтому он придает особое значение стилю речи, важнейшему средству "зачаровывания слушателя". Стиль Горгия характеризуют поэтические обороты, смелые метафоры и так называемые горгиевы фигуры, то есть членение предложения на равные по объему части, соотнесенные между собой смысловым противопоставлением и рифмой или созвучием в конце каждой части. "Горгиевы" фигуры не были изобретены им. Подобного рода художественные приемы распространены в фольклоре и в поэзии. Но он возвел их в определенный метод, максимально сблизив прозаическую речь с поэтической.

По содержанию и обстановке произнесения речи делились на три группы: а) политическое красноречие, б) судебное и в) эпидиктическое, или торжественное. Каждый тип речи создавался в определенных правилах риторики, науки об ораторской речи.

Самым распространенным видом красноречия в Афинах было судебное, связанное с особенностями античного судопроизводства, в котором не допускалось представительство сторон, и тяжущиеся должны были выступать сами, отстаивая свои интересы, а решение выносили присяжные. В комедии "Осы" Аристофан высмеивал "судебное неистовство" своих сограждан. Впоследствии древние писатели удивлялись количеству судебных процессов, происходивших ежедневно в Афинах.

Очень популярной, но негласной была в Афинах профессия логографов, то есть опытных в судопроизводстве и риторике людей, которые по заказу писали речи выступающим в суде. Такие речи составлялись по определенной схеме. Вступление было рассчитано на то, чтобы завоевать симпатии судей, затем излагалась суть дела, справедливость требований выступающего подтверждалась в части, которая называлась аргументацией, заключение содержало последнее личное обращение к судьям.

Знаменитым мастером судебного красноречия был Лисий, сицилиец по происхождению, переехавший на постоянное жительство в Афины. Лисий был состоятельным человеком и приверженцем афинской демократии, хотя и не имел прав гражданства в Афинах. После окончания Пелопоннесской войны власть перешла к аристократической афинской верхушке (олигархам). В числе первых жертв олигархического террора оказались Лисий и его брат. Их имущество было конфисковано. Лисию удалось бежать, но брат его был схвачен и казнен без суда. Спустя год Лисий вернулся в Афины, отдав последние сбережения лидерам демократов для успешного завершения демократического переворота. Бедность вынудила его стать логографом. Из 233 речей Лисия, известных в древности, лишь одна была произнесена им. В этой речи Лисий обвинял некоего Эратосфена, убийцу брата. Процесс против Эратосфена Лисий превратил в процесс против всех афинских олигархов, раскрыв перед собравшимися страшную картину произвола и террора. До нас дошли 23 речи полностью и 11 в отрывках.

Сложным искусством логографа Лисий владел в совершенстве, умело перевоплощаясь, передавая манеры, привычки каждого клиента, ясно представляя себе его социальную среду и образ жизни. Про эти речи говорили, что из них нельзя исключить ни одного слова без ущерба для смысла. Все речи удивительно разнообразны. Одну, например, произносит обманутый муж, убивший в спальне жены ее любовника. Закон на стороне мужа. Однако родственники убитого обвиняют убийцу в том, что он нарочно заманил свою жертву и инсценировал картину прелюбодеяния. Обвиняемый держится с подкупающей откровенностью и, делясь семейными невзгодами, усматривает свою вину лишь в безграничном доверии к жене. В другой речи оправдывается перед судом некий инвалид, владелец маленькой лавчонки на базарной площади. Государство платит ему пенсию за увечье. Но кто-то донес, что он якобы разъезжает верхом на лошади. Так как лошадь могли приобрести только обеспеченные люди, инвалиду грозит лишение государственного пособия. Хромой калека держится на суде с большим достоинством. Речь его насыщена юмором, что заставляет думать, будто подсудимый имел в своем кругу репутацию остряка, которую удачно использовал Лисий.

Как логограф начинал свою ораторскую деятельность Исократ, основатель первой риторической школы в Афинах, прославленный публицист и мастер эпидиктических, или торжественных, речей. Около 40 лет жизни Исократ посвятил педагогической деятельности, считая риторику основой воспитания, как первостепенную общеобразовательную дисциплину, построенную на принципах этики и философии. Исократ - идеолог зажиточных рабовладельческих слоев, призывавший всех греков к объединению под властью сильного монарха. Таким просвещенным и могущественным монархом, способным спасти Элладу, он объявил македонского царя Филиппа и призывал его взять на себя руководство общегреческими делами. Свои торжественные речи Исократ предназначал для публикации как политические памфлеты. Знаменитый "Панегирик" ("Речь перед всенародным собранием"), опубликованный в 380 г. и посвященный прославлению величия Афин, он сочинял 10 лет. Шутники говорили впоследствии, что Александр Македонский скорее завоевал весь мир, чем Исократ написал одну речь. Речи Исократа отличаются тщательной отделкой стиля. Ему принадлежит дальнейшее усовершенствование ритмизованного периода, законченного в себе самом, с ритмическим зачином и концовкой. Кроме того, Исократ вводит еще одно обязательное требование - категорическое недопущение "зияния", то есть столкновения гласных на стыке двух слов. Благозвучная и тщательно отделанная проза Исократа соперничает с поэзией и даже вытесняет ее. Исократа можно назвать основоположником всей поздней греческой прозы вплоть до византийской. Отмечая его влияние на позднейших ораторов, римский оратор Цицерон, живший через 300 лет после Исократа, писал: "Из школы Исократа, как из троянского коня, вышли подлинные мастера красноречия".

Последним великим оратором свободной Греции и крупнейшим политическим деятелем эпохи ее независимости был Демосфен (384-322 гг. до н.э.). Он получил хорошую риторическую подготовку у афинского оратора Исея, приверженца возвышенного патетического стиля, но сам не собирался стать оратором, так как имел слабое здоровье и большие дефекты произношения. Обстоятельства вынудили двадцатилетнего Демосфена начать судебный процесс против нечестных опекунов, расхитивших состояние его покойного отца, умершего, когда мальчику было всего семь лет. Тяжба с опекунами тянулась целых пять лет, и Демосфен выиграл процесс, который всеми знатоками был признан совершенно безнадежным. Хотя материальная выгода оказалась ничтожной, так как имущество было уже расхищено, а опекуны объявили себя некредитоспособными, Демосфен приобрел славу выдающегося судебного оратора. Он занялся логографией, подобно Лисию.

С 351 г. начинается политическая деятельность Демосфена, направленная на борьбу с Филиппом Македонским ради сохранения афинской, и одновременно общеэллинской, независимости. С этого времени вся жизнь Демосфена неразрывно связана с судьбой Афин. Он сам впоследствии говорил о себе: "Я умел различать события при их зарождении, заранее постигнуть их и заранее сообщить свои мысли другим". Демосфену пришлось вести трудную и упорную борьбу не только с внешним врагом. Филипп умело пользовался борьбой партий в греческих полисах, хорошо знал все их внутренние и внешние затруднения, поэтому, то с помощью оружия, то путем подкупов, он решил стать во главе Эллады.

Промакедонские тенденции были широко распространены в Афинах, чему немало способствовал Исократ. Разоблачению политики Филиппа и призыву к афинянам стать во главе общегреческой коалиции, направленной против Филиппа, посвящены "Филиппики" ("Речи против Филиппа") и "Олинфские речи" Демосфена. Вот, например, как характеризует Демосфен причины тягостного положения Афин в 3-й речи против Филиппа "Что же в таком случае за причина этого? Ведь, конечно, не без основания и не без достаточной причины тогда все греки с таким воодушевлением относились к свободе, а теперь так покорно терпят рабство. Да, было тогда, было, граждане афинские, в сознании большинства нечто такое, чего теперь уже нет, - то самое, что одержало верх и над богатством персов, и вело греков к свободе, и не давало себя победить ни в морском, ни в сухопутном бою; а теперь это свойство утрачено, и его утрата привела в негодность все и перевернула сверху донизу весь греческий мир. Что же это было такое? Да ничего хитрого и мудреного, а только то, что людей, получавших деньги с разных охотников до власти и совратителей Греции, все тогда ненавидели, и считалось тягчайшим позором быть уличенным в подкупе; виновного в этом карали величайшим наказанием, и для него не существовало ни заступничества, ни снисхождения. Поэтому благоприятных условий во всяком деле, которые судьба часто дает и нерадивым против внимательных, и ничего не желающим делать против исполняющих все, что следует, нельзя было купить ни у ораторов, ни у полководцев, равно как и взаимного согласия, недоверия к тиранам и варварам и вообще ничего подобного. А теперь все это распродано, словно на рынке, а в обмен привезены вместо этого такие вещи, от которых смертельно больна вся Греция. Что же это за вещи? Зависть к тому, кто получил взятку, смех, когда он сознается, снисходительность к тем, кого уличают, ненависть, когда кто-нибудь за это станет порицать,- словом, все то, что связано с подкупом. А ведь что касается триер, численности войска и денежных запасов, изобилия всяких средств и вообще всего, по чему можно судить о силе государства, то теперь у всех это есть в гораздо большем количестве и в больших размерах, чем у людей того времени. Но только все это становится ненужным, бесполезным и бесплодным по вине этих продажных людей".

Тех, кто в личных интересах предавал родину и способствовал усилению Македонии, Демосфен гневно разоблачает в речи "О недобросовестности посольства". Эта речь направлена против оратора, Эсхина, одного из вождей македонской партии в Афинах. Сохранилась также защитительная речь Эсхина, произнесенная на этом процессе.

К 340 г. Демосфену удалось создать союз греческих полисов против Македонии и стать руководителем афинской политики. Но силы противников были слишком неравными. После отдельных военных удач македонская армия в 338 г. разбила объединенную армию греков в битве у Херонеи в Беотии. Демосфен сам сражался в рядах тяжеловооруженных афинских воинов. "Вместе с телами павших при Херонее была зарыта свобода греков", - так охарактеризовал Херонейскую битву один из ее современников.58 После этого события Демосфен опубликовал лишь одну политическую речь "О венке".

В 336 г. некто Ктесифонт внес в народное собрание предложение о награждении Демосфена золотым венком, то есть самой почетной наградой, вручавшейся в торжественной обстановке во время праздника Великих Дионисий. Противник Демосфена Эсхин обнаружил какую-то юридическую погрешность в формулировке предложения Ктесифонта и через суд обжаловал его как незаконное. Процесс состоялся лишь в 330 г. и был приурочен к кампании преследования антимакедонской оппозиции. Ктесифонта защищал сам Демосфен, обвинял Эсхин. До нас дошли речи обоих ораторов. Простая процессуальная тяжба превратилась в политический процесс, собравший в Афины представителей всех греческих государств. Выступление Демосфена являлось апологией всей его деятельности. Оно отличалось необычайной серьезностью и убежденностью. Для политического противника Демосфена этот процесс явился как бы подведением итогов всей его долголетней вражды с Демосфеном. Эсхин был опытным и талантливым оратором. В молодости он безуспешно подвизался на поприще актера. Поэтому актерские навыки отразились на стиле его речей и на манере их произнесения. Беспринципный политик, начавший карьеру как противник Филиппа, а затем ставший его страстным приверженцем, Эсхин в течение пятнадцатилетней борьбы с Демосфеном не гнушался никакими средствами. Так, в процессе против Ктесифонта он использовал все, чтобы очернить Демосфена, представить его изменником родины, сторонником персидской политики и так далее.

Демосфен ответил на все провокационные попытки скомпрометировать его как человека и гражданина, и, несмотря на сложность политической ситуации, Эсхин не смог собрать даже 1/5 голосов и вынужден был уйти в изгнание. Он уехал на остров Родос, где стал учителем красноречия. Дальнейшая судьба его неизвестна.

Победа Демосфена была триумфом демократических сил Греции. Поэтому противники демократии приложили все усилия к тому, чтобы добиться удаления Демосфена из Афин. В 323 г. после смерти Александра Македонского, преемника Филиппа, греки, возглавленные афинянами, вновь поднялись против Македонии. В торжественной обстановке прошло возвращение Демосфена в Афины. Но восстание окончилось поражением. Афиняне вынуждены были принять тяжелые условия мира, одним из пунктов которого была выдача всех организаторов восстания. Демосфен бежал. Македонский отряд, преследовавший его, окружил храм Посейдона на острове Калаврии, где он скрывался. Здесь, чтобы не доставаться врагу живым, Демосфен принял яд.

Лишь спустя 40 лет афиняне смогли публично воздать почести своему народному герою. На центральной площади Афин была воздвигнута бронзовая статуя, у подножия которой высечена знаменитая надпись:

Будь у тебя, Демосфен, столь мощная сила, как разум,
Сам македонский Арес59 греков под власть бы не взял.

Жизнь и деятельность Демосфена неизменно привлекала внимание всех последующих поколений. Римский оратор Цицерон, вступив в борьбу с Марком Антонием за сохранение республики, назвал свои речи против Антония "Филиппиками". В начале XIX в. в Германии был опубликован перевод политических речей Демосфена с целью призвать немецкий народ к освободительной войне против Наполеона. Первым популяризатором и переводчиком Демосфена в России был Ломоносов. О том, насколько царское правительство опасалось влияния древнего оратора, свидетельствует тот факт, что в конце XVIJI в. цензура запретила публиковать перевод речей Демосфена, подготовленный известным историком и публицистом Н. М. Карамзиным.

Стилистическая манера Демосфена отличалась большим разнообразием. Древние отмечали, что Демосфен любил объединять разные риторические стили. Он сам говорил: "Не слово и не звук голоса ценны в ораторе, но то, чтобы он стремился к тому же, к чему стремится народ, и чтобы он ненавидел и любил тех же, кого ненавидит или любит родина".

Следующая глава

литература греции · литература рима · исследовательская литература
список авторов · список произведений



Новости

Интерьерной широкоформатной печати. Наружная типография широкоформатная печать фотографий.  ·  Купить 4g репитер в Москве читать дальше.

Учёные: домашние животные положительно влияют на личную жизнь
Собаки, коты и попугаи учат своих хозяев быть терпеливыми и заботливыми. Специалисты провели три эксперимента и выяснили, что жизнь с домашними животными вырабатывает у человека окситоцин, в народе его часто называют гормоном "счастья".
Ученые: Новые знакомства укрепляют здоровье
Ученые заявили, что новые знакомства помогают существенно укрепить состояние здоровья. По мнению группы исследователей из ведущих университетов США, такой факт можно объяснить рядом психологических факторов.
Подведены итоги по популярности запросов в Интернете
Результатами за 2016 год поделился «Яндекс». Информация представлена сразу по нескольким номинациям. Так, среди событий пользователи чаще всего запрашивали президентскую гонку в США и российские парламентские выборы.
Интернет-магазины перейдут на онлайн-кассы с февраля
Начало февраля следующего года отметится нововведениями для работы всех онлайн-магазинов. Каждая покупка будет совершаться через онлайн-кассу, подключенную к сети и имеющую связь с оператором фискальных данных. Эту новость сообщил «1С- Битрикс».
Программу капремонта в МО в 2016 году выполнили на 87%
В Московской области подвели итоги реализации программы капитального ремонта в 2016 году. Специалисты ведомств, курирующих сферу ЖКХ и строительства в области, также обсудили перспективы капитального ремонта в 2017 году. Об этом сообщила пресс-служба Министерства ЖКХ Подмосковья.
Цена за квадратный метр на первичном рынке в Казани выросли на 6%
Средняя цена за квадратный метр на первичном рынке Казани выросла почти на 6%, составив 62 161 рублей. Для сравнения в ноябре 2015 года эта цифра составляла 58 528 рублей. С учётом инфляции, эксперты отмечают стабилизацию цен на первичном рынке Казани.
На Новый год Крым могут посетить 40 тысяч туристов
По словам ЛИЕВА, все туристы, которые посетят Крым в новогодний период, приедут на полуостров из России. Туристический поток, по прогнозам экс-министра, разделят между собой Ялта и Севастополь. В других курортных городах, убежден ЛИЕВ, значительного наплыва не будет.
Эксперты назвали популярные у путешественников с детьми направления на Новый год
Эксперты туристического сервиса Aviasales определили самые популярные у россиян с детьми направления перелетов на новогодние праздники. Об этом представители компании в пятницу, 9 декабря, рассказали корреспонденту «Ленты.ру».
Рейтинг@Mail.ru