Этрусская мифология



этрусская мифология · библиотека · мифология и мифы · карта сайта · список существ и событий

"Мифы народов мира", мифологическая энциклопедия в двух томах,
под ред. С.А. Токарева, М.: Советская энциклопедия, 1982; том II, стр. 672-674

Спорность и невыясненность этногенеза этрусков препятствует определению обстоятельств и времени формирования мифологии народа. Сравнение ее с мифологиями других древних народов позволяет с достаточной уверенностью утверждать, что истоки этрусской мифологии уходят в область эгейско-анатолийского мира, откуда, согласно господствовавшему в древности мнению (впервые у Геродота I 94), прибыли предки этрусков - тиррены и пеласги. Восточными чертами этрусской мифологии является наличие в ней представлений о сакральном характере царской власти, религиозные атрибуты - двойной топор, трон и др., сложная космогоническая система, во многом близкая космогонии Египта и Вавилонии. В ходе соприкосновения этрусков с греческими колонистами в Италии и на прилегающих островах происходило отождествление древнейших этрусских богов с олимпийскими богами, заимствование этрусками греческих мифов и их переосмысление в духе собственной религиозной и политической идеологии.

Вселенная представлялась этрускам в виде трехступенчатого храма, в котором верхняя ступень соответствовала небу, средняя - земной поверхности, нижняя - подземному царству. Воображаемый параллелизм между этими тремя структурами позволял по расположению светил в верхней - видимой - предсказывать судьбу человеческого рода, народа и каждого индивидуума. Нижняя - невидимая и недоступная живому человеку структура считалась обиталищем подземных богов и демонов, царством мертвых. В представлениях этрусков средняя и нижняя структуры соединялись ходами в виде разломов в земной коре, по которым спускались души мертвых. Подобия таких разломов в виде ямы (mundus) сооружались в каждом этрусском городе для принесения жертв подземным богам и душам предков. Наряду с представлением о делении мира по вертикали существовало представление о горизонтальном делении на четыре стороны света; при этом в западную часть помещали злых богов и демонов, в восточную - добрых.

Этрусский пантеон включает множество богов, в большинстве случаев известных лишь по именам и месту, занимаемому каждым из них на модели гадательной печени из Пьяченцы.

В отличие от греческой мифологии, этрусская мифология, как правило, не имела мифов о браках богов и их родстве. Объединение богов в триады и двоицы, где оно зафиксировано в источниках, обосновывалось их местом в религиозной иерархии. К древнейшим религиозным представлениям эгейско-анатолийского мира восходит этрусская концепция богов, передающих свою волю с помощью молний. К их числу относился Тин, отождествлявшийся с греческим Зевсом и римским Юпитером. Как бог неба, бог-громовержец Тин повелевал тремя пучками молний. Первым из них он мог предостерегать людей, вторым - пользовался, лишь посоветовавшись с двенадцатью другими богами, третьим - самым страшным - карал, лишь получив согласие избранных богов. Таким образом, Тин, в отличие от Зевса, первоначально мыслился не царем богов, а лишь главой их совета, представляемого по образцу совета глав этрусских государств. Богиня Туран, имя которой означало "подательница", считалась владычицей всего живого и отождествлялась с Афродитой. Греческой Гере и римской Юноне соответствовала богиня Уни, почитавшаяся во многих городах как покровительница царской власти. Вместе с Тином и Уни в основанном этрусками в конце VI в. до н.э. Капитолийском храме в Риме почиталась Менрва (римская Минерва), покровительница ремесел и ремесленников. Эти три божества составили этрусскую триаду, которой соответствовала римская триада: Юпитер, Юнона, Минерва. Бог Аплу, отождествлявшийся с греческим Аполлоном, первоначально воспринимался этрусками как бог, охраняющий людей, их стада и посевы. Бог Турмс, соответствующий греческому Гермесу, считался божеством преисподней, проводником душ умерших. Греческому богу Гефесту - хозяину подземного огня и кузнецу, соответствует этрусский Сефланс. Он участник сцены, изображающей наказание Уни по приказу Тина. В городе Популонии Сефланс почитался под именем Велханс (отсюда римский Вулкан). Судя по множеству изображений на зеркалах, геммах, монетах, видное место занимал бог Нефунс. У него характерные атрибуты морского божества - трезубец, якорь. Среди этрусских божеств растительности и плодородия наиболее популярен был Фуфлунс, соответствующий Дионису-Вакху в греческой мифологии и Сильвану в римской. Культ Фуфлунса носил оргиастический характер и был в Италии более древним, чем почитание Диониса-Вакха. Сакральное объединение государств с центром в Вольсиниях обусловило выделение главного божества этого города Вольтумна (римляне именовали его Вертумном). Иногда его изображали злокозненным чудовищем, ииогда в качестве божества растительности неопределенного пола, иногда в виде воина. Эти облики, возможно, отражали стадии трансформации локального хтонического божества в "главного бога Этрурии", как его называет Варрон (Antiquitatum rerum... V 46). К числу богов "небесной долины" этруски относили Сатре, полагая, что он, как и Тин, может поражать молниями. С богом Сатре было связано космогоническое учение и представление о золотом веке - грядущей эпохе изобилия, всеобщего равенства (что соответствует представлению о римском Сатурне). Богом италийского происхождения был Марис (римский Марс). В одной из своих функций он был покровителем растительности, в другой - войны. Из италийской мифологии этрусками был воспринят Майус - хтоническое божество растительности. Этруски почитали бога Селванса, впоследствии воспринятого римлянами под именем Сильван. Владыками подземного царства были Аита и Ферсифай (соответствующие греческим богам Аиду и Персефоне). Вполне вероятно, что некоторые имена этрусских женских божеств были первоначально эпитетами великой богини-матери, указывающими на определенные ее функции - мудрость, искусство и др.

Наряду с культом богов у этрусков существовал культ злых и добрых демонов. Их изображения сохранились на зеркалах и фресках погребальных склепов. Звериные черты в иконографии демонов позволяют предполагать в них первоначально священных животных, оттесненных на задний план по мере выделения антропоморфных богов. Демоны нередко изображались в качестве спутников и слуг богов. Демон смерти Хару (Харун) больше, чем родственный ему греческий перевозчик душ умерших Харон сохранил черты самостоятельного божества. На более ранних памятниках Хару - зловещий и молчаливый свидетель смертных мук, затем вестник смерти и, наконец, под влиянием греческой мифологии - проводник душ в подземном царстве, узурпировавший эту роль у Турмса (греческого Гермеса). Много общего имел с Хару Тухулка, в облике которого соединены человеческие и звериные черты. Хару и Тухулка часто изображаются вместе как свидетели или исполнители воли богов в преисподней. Из культа божественного множества демонов-лазов (римские лары) выделилось демоническое существо Лаза. Это юная обнаженная женщина с крыльями за спиной. На зеркалах и урнах она изображалась участницей сцен любовного содержания. Ее атрибутами были зеркало, таблички с грифелем, цветы. Значение встречающихся в надписях эпитетов Лазы: Еван, Альпан, Млакус - остается невыясненным. По аналогии с римскими ларами можно предполагать, что лазы были добрыми божествами, покровителями дома и домашнего очага. Демоническим множеством были маны (римские маны) - добрые и злые демоны. К демонам загробного мира относилась Ванф.

Этрусское изобразительное искусство сохранило многие мифы, известные из греческой мифологии. Этрусские художники отдавали предпочтение сюжетам, связанным с жертвоприношениями, кровавыми схватками. Фрески этрусских гробниц зачастую представляют собой изображения замкнутых циклов сцен смерти, путешествия в загробное царство и суда над душами умерших.

этрусская мифология · библиотека · мифология и мифы · карта сайта · список существ и событий



Новости

Ученые заявили, что путь к сердцу женщины лежит через обжорство
Американские ученые заявили, что путь к сердцу женщины лежит через обжорство. Специалисты из Корнелльского университета провели эксперимент, в котором приняли участие 20 студентов.
Психологи: Причина ожирения кроется в отношении человека к своему телу
Ученые из США заявили, что избавиться от ожирения пациентам могут помочь не только диетологи, но и психологи. Причина возникновения проблемы кроется в отношении человека к своему телу.
СМИ сообщили о возможном отключении сотовой связи в московском метро
Сотовая связь может пропасть в московском метро, если операторы в пятницу не предоставят разрешительные бумаги на оборудование, притом что документы на большинство базовых станций уже истекли, пишут в пятницу "Ведомости".
Вскоре закончится третий, финальный этап ЗБТ Revelation
Игроки, имеющие право доступа на ЗБТ Revelation, могут воспользоваться серверами игры. Вскоре для пользователей будет доступно открытое тестирование.
В Москве загруженность улиц снизилась на 10%
Загруженность улично-дорожной сети в Москве снизилась на 10% в местах действия измененных тарифов на платные парковки, сообщил заместитель мэра Москвы, глава столичного департамента транспорта Максим Ликсутов.
Сбербанк планирует запустить проект обслуживания инвалидов на дому
Сбербанк в 2017 году планирует запустить проект бесплатного обслуживания инвалидов в России на дому, сообщил глава Сбербанка Герман Греф в ходе ежегодной "прямой линии" с сотрудниками.
Акция «Историческая ночь - 2016» в Ульяновске
12 декабря 2016 года с 18.00 до 23.00 в Ульяновском областном краеведческом музее имени И.А. Гончарова (б. Новый Венец, 3/4) состоится акция «Историческая ночь - 2016», посвященная 250-летию со дня рождения выдающегося писателя, историка, историографа Н.М. Карамзина.
Краевой конкурс на лучший рассказ о путешествии обрастает призами
Туристско-информационный центр Приморского края продолжает принимать заявки на литературный конкурс «Лучший путешественник по Приморью». Его итоги подведут в конце января 2017 года. Конкурсными работами могут стать иллюстрированные рассказы о путешествиях или культпоходах и даже обычных прогулках.
Рейтинг@Mail.ru