АПОЛЛОДОР    МИФОЛОГИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА   
на главную · библиотека · греческая мифология · боги и божества греции · список существ и событий · генеалогия
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
АПОЛЛОДОР   
МИФОЛОГИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА   
стр. 35


человеческому роду.

76. Более детализованный рассказ мы находим у Гесиода в Теогонии. Когда

боги стали спорить с людьми, Прометей с целью обмануть Зевса зарезал быка и

сложил мясо и внутренности в одну сторону, покрыв все это шкурой и положив

сверху желудок (худшую часть туши); в другую же сторону он положил кости и

покрыл их жиром. Зевс указал Прометею, что он разделил тушу не поровну, но

тот потребовал, чтобы Зевс сделал выбор. Зевс выбрал ту часть, в которой

оказались кости. Разгневанный, он лишил людей огня. Согласно Гигину (Astr. II,

15), он сделал это с той целью, чтобы люди не смогли сварить себе мясо. Но

Прометей украл у богов огонь (Aesch. Prom. 113) и передал людям. Мифы о

героях, похитивших у богов огонь с неба и отдавших его людям,

распространены у самых различных народов, как указывает Фрэзер. В основе

этих мифов, повидимому, лежит то, что вначале люди использовали огонь

естественного происхождения, чаще всего от удара молнии. Анализ этих мифов

мы находим у Фрэзера в его приложении Мифы о происхождении огня.

77. Фрэзер цитирует Турнефора, рассказывающего о тростнике,

произрастающем на острове Скинозе, расположенном южнее острова Наксоса.

Этот тростник имеет внутренность, заполненную белой мякотью, которая,

будучи высушенной, может гореть подобно фитилю. Население использовало

этот тростник, чтобы переносить огонь с одного места на другое. Повидимому,

подобный обычай хранения и перенесения огня лег в основу этой древней

легенды, согласно которой Прометей принес огонь людям в полом стволе

тростника. Турнефор далее сообщает, что греки называют это растение нартека,

этот же термин мы находим у Аполлодора ().

78. См. здесь же, II, 5, 11.

79. Схолиаст Гомера (II. I, 126) приводит рассказ о Девкалионе и Пирре почти в

тех же выражениях, ссылаясь при этом на Аполлодора. Это свидетельство важно

учитывать при постановке проблемы авторства Библиотеки.

80. Зевс Фиксийский  Зевс, покровительствующий беглецам (от  

бегство).

81. Рассказ о превращении камней (бросаемых Девкалионом и Пиррой) в людей

является типичной народной этимологией, объясняющей сходство слов

(камень) и  (народ).

82. В действительности термин эллин и Эллада стали распространенным

этнонимом греков сравнительно поздно, к концу VIII в. до н.э.

83. Имеется в виду область Дорида в Средней Греции.

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 
 
 
Новости