Главная / Библиотека / Аполодор / АПОЛЛОДОР    МИФОЛОГИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА    стр. 93

АПОЛЛОДОР    МИФОЛОГИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА    стр. 93

было положено начало этому обычаю изза какогото линдийского пахаря. Когда

Геракл попросил у него пищи для своего сына Гилла (герой путешествовал

вместе со своим сыном, еще совершенно юным), пахарь не только ничего ему не

дал, но даже оскорбил его. Тогда разгневанный Геракл заколол одного из быков

и сам пообедал, а также накормил своего сына. Пахарь, однако, продолжал

ругаться. Наконец, Геракл расхохотался в ответ на его проклятия, сказав при

этом, что никогда ему еще не приходилось с таким удовольствием обедать, как в

этот раз, когда обед его сопровождался проклятиями. Фрэзер отмечает

существование ритуала священной пахоты, практиковавшейся в Элевсине, во

время которой члены древнего жреческого рода Будзигов (это имя производили

от слова   бык и   ярмо), проводя борозды, разражались

проклятиями. Этиология мифа состоит, повидимому, в объяснении древнего

обычая или ритуального прозвища.

141. Согласно Диодору (IV, 27, 3), Эматион был царем Эфиопии.

142. Только после того, как Геракл убил орла Зевса, Прометей выдал тайну,

которую так хотел узнать Зевс. Этот сюжет получил художественное

воплощение в драме Эсхила Освобожденный Прометей (см.: Н. J. Mette. Der

verlorene Aischylos, S. 20).

143. Выражение     Фрэзер (I, 229) объясняет, исходя

из мифа о том, что Геракл принес из страны гипербореев дикую маслину, из

которой по обычаю сплетали венок, служивший наградой победителю на

Олимпийских играх (Pind. Olymp. Ill, 1660). Так как Зевс поклялся никогда не

освобождать Прометея от его оков, Геракл заменил стальные оковы Прометея

символическими оковами  венком из оливы. Поэтому греки объясняли обычай

ношения венков и гирлянд, а также колец из металла как знак памяти о

благодетеле человечества, Прометее, носившем оковы среди скал Кавказа. По

видимому, здесь нашла отражение свойственная древнему религиозному

мышлению идея, согласно которой для того, чтобы получить чтонибудь от бога,

надо ему сделать соответствующее приношение. Вот почему Геракл, освободив

Прометея, предоставил Зевсу взамен Хирона.

144. Текст, взятый здесь в скобки, не содержится в рукописях Библиотеки, но

издатели восстанавливают его на основании текста древнего комментатора

(Schol. Apoll. Rhod. IV, 1396), восходящего к сочинению Ферекида (которому

Библиотека следует, рассказывая миф о Геракле и Атланте).

145. Этот вариант предания мы находим в Аргонавтике Аполлония Родосского

(IV, 1396), где рассказывается, как аргонавты увидели недалеко от озера

Тритон труп дракона, убитого Гераклом, и вблизи него печальных Гесперид. В

эпоху поздней античности фигура Геракла с яблоками Гесперид в одной руке и

палицей в другой становится излюбленным сюжетом в изобразительном

искусстве и вазовой живописи, символизируя изобилие. Мы встречаем эту же

Предыдущая Начало Следующая  

О нас admin

Adblock detector