ГЕРОДОТ    ИСТОРИЯ   
на главную · библиотека · греческая мифология · боги и божества греции · список существ и событий · генеалогия
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
ГЕРОДОТ   
ИСТОРИЯ   
стр. 132


поднимались на стенные зубцы и, кривляясь [и выкрикивая обидные слова], издевались над
Дарием и его войском. Один из них сказал: Что вы сидите здесь, персы, и бездельничаете?
Убирайтесь-ка лучше восвояси! Только когда лошачиха ожеребится, возьмете вы наш город!.
Так сказал какой-то вавилонянин в уверенности, что лошачиха никогда не жеребится.

152. Между тем прошел уже год и семь месяцев, и Дарий и все его войско были очень
раздосадованы, что не могли взять Вавилон, несмотря на всяческие уловки и хитрости. Между
прочим; царь пробовал также и хитрость, с помощью которой Кир некогда взял Вавилон,
однако вавилоняне неусыпно несли стражу и перехитрить их он не мог.

153. Наконец на двадцатом месяце осады явилось Зопиру, сыну Мегабиза, - отец его был
одним из семи мужей, свергнувших мага, - этому-то Мегабизову сыну Зопиру явилось
диковинное знамение. Одна из его вьючных лошачих ожеребилась. Когда Зопиру сообщили
об этом, он сначала не хотел верить, но когда сам увидел жеребенка, запретил всем видевшим
говорить об этом и стал обдумывать [знамение]. Он думал о предсказании вавилонянина,
данном еще в начале [осады], именно, что город будет взят, когда лошачихи ожеребятся.
Теперь-то, как думал Зопир, по этому предсказанию, Вавилон должен пасть: ведь вавилонянин
изрек свое предсказание по внушению божества, а у него [также по божьему промыслу]
ожеребилась лошачиха.

154. Так вот, Зопир решил, что отныне Вавилон уже обречен на гибель. Он пришел к Дарию
и спросил, очень ли важно завоевать Вавилон. А когда Дарий подтвердил [важность этого],
Зопир стал обдумывать, как ему совершить этот подвиг и предать город в руки Дария. Ведь
персы выше всего чтят такие доблестные подвиги. Зопир полагал, что может достичь цели
только одним путем: именно, изувечить себя и затем перебежать к врагам. Тогда с легким
сердцем он нанес себе неисцелимые увечья: отрезал нос и уши, безобразно остриг волосы и со
следами ударов бича предстал перед Дарием.

155. А Дарий пришел в ужас, увидев так изувеченным столь почтенного человека. Царь с
криком вскочил со своего трона и спросил, кто и почему так его изувечил. А Зопир отвечал:
Нет, кроме тебя, на свете человека, который имеет власть так поступить со мной. Не другой
кто сделал это, государь, а я сам себя изувечил, потому что горько мне [терпеть]
издевательства ассирийцевнад персами. А царь сказал ему в ответ: Несчастный! Ты
стараешься приукрасить свой ужасный поступок, утверждая, что так немилосердно изувечил
себя ради осажденных. Разве, глупец, враги скорее сдадутся от того, что ты сам себя изувечил?
Не сошел ли ты с ума, так искалечив себя?. А Зопир отвечал царю: Если бы я открыл тебе
мой замысел, ты не позволил бы мне [сделать] этого, [над собой]. Поэтому я так поступил на
свой страх. Итак, если ты не откажешь в помощи, мы возьмем Вавилон. Я тотчас же перебегу

в город и объявлю, что это ты нанес мне такие увечья. Я думаю, они поверят и поставят меня
во главе войска. А ты на десятый день с того дня, как я уйду в город, поставь у гак
называемых ворот Семирамиды 1000 человек из той части [войска], потеря которой тебе
безразлична. На седьмой день после этого поставь еще 2000 человек у так называемых ворот
Нина!. Затем обожди двадцать дней и пошли 4000 человек против так называемых
Халдейских ворот. Ни те первые, ни эти воины не должны иметь при себе никакого другого
оружия для защиты, кроме кинжалов. Кинжалы можно им оставить. Наконец, через двадцать
дней прикажи всему остальному войску немедленно штурмовать стены со всех сторон. А
персов поставь против так называемых Белских и Киссийских ворот. Не сомневаюсь, что,
когда я совершу такие великие подвиги, вавилоняне, конечно, доверят мне не только всю
защиту города, но даже ключи от ворот. А тогда уж - моя и персов забота, как завершить
дело!.

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 
 
 
Новости