912. . Ср. выше, VI 49, 94.
913. . Из Южной России экспортировался хлеб в Пелопоннес и Среднюю Грецию. Уже тогда
эти области не могли прокормиться без импорта хлеба.
914. . Персидский царь, конечно, знал о раздорах и длительных войнах между Спартой и
Аргосом, и поэтому весьма вероятно, что он заключил с Аргосом союз против Спарты. Аргос
– главный соперник Спарты в Пелопоннесе. Во время написания VII книги Геродота Аргос
был в союзе с Афинами. Геродот, усвоивший афинскую ориентацию, должен был щадить
афинского союзника и всячески выгораживать поведение Аргоса во время Персидской войны.
Поэтому Г еродот предпочитает воздерживаться от суждения о том, как было дело в
действительности (ср.: С. Я. Лурье. История, стр. 78-79).
915. . Афинские послы встретились в Сусах с аргосскими послами, конечно, не случайно.
Общественное мнение видело в соглашении с персами нечто позорное. Поэтому Г еродот
прибавляет, что афиняне прибыли в Сусы по другому делу (а отнюдь не для соглашения с
персами, как это, по-видимому, было). Каллий (глава посольства) подвергался ожесточенным
нападкам в Афинах.
916. . Вероятно, аргосцы в 465 г. до н.э. отправили посольство к персидскому царю
Артаксерксу и просили о продолжении союзного договора, заключенного с Ксерксом.
Возможно, что по этому договору аргосцы получали ежегодные субсидии от персов.
917. . Деметра и Персефона. Иерофанты – верховные жрецы.
918. . Гелон представлял интересы гаморов – знатных крупных землевладельцев.
919. . Сицилия была страной крупного землевладения. Так называемая народная партия была
подавлена Г ел оном.
920. . Ср. выше, V 42-46.
921. . Спартанцы выставили притязание на наследство царя народов Агамемнона. Это
притязание вместе с планами господства в Элладе получило свое выражение в перенесении
костей Ореста в Спарту (ср. I 67-68).
922. . Афиняне, ссылаясь на Кекропа, своего первого царя, которого, согласно мифу,
породила земля, считали себя древнейшими жителями Греции.
923. . Илиада II, 550.
924. . Из этого города был изгнан его отец.
925. . Под ливийцами здесь следует понимать хамитские племена в совр. Тунисе и Алжире.