государством и
вообще уметь пользоваться
людьми и действиями людей. Кто получил такое
образование, думал он, не только будет сам
счастлив и будет хорошо вести свое хозяйство, но
может и других людей, и целые государства
делать счастливыми.
Р] Но его подход к
людям был не ко всем
одинаков: кто считал себя даровитым от
природы, а ученье
ни во что не ставил, тем он
указывал, что даровитым натурам больше всего
нужно образование; он приводил в
доказательство этого тот факт, что и лошади
хорошей породы, горячие, с норовом, становятся
чрезвычайно полезными, превосходными, если их
объездить с раннего возраста, но совершенно
неукротимыми, очень плохими, если остаются
необъезженными. Так же и собаки хорошей
породы, неутомимые и пригодные для нападения
на диких животных, бывают превосходны для
охоты и полезны при хорошей дрессировке и,
наоборот, тупы, бешены, непослушны, если их не
дрессируют.
То же бывает и с
людьми высоко даровитыми:
[4] могучие духом,
способные довести до конца
начатое дело, они, если получат образование и
научатся тому, в чем заключается доблесть,
становятся отличными, в высшей степени
полезными деятелями: они делаются