117. См.: I, 13, 5—8.
118. См.: I, 28, 7—30, 3; I, 33, 1—5.
119. См. примеч. 127 к кн. XXXIX.
120. О расходовании цензорами полученных средств см. ниже, гл. 51, 2—7.
121. См. примеч. 28 к кн. XXI и примеч. 23 к кн. XXXV.
122. Его предшественник, недавно умерший (см. выше, гл. 42, 6) Луций Валерий Флакк, тоже стал первоприсутствующим в сенате, будучи цензором (XXXIX, 52, 1).
123. Для исключения кого-либо из сената требовалось согласие обоих цензоров (вторым был Марк Фульвий Нобилиор).
124. Поскольку древнейшим театром в Риме считался театр Помпея, построенный более века спустя, предполагают, что театр у храма Аполлона, о котором здесь идет речь, служил чисто культовым целям или что он мог быть вскоре снесен (о чем сведений нет).
125. Достроен Эмилиев мост был цензорами Публием Сципионом Эмилианом (Африканским Младшим) и Муммием (142 г. до н.э.).
126. На северной стороне форума. Первоначально базилика называлась Фульвиевой или базиликой Эмилия и Фульвия, позднее – Эмилиевой. (О более ранней базилике Порция см.: XXXIX, 44, 7 и примеч. 132 к кн. XXXIX.)
127. Храм Надежды и, возможно, упомянутый здесь же храм Аполлона находились в районе Овощного рынка. На Марсовом поле также был храм Аполлона Врачевателя. См.: XXXIX, 4.
128. Ничего более конкретного Ливий об этом, к сожалению, не сообщает.
129. См.: XXXIX, 2, 8 и 11 и примеч. 10 к кн. XXXIX.
130. Морские Лары – боги, покровительствовавшие мореплавателям (как Лары дома – его обитателям).
131. Ср.: XXXVII, 29—30. Об обете не сообщалось.
132. Сэйдж дополняет: «была выиграна».
133. Сэйдж дополняет: «были сокрушены».
134. Ливий возвращается к изложению, прерванному на гл. 24, 8.