Главная / Библиотека / АММИАН РИМСКАЯ ИСТОРИЯ / АММИАН МАРЦЕЛЛИН РИМСКАЯ ИСТОРИЯ стр. 36

АММИАН МАРЦЕЛЛИН РИМСКАЯ ИСТОРИЯ стр. 36

до конца времени детства, т. е. почтив течение 300 лет, римскийнарод выдерживал войны вокруг стен города. Затем, войдя в возраст, после многообразных невзгод на {35} полях битв он перешел через Альпы ичерез морской пролив; а, став юношей и мужем, стяжал победные лавры и триумфы со всех стран, входящих в необъятный круг земной; склоняясь к старости и нередко одерживая победы однимсвоим именем, он обратился к более спокойной жизни. 5. Поэтому-то достославный город, согнув гордую выюдиких народов и дав законы, основы свободы и вечные устои, словно добрый, разумный ибогатый отец, предоставил управление своим имуществом Цезарям, как своим детям. 7. И хотя трибы давно бездействуют, центурии 35 успокоились, нет борьбы из-за подачи голосов, и как бы вернулось спокойствиевремен Нумы Помпилия, 36 но по всем, сколько их ни есть, частям земли чтят Рим, как владыку и царя, иповсюдув честии славе седина сената и имя римского народа.

7. Но этот великолепный блеск Рима умаляется преступным легкомыслием немногих, которые, не помышляя о том, где они родились, таксловно им предоставлена полная свобода для пороков, впадают в заблуждения и разврат. По словам поэта Симонида, 37 первое условие счастливой жизни – слава Отечества. 8. Некоторые из них, полагая, что они могут себяувековечитьстатуями, страстно добиваются их, словно в медных мертвых изображениях заключена награда более высокая, нежели заключенная в сознании за собой честной и благородной деятельности. Они хлопочут о позолоте этих статуй, почет, который впервые был присужден Ацилию Глабриону, когда он силою оружия и своей умелостью победил царя Антиоха. 38 А как прекрасно, пренебрегаяэтими мелочами, взбираться на вершину истинной славы по крутому и длинному пути, как сказал некогда аскрейский поэт (Гесиод 39 ), это показал цензор Катон. 40 Когда его однажды спросили, почему нет его статуи среди множества других, он сказал: «Я предпочитаю, чтобы разумные люди удивлялись, почему я этого не заслужил, чем чтобы они просебя с осуждениемтолковали о том, чем я это заслужил; это было бы много обиднее».

9. Другие, почитая высшееотличие в необычно высоких колесницах ивеликолепии одевания, потеют под тяжестью плащей, застегнутых на шееи прихваченных у пояса. Делая их из чрезвычайно тонкой материи, они дают имразвиваться, откидывая их частыми движениями руки, особенно левой, чтобы просвечивали широкие бордюры и туника, вышитая изображениями различных звериных фигур. 10. Третьи, напуская на себя важность, преувеличенно хвалятся, когда их отом и не спрашивают, размерами своих поместий, умножая, например, ежегодные доходы со своих плодородных полей, раскинувшихся с самого востока и до крайнего запада; при этом они забывают, что предки их, благодаря которым достигло таких размеров римское государство, стяжали славу не {36} богатствами, а жестокими войнами: ни в чем не отличаясь от простых солдат по имуществу, пище и одежде, доблестью сокрушали они всякое сопротивление. 11. Поэтому расходы на погребение Валерия Публиколы 41 были покрытыв складчину; вдова Регула, 42 оставшись без средств с детьми, жила на пособияот друзей ее мужа; дочери Сципиона 43 из государственной казны быловыдано приданое, так как знати было стыдно, что остается не замужем девушка во цвете лет из-за продолжительного отсутствия своего неимущего отца.

12. А теперь, если ты, как новый в Риме человек благородного сословия, явишьсядля утреннего приветствия

Предыдущая Начало Следующая  

О нас admin

Adblock detector