государству демократическому.
И в остальных
случаях не то же ли самое?
-
Как же иначе?
-
И как государство относится к государству в
смысле добродетели и благополучия, так и
человек относится к человеку?
-
Не иначе.
-
А как в смысле добродетели относится
государство с тираническим строем к государству,
управляемому царем, которое мы разбирали
раньше?
-
Они совершенно противоположны друг
другу: одно из них - самое благородное, другое -
самое низкое.
-
Я не стану спрашивать, какое из них ты
считаешь каким, - это и без того ясно. Но в
смысле процветания или, наоборот, бедности ты
так же решаешь или иначе? Нас не должно
поражать зрелище тирана, отдельно взятого или
окруженного немногочисленной свитой, нам надо
рассмотреть все государство в целом, войти в
него, во все вникнуть и, присмотревшись, уже
тогда высказывать о нем свое мнение.
-
Твое требование правильно. Однако всякому
ясно, что нет более жалкого государства, чем
управляемое тиранически, и более
благополучного, чем то, в котором правят цари.