Римская мифология



римская мифология · боги и божества рима · персонажи мифов рима
библиотека · мифология и мифы · карта сайта · список существ и событий

"Мифы народов мира", мифологическая энциклопедия в двух томах,
под ред. С.А. Токарева, М.: Советская энциклопедия, 1982; том II, стр. 380-384

Судить о древнейшем периоде Римской мифологии чрезвычайно трудно, так как источники относятся к более позднему времени (1 в. до н.э. - 4 в. н.э.) и часто содержат ложные этимологии имен богов и интерпретации их функций. В науке долгое время господствовало мнение о том, что у римлян первоначально отсутствовали ясные представления о богах как о неких определенных, индивидуализированных персонажах - в мире существуют безличные вредоносные или благодетельные силы - нумина, свойственные отдельным предметам, живым существам, действиям. Так, в жреческих книгах "Индигитаментах" перечисляются божества посева, произрастания семян, цветения. Созревания, жатвы колосьев, бракосочетания, зачатия, развития зародыша. Рождения ребенка. Его первого крика, выходи на прогулку. Возвращения домой и т.д., имена которых образованы от названий отдельных актов. Утверждению такого мнения способствовали неопределенность пола древних божеств, отразившаяся в наличии мужских и женских ипостасей у некоторых из них, в форме обращения к божеству - "бог или богиня", "муж или женщина"; использование в обращении к божеству добавления: и "или каким иным именем ты желаешь называться". Свидетельство Варрона о том, что у римлян в древности существовали лишь символы богов (Юпитер - камень, Марс - копье, Веста - огонь и др.), а различные обряды и ритуалы толковались как действия, имевшие целью усилить благодетельное в и нейтрализовать губительное воздействие нумина, также служило обоснованием того, что само мировосприятие римлян препятствовало антропоморфизации богов в созданию мифологической системы. Предполагающей взаимосвязи между богами, их родственные и брачные отношения. Из массы нумина исследователи выделяли только древнейшую триаду - Юпитера, Марса и Квирина. С которыми, однако, не связывали какие-либо мифы, появившиеся, по их мнению, лишь под влиянием этрусской и особенно греческой мифологии: греки принесли в Рим своих антропоморфных богов и связанные с ними мифы, научили римлян строить храмы. Ваять статуи богов. Различать богов по их полу, возрасту. Функциям, положению в иерархии, воздавать им более сложный, чем примитивные магические обряды. Куульт. Ряд современных исследователей поставил под сомнение теорию нумина. П. Бойансе показал, что "Индигитаменты" были не народным творчеством, а созданием жрецов - понтификов (многие из них были юристами, а римским юристам свойственно крайняя детализация явлений и казусов); по его наблюдениям, термин "нумина" всегда употреблялся у римских авторов и в надписях как "воля", "сила", "величие", действие бога (а также сената, императора), и римляне всегда (и в древнейшее время) имели изображения богов (они в виде примитивных глиняных фигурок известны благодаря раскопкам уже с начала первого тыс. до н.э.). Засвидетельствованная иногда неопределенность пола и имени божеств обусловливалась неясностью, к кому из них следует обращаться в определенном случае (например, при землетрясении, так как не было известно, кто его вызывает), нежеланием жрецов из опасения злоупотреблений открыть подлинное имя бога, слияние божества одного пола с аналогичным и одноименным, но другого пола, почитавшимся в соседней общине. Наличие в Римской мифологии пар божеств объяснимо аналогиями с описанными В. Манхардтом крестьянскими обрядами, в которых духи растительности, весны, жатвы и т.д. могли изображаться мужчиной, женщиной или парами. Боги с отдельными мелкими функциями, как показал Г. Узенер, встречались у многих других народов (в частности, греков), и, следовательно, это не является какой-то спецификой римского сознания. Некоторые авторы предполагали существование у римлян примитивной мифологии, впоследствии заглохшей. Искали в далеком прошлом Рима порождавшие мифы верования, аналогичные верованиям стадиально близких примитивных народов, восходящих к индоевропейской мифологии общность, отражающую представление о трехчленной системе мифологических функций: религиозно-жреческой, военной и хозяйственной, и иерархические или конфликтные соотношения между богами.

По мнению Дюмезиля, специфика Римской мифологии состоит в том, что конфликты и гармония воспроизводятся на "героическом" уровне в римских легендах, то есть, переносятся из мира богов в мир героев: война Ромула (религиозно-жреческая функция) и его союзника Лукумона (военная функция) с Титом Тацием (хозяйственная функция), последовавший за ней мир и союз этих героев, а значит, всех необходимых обществу компонентов, отразившейся в предании о делении общества на три трибы - Рамнов (в честь Ромула), Луцеров (в честь Лукумона), Татиев (в честь Тита Тация). Дюмезиль интерпретирует большинство римских богов и богинь как причастных к одной из трех социальных функций и возводит к индоевропейской основе ряд римских обрядов (например, праздник в честь Матер Матуты) и легенд о древнейших римских героях (например, о поединке Горациев и Куриациев, о Муции Сцеволе, которого он сопоставляет со скандинавским Фрейром, о Горации Коклесе, сопоставляемом с Одином). Положения Дюмезиля, отвергшего мнение об антимифологичности римлян и показавшего, как под влиянием особых обстоятельств возникала Римская мифология - как отражение земного Рима в сфере небесной, несмотря не рад возражений, приняты многими современными учеными. Меньшую роль стали отводить этрусскому и даже греческому влиянию, подчеркивая самобытность римской религии, возникшей в результате синойкизма общин, ее политический характер, обусловленный особенностями римского государства как посредника между гражданами и богами.

На основе немногих дошедших источников (гимны коллегий Арвальских братьев и салиев, формулы, произносившиеся главой коллегии фециалов Патер Татратус при объявлении войны и заключении мира и союзов и др.), а также отдельных упоминаний у позднейших авторов допустимо полагать, что верования римлян в древнейший период были аналогичны стадиально близким верованиям других народов. Вероятно, существовал некогда миф о сотворении мира Янусом (оттесненным затем Юпитером), а также миф о происхождении людей от дуба, об их первоначально дикой жизни и последующей цивилизации культурными героями и или богами. Значение культа дуба для римлян (как и для других италиков и для кельтов) подчеркивал Фрейзер, ссылаясь на связь дуба с Юпитером, с царями Альбы и Рима, воплощавшими дух дуба, с духом и нимфой Дуба Вирбием и Дианой, сочетавшимися сакральным браком, так же как царь Нума сочетался с близкой Диане Энарией в священном лесу.

римская мифология · боги и божества рима · персонажи мифов рима
библиотека · мифология и мифы · карта сайта · список существ и событий



Новости

Ученые: Всего один чизбургер уже может вызывать болезнь печени
Один чизбургер может стать причиной развития болезней печени. Об этом сообщили ученые из Университета биологических исследований в Берлине. По словам немецких специалистов, самым вредным блюдом в фастфуде являются именно гамбургеры.
Детские игрушки оказались опаснее взрослых интимных – ученые
Шведские ученые выяснили, что приспособления для интимных утех оказались более качественными и безопасными, нежели игрушки для детей. Детские игрушки являются более опасными для здоровья, чем интимные игрушки для взрослых. К таким выводам пришли исследователи из Швеции после ряда тестов.
Компания Apple зарегистрировала неизвестное беспроводное устройство
Компания Apple зарегистрировала в Федеральной комиссии США по связи неизвестное беспроводное устройство, которое поддерживает интерфейсы Bluetooth и NFC.
Будущая новинка Halo Wars 2 для Xbox One стала вдвое дешевле
В некоторых магазинах России произошел обвал цен на готовящуюся к выпуску новинку для устройств Xbox One. Стратегическая игра Halo Wars 2 стала почти вдвое дешевле.
Минстрой утвердил норматив стоимости квадратного метра жилья
Минстрой своим приказом утвердил норматив стоимости квадратного метра жилья по стране на первое полугодие 2017 г. на уровне 37 210 руб. Как сообщает ТАСС, также ведомство утвердило показатели средней рыночной стоимости одного квадратного метра в субъектах Федерации.
1200 километров дорог Удмуртии отремонтируют по федеральной программе
Федеральная программа рассчитана до 2025 года. В этом году по программе планируется отремонтировать 128 километров дорог: федеральные трассы, дороги регионального значения, улицы Ижевска.
В Заречном вновь планируют приглашать туристов на экскурсии
Активисты решили привлечь внимание широкой общественности к уникальности ЗАТО, истории их возникновения, роли в сохранении мира. Ребята, выступающие в качестве экскурсоводов, уже познакомили с закрытым городом десять групп, в которые входили как жители, так и гости Заречного.
Липчан приглашают на новую бесплатную экскурсию
29 января Центр событийного туризма приглашает на новую бесплатную пешеходную экскурсию по Липецку. Экскурсия начнется в Верхнем парке, у здания Липецкого областного краеведческого музея.
Рейтинг@Mail.ru