Циклопы

Циклопы



Циклоп.

Циклопы, киклопы (k u k l w p e z) · сыновья Урана и Геи, великаны с одним глазом посреди лба (название “киклопы” означает “круглоглазые”), мощные и дикие. Их имена: Бронт – “гремящий”, Стероп – “сверкающий (грозовым сверканием)” и Apг (Пирагмон) – “блистающий” – указывают на связь циклопов со стихийными силами природы (Гесиод “Теогония” 139-146). Циклопы принадлежат к древнейшему поколению богов; они были сброшены Ураном в тартар, но Зевс освободил их и воспользовался их силой, мощью и сноровкой в борьбе с титанами, когда циклопы вручили ему громы, молнии и перуны (Аполлодор “Мифологическая библиотека” Кн. 1, II(1)). Они ковали Зевсу грозное оружие, что определило его постоянный эпитет – “громовержец”. Вооруженный перунами Зевс, Посейдон получивший от циклопов трезубец, и Аид, которому достался шлем, одержали победу над титанами и стали властителями мира, кинув жребий и разделив власть. Эта стадия мифа является, по-видимому, древнейшей, и в ней киклопы представлены равными богам-олимпийцам (Гесиод “Теогония” 142).

Перебил циклопов Аполлон, в отместку за то, что те выковали перун, которым Зевс поразил его сына, бога-врачевателя Асклепия (Аполлодор “Мифологическая библиотека” Кн. 3, X(4)). За это он был послан отцом служить пастухом к смертному царю Адмету в Фессалию, где приумножил его стада и вместе с Гераклом спас от смерти жену царя Алкестиду.

Уже другие киклопы строили стены Тиринфа, согласно Страбону (VIII, 6, 11).

У Вергилия циклопы – подручные Гефеста в недрах Этны, где они куют колесницу Марса, эгиду Паллады и доспехи Энея (Вергилий “Энеида” VIII 416-453).

У Гомера циклопы – племя гордых, злых и не слишком умных великанов, они обитают в глубоких пещерах на острове Сицилия, не знают законов и ремесел, не пашут и не сеют, питаясь плодами, которые рождает сама земля. Единственное их богатство – стада. Знаменит рассказ Одиссея об ослеплении им циклопа Полифема (P o l u j h m o z), сына Посейдона и нимфы Тоосы, дочери морского божества Форкия (Гомер “Одиссея” IX 105-542).

Страшный и кровожадный великан с одним глазом Полифем-пастух живет в пещере, где у него сложен очаг, он доит коз, делает творог, питается сырым мясом. IX песнь “Одиссеи” Гомера посвящена приключениям Одиссея в пещере Полифема, который во время опьянения и сна был ослеплен героем, избежавшим участи своих спутников, съеденных Полифемом. Не зная настоящего имени своего обидчика, так как Одиссей назвал себя “никто”, ослепленный великан, на зов которого сбежались соседи киклопы, кричит, приводя их в замешательство, что его ослепил “никто”. Узнав от отплывающего Одиссея его подлинное имя, Полифем в ярости от того, что свершилось давнее предсказание оракула о его ослеплении именно Одиссеем, сбрасывает скалы на его корабли.

В эллинистической литературе у Феокрита (идиллия XI) Полифем изображен в забавно-ироническом духе, это вполне мирный пастух, над безобразием которого смеются девицы и который тщетно ухаживает за нимфой Галатеей, горюя о недостижимой любви. Миф о неудачной любви Полифема к Галатее и его страшной мести ее возлюбленному Акиду – у Овидия (“Метаморфозы” XIII 750-897).

Adblock
detector