Главная / Галерея / Жан-Жак Каффиери

Жан-Жак Каффиери

Жан Жак Каффиери (Jean-Jacques Caffieri), 1725-1792 гг. · французский скульптор. Принадлежал к разветвленной династии художников, восходящей к XVII в. Учился у своего отца Жака Каффиери — скульптора, литейщика, чеканщика и у Ж.-Б. Лемуана. В 1748 г. получил Римскую премию, с 1749—1754 гг. учился и работал в Италии. В 1759 г. за статуэтку “Божество реки” (Париж, Лувр) получил звание академика, в 1773 г. — звание профессора. Выставлялся в Салоне с 1757 г. по 1789 г. Работал над декоративным оформлением здания театра “Комеди Франсез”, для фойе выполнил ряд бюстов: актера Пирона (1762), Мольера (1781), драматурга Ротру (1783). По заказу графа д’Анживийе, директора королевских строений, для “Галереи великих людей Франции” создал статуи Корнеля (1779) и Мольера (1787). Работал в области мемориальной пластики: проект надгробия “Дружба, скорбящая над прахом усопшего” (1767, Париж, Лувр), композиция, посвященная памяти мадам Фавар (1774, Париж, Лувр).

Главные достижения Каффиери связаны с портретом. Его бюсты выполнены с подлинным мастерством, их композиция, соотношение пластических масс строго продуманы и уравновешены. Скульптор умело передает сходство, но подчас идеализирует модель. Эффектен бюст графини Дюбарри — фаворитки Людовика XV (Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). Красавица с чувством собственного превосходства взирает на зрителя. Ее голова гордо поднята, прекрасные обнаженные плечи и грудь украшены великолепной гирляндой мраморных роз — мастер, несомненно, обладал незаурядным декоративным талантом. Наиболее человечны, глубоки и искренни у Каффиери портреты ученых, артистов, писателей. Особенно удачны произведения, выполненные в терракоте, — глина сохраняет ощущение живого общения художника с портретируемым. Ритм мазков, движения руки помогают понять эмоциональный настрой скульптора во время работы. Таковы “Портрет астронома Пенгре” (1788), “Портрет драматурга Фавара” (1783, оба — Париж, Лувр). Художнику удалось не только раскрыть индивидуальный характер модели, но и создать образ человека эпохи Просвещения с его пытливым, ироничным умом, с его культурой общения. Так, Фавар обращен к зрителю с доброжелательной улыбкой, словно призывая его к диалогу. Другие произведения: статуя св. Алипия (Париж, собор Дома инвалидов), Св. Троица (Рим, церковь Св. Людовика Французского), Портрет Пьера Корнеля (1776, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина).

По материалам энциклопедии “Кругосвет”

Adblock detector