Главная / Галерея / Лукас Кранах Старший

Лукас Кранах Старший

Лукас Кранах Старший (Lucas Cranach der Altere), 1472-1553 гг. · немецкий живописец и график эпохи Возрождения. Учился живописи, по-видимому, у отца. О ранних годах творчества (до 1500 г.) сведений не имеется. В 1502—1503 гг. работал в Вене, где сблизился с кругом гуманистов. В кон. 1508 г. — нач. 1509 г. посетил Нидерланды. В 1505—1550 гг. работал в Виттенберге при дворе саксонских курфюрстов. Имел здесь большую мастерскую со множеством учеников и помощников. Неоднократно избирался членом городского совета и бургомистром. С 1520 г. тесно связан с М. Лютером, исполнил много его портретов. Последние годы жизни провел в Аугсбурге, Инсбруке и Веймаре.

Творчество Кранаха в концентрированном виде отразило развитие немецкого Возрождения: в ранних произведениях (первые годы XVI в.) появляются работы, отличающиеся свободой композиции, ощущением естественной гармонии человека и природы, ясностью образного решения. Однако этот период был сравнительно недолгим, и примерно с 1520 г. в искусстве художника нарастают черты манерности и стилизации.

Первыми достоверными произведениями мастера считаются два “Распятия” (ок. 1501, Вена, Музей истории искусства; 1503, Мюнхен, Старая пинакотека). Именно в них заметнее всего реминисценции готики — в повышенной экспрессивности образов (показательно, что художник в обоих случаях рядом с распятым Христом изображает и двух казнимых разбойников, заостряя внимание на мучительной агонии умирающих), в гротесковой трактовке палачей. Вместе с тем обнаруживаются и поиски нового подхода к иконографии традиционной темы, особенно заметные во втором “Распятии”: асимметричное расположение крестов, значительная роль природного окружения.

В эти же годы написаны портрет гуманиста И. Куспиниана и парный к нему портрет его жены (1502—1503, Винтертур, собрание О. Рейнхарта) — яркие образы людей ренессансной эпохи. Обе фигуры изображены на фоне пейзажа.

Большое значение придается пейзажу и в произведениях на евангельские темы, созданных художником в ближайшие годы. Отдых на пути в Египет (1504, Берлин, Гос. музеи) выглядит на картине идиллическим времяпрепровождением семейства, расположившегося на лужайке среди елей и берез. Ангелочки, как шаловливые дети, забавляются с маленьким Христом, собирают цветы, музицируют. Глубокие красные тона одежд хорошо гармонируют с сочной зеленью окружения. Сходное восприятие мира демонстрируют сцены на створках алтаря с изображением Св. Семейства с ангелами и “Воспитания Марии” (ок. 1510—1512, Верлиц, Художественное собрание). Ясно построенной композиции соответствуют лирические образы главных персонажей с их спокойными позами и жестами.

На рубеже 1510-х гг. в творчестве Кранаха появляются фигуры античной мифологии. Одно из самых ранних произведений этого ряда — “Венера и Амур” (1509, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). На темном нейтральном фоне словно светится тело обнаженной богини. Простая естественная поза, идеальность пропорций, плавная линия контура уподобляют картину немецкого мастера итальянским прообразам. В дальнейшем художник неоднократно обращался к мотиву обнаженной женской натуры. Но позднейшие его создания уступают в простоте и естественности. В движениях появляются нарочитость и изломанность, позы и жесты жеманны, неправильные, миловидные, полные чувственной прелести лица повторяют один и тот же тип красоты: “Венера” (1532, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств), “Лукреция” (ок. 1518; два варианта — Кассель, Картинная галерея и Кобург, замок), “Нимфа источника” (1518, Лейпциг, Музей изобразительных искусств), “Суд Париса” (1530, Карлсруэ, Кунстхалле).

Портретное наследие Кранаха не столь велико, однако он не оставлял занятия портретом на протяжении всей жизни. Не углубляясь в психологическую характеристику модели, художник старательно воспроизводил ее физиономические черты. Заостряя внимание именно на лице портретируемого, он добивался большой жизненной достоверности и выразительности образа. Особенно это касается мужских портретов. В женских образах больше проступает излюбленный им стереотип. Часто одежду и аксессуары портретов писали его помощники, позднее и сын — Лукас Кранах Младший.

Как и многие немецкие художники той поры, Кранах был также и гравером, работая в основном в технике гравюры на дереве. Им исполнено множество ксилографий на сюжеты из Священного Писания и античной мифологии.

Громадная мастерская Кранаха в Виттенберге весьма способствовала популяризации его искусства. Ученики и подмастерья либо просто повторяли многие картины мастера, либо работали в его манере. Вся продукция мастерской выходила в свет под маркой самого художника, удостоверявшего произведения своим гербом — крылатым драконом.

По материалам энциклопедии “Кругосвет”

Adblock detector