Главная / Галерея / Этьен Морис Фальконе

Этьен Морис Фальконе

Этьен Морис Фальконе (Etienne Maurice Falconet), 1716-1791 гг. · художник и теоретик искусства, выдающийся мастер французской скульптуры “века Просвещения”, автор знаменитого “Медного всадника”. Родился в Париже 1 декабря 1716 г. в семье столяра. В детстве занимался резьбой по дереву. В 1734-1744 гг. обучался в мастерской скульптора Ж.Б. Лемуана. Испытал влияние Дж.-Л. Бернини и П. Пюже. Свойственный манере Пюже напряженный драматизм мускульных усилий отличает и первую значительную работу Фальконе — его “Милона Кротонского” (гипсовая модель 1744 — в Эрмитаже, Петербург; мрамор 1754 — в парижском Лувре). В 1750-1760-е годы окончательно сформировалась зрелая манера мастера, сочетающая чувственное обаяние рококо с рациональностью классицизма. Он исполнил большое число аллегорических и мифологических фигур, сохранившихся в гипсовом и мраморном либо в одном лишь мраморном варианте (“Аллегория музыки”, 1752; “Амур”, 1757; “Купальщица”, 1757; “Пигмалион”, 1763; надгробная статуя “Нежная грусть”, 1763; все работы – Лувр или Эрмитаж либо — в вариантах — в обоих музеях).

В те же годы Фальконе создал много изысканных моделей для севрских статуэток из бисквита, часто повторяющих в малом масштабе его большие работы (“Амур”, “Купальщица”, группы на сюжеты “Сказок” Ж. Лафонтена и т.д.). В 1757-1766 гг. руководил скульптурной мастерской Севрской мануфактуры. Выступил и в сфере монументально-декоративной пластики, оформив своими произведениями парижскую церковь Сен-Рок (до 1765; из них до нас дошла лишь мраморная фигура Христа из сцены “Моления о чаше”).

Подписав контракт с князем А.Д. Голицыным (действовавшим от имени Екатерины II), мастер прибыл в 1766 г. в Петербург вместе со своей ученицей М.А. Колло. Здесь он создал главный свой шедевр – памятник Петру I на Сенатской площади. Изобразив императора, который, — как писал Фальконе в письме Д. Дидро (1777), — простер “свою благодетельную десницу над объезжаемою им страной”, художник сумел обойтись без слишком сложных эмблем, аллегорий и дополнительных фигур. Историческая коллизия гениально передана пластическими контрастами и созвучиями фигур царя-реформатора (чья грозная голова была смоделирована Колло), его коня и гранитной скалы, служащей им постаментом. Победа нового над старым выглядит как великая драма, позднее получившая образное развитие в “Медном всаднике” А.С. Пушкина. Утомленный конфликтами с президентом Академии художеств И.И. Бецким, Фальконе, не дождавшись открытия памятника (которое состоялось в 1782 г.), уехал в 1778 г. в Амстердам, а затем на родину.

Выступал и как теоретик искусства, зачитав в 1760 г. в парижской Королевской академии свои “Размышления о скульптуре”, которые вышли отдельным изданием в Амстердаме (1761). Утверждая, что искусство идеально концентрирует в себе красоту, рассеянную в природе, Фальконе подчеркивал особую роль творческого чувства как “души произведения”, — тем самым и здесь связывая идеал с чувством и, соответственно, классицизм с рококо.

Умер Фальконе в Париже 24 января 1791 г.

По материалам энциклопедии “Кругосвет”

Adblock detector