Главная / Галерея / Жан Огюст Доминик Энгр

Жан Огюст Доминик Энгр

Жан Огюст Доминик Энгр. Автопортрет

Жан Огюст Доминик Энгр (Jean Auguste Dominique Ingres), 1780–1867 гг. · французский художник-неоклассицист. Родился в Монтабане 29 августа 1780 г. В 1791 г. поступил в Тулузскую Академию, был учеником Г.Ж. Рока и Вигана, сотрудничал с Ж. Брианом. Занимался музыкой, подрабатывал игрой на скрипке в оркестре оперного театра Тулузы. В 1797 приехал в Париж и поступил в мастерскую Жака Луи Давида, а спустя два года был принят в Школу изящных искусств. В 1801 г. был награжден Большой (Первой) Римской премией за картину “Послы Агамемнона у Ахилла” (однако так и не смог получить деньги от французского казначейства, которое взамен выделило ему студию и скромное содержание). В дальнейшем выставлялся в Салоне (в 1803, 1805 гг.), однако первые его работы получили негативную оценку критиков. Многие поступки Энгра объяснялись его повышенной чувствительностью к критике и обидчивостью. В 1806 г. он переехал в Рим, где вскоре получил студию. В этот период Энгр, зарабатывая на жизнь, сделал множество потретов карандашом (ныне большинство из них хранится в музее Энгра в Монтабане). В 1808 г. Энгр создал картины “Купальщица Вальписон” (Лувр), “Эдип и Сфинкс”, в 1811 – “Фетида, умоляющая Зевса” (Монтабан, музей), в 1814 – “Дон Педро Толедский” (полное название – “Дон Педро Толедский, испанский посол, целующий шпагу Генриха IV”). В 1819 г. выставил в Салоне полотна “Большая одалиска” (1814 г., Лувр), “Филипп V награждает маршала Бервика Золотой цепью” (1818 г., Мадрид); “Роже, освобождающий Анжелику” (1819 г., Лувр), однако, обидевшись на холодный прием публики и резкие слова критиков, переехал во Флоренцию.

Первый и шумный успех Энгр завоевал, выставив в Салоне картину “Обет Людовика XIII”, после чего переехал в Париж, получил из рук Карла X орден Почетного легиона. В следующем году стал академиком Академии изящных искусств и открыл собственную мастерскую (1825). В 1833 г. выставил в Салоне “Портрет г-на Бертена” (Лувр). В 1834 г., после того как осталась незамеченной его картина “Св. Симфорион, идущий на казнь”, которую он считал своим шедевром, Энгр вновь переехал в Рим, где получил пост директора французской Академии в Риме, однако в 1841 г. возвратился в Париж (полотна этого периода – “Одалиска и рабыня”, Кембридж, музей Фогг; “Антиох и Стратоника”, Шантильи, музей Конде; “Портрет герцога Орлеанского”, собственность семьи Орлеанских). В это же время Энгр работал над росписями в замке Дампьер по заказу герцога де Люин (1841–1847 гг., “Железный век” и “Золотой век”, обе не были закончены в связи со смертью жены художника).

В Риме Энгру для Николая I (лично наследником престола Александром II) была заказана картина “Мадонна с остией” (Москва, музей им. Пушкина), по сторонам мадонны стоят святые Николай и Александр. В России полотно сочли латинским по духу, после чего недовольный Энгр сделал реплику картины уже с латинскими святыми (1852 г., Лондон, частное собрание), а еще в одной реплике изобразил рядом с мадонной ангелов (1854 г., Лувр). Для творчества Энгра вообще характерны реплики ряда его известных картин, часто незначительно отличающиеся друг от друга.

В 1853 г. художник выполнил плафон “Триумф Наполеона I” для городского замка (разрушен в 1871 г., в дни Коммуны), в 1855 г. выставил свои работы на Всемирной выставке в Париже. В 1862 г. получил звание пожизненного сенатора. Умер Энгр в Париже 14 января 1867 г.

По материалам энциклопедии “Кругосвет”

Adblock detector