Лисипп

Лисипп, IV в. до н.э. · древнегреческий художник, чье творчество (наряду с творчеством Скопаса) завершило эпоху древнегреческой скульптурной классики. Родился в Сикионе (на северо-востоке Пелопоннеса). Расцвет его творчества приходится на период правления Александра Македонского (336-323 до н.э.), придворным художником которого Лисипп состоял. В своей скульптуре синтезировал достижения классики, значительно их в то же время обновив: удлинял пропорции тел и уменьшал головы, тем самым делая фигуры легче и динамичней, чем прежде, достигал более драматически-напряженных эффектов композиции, а в телах и лицах — более житейски-натурального впечатления (при общей возвышенной героизации). Согласно Плинию Старшему, изображал людей не «такими, как они есть, а какими представляются (нашим чувствам)». Работал почти исключительно в бронзе. Произведения Лисиппа известны лишь по копиям, в основном римским. Самой знаменитой из них и, вероятно, наиболее точно повторяющей оригинал, является Апоксиомен (атлет, очищающий свое тело скребком после борьбы; Ватиканские музеи, Рим); мастер новаторски развернул здесь образ в пространство, изобразив руки вытянутыми вперед. Среди других работ скульптора — фигура еще одного атлета-победителя, Агия (ок. 338-334, Археологический музей, Дельфы; единственная греческая копия с Лисиппа), Отдыхающий Геракл, Борьба Геракла со львом. Исполнил целый ряд «колоссов», в том числе огромные фигуры Зевса и Геракла, установленные в Таренте (Южная Италия); о них можно судить по миниатюрным репликам на монетах. Выступал как автор многофигурных скульптурных групп (конные дружинники Александра Македонского на монументе в память битвы при Гранике, 334 до н.э.; не сохранился). Создал также много портретов, в первую очередь Александра Македонского, который, по преданию, никому, кроме Лисиппа, не дозволял себя изображать (среди известных реплик этих портретов – голова Александра в Археологическом музее Стамбула и герма в Лувре).

По материалам энциклопедии “Кругосвет”

Adblock detector