Главная / Галерея / Валентин Серов

Валентин Серов

Валентин Серов. Автопортрет

Валентин Александрович Серов, 1865-1911 гг. · русский художник (живописец и график), представитель русского импрессионизма и модерна. Родился в Петербурге 7 (19) января 1865 г. в семье композитора А.Н. Серова и пианистки В.С. Серовой (урожденной Бергман). В 1874-1875 – 1878-1882 брал частные уроки у И.Е. Репина, оказавшего на него особое влияние; посещал также занятия в петербургской Академии художеств (1880-1885). Серов чутко усвоил и опыт современного ему зарубежного искусства, и уроки мастеров Возрождения и барокко (в частности, Д. Веласкеса). Жил в Петербурге и Москве. Много путешествовал по России и Западной Европе, в 1907 г. посетил Грецию. Наезжал в Абрамцево. Был членом «Товарищества передвижников» и объединения «Мир искусства».

Наиболее известные из ранних произведений Серова (“Девочка с персиками”, 1887; “Девочка, освещенная солнцем”, 1888; обе картины — Третьяковская галерея, Москва) явились — несмотря на непритязательную простоту мотивов – настоящими этапами в истории русского искусства. Присущий манере мастера изысканный колоризм получил развитие у «деревенского» Серова, в его сельских пейзажах и жанрах (“Заросший пруд. Домотканово”, 1888, Третьяковская галерея; “Зимой”, 1898, Русский музей, Петербург; “В деревне. Баба с лошадью”, 1898; “Стригуны на водопое. Домотканово”, 1904; обе работы – Третьяковская галерея). Впечатление спонтанного, легкого артистизма усиливалось в образах Серова и потому, что он свободно работал в самых различных техниках (акварель, гуашь, пастель), сводя до минимума или вообще на нет различие между этюдом и картиной. Равноправным видом творчества постоянно пребывал у мастера и черно-белый рисунок (самоценность последнего закрепилась в его творчестве с 1895Г., когда Серов исполнил цикл зарисовок животных, работая над иллюстрированием басен И.А. Крылова).

На рубеже XIX-XX вв. Серов становится едва ли не первым портретистом России, если кому-то в этом плане и уступая, то лишь одному Репину. Кажется, что лучше всего ему удаются образы интимно-лирические, женские и детские (“Н.Я. Дервиз с ребенком”, 1888-1889; “Мика Морозов”, 1901; оба портрета — Третьяковская галерея) либо образы людей творчества (“А. Мазини”, 1890; “К.А. Коровин”, 1891; “Ф. Таманьо”, 1891; “Н.А. Лесков”, 1894; все — там же), где красочная импрессия, свободный мазок отражают душевное состояние модели. Но и более официальные, светские портреты органично сочетают тонкий артистизм с не менее тонким даром художника-психолога. Среди шедевров «светского» Серова — “Граф Ф.Ф. Сумароков-Эльстон” (позднее — князь Юсупов), 1903, Русский музей; “Г.Л. Гиршман”, 1907; “В.О. Гиршман”, 1911; “И.А. Морозов”, 1910; “Княгиня О.К. Орлова”, 1911; все — там же). В 1900 г. мастер пишет портрет Николая II, официальный и в то же время по-своему «домашний» — император изображен в простой тужурке Преображенского полка; эту картину (уничтоженную в 1917 г., но сохранившуюся в авторской реплике того же года; Третьяковская галерея) зачастую считают лучшим портретом последнего Романова.

Впрочем, на первую русскую революцию Серов откликнулся программно-антицаристски (темпера “Солдатушки, браво ребятушки”, 1905, Русский музей; и др.). Тем не менее в его творчестве в целом возобладали образы русской истории, исполненные мажорного, а не критического пафоса (иллюстрации к книге Н.И. Кутепова “Царская и императорская охота на Руси”, с 1900; картина “Петр I”, 1907, Третьяковская галерея). В портретах мастера в эти годы всецело доминирует модерн с его культом сильной и гибкой линии, монументально-броского жеста и позы (“М. Горький”, 1904, Музей А.М.Горького, Москва; “М.Н. Ермолова”, 1905; “Ф.И. Шаляпин”, уголь, мел, 1905; оба портрета — в Третьяковской галерее; “Ида Рубинштейн”, темпера, уголь, 1910, Русский музей). Он пишет декоративные картины-панно на античные темы (“Одиссей и Навсикая”, “Похищение Европы”; обе картины — 1910, варианты в разных собраниях). Своей декоративной экспрессией выделяются и театральные работы художника (оформление оперы “Юдифь” А.Н. Серова в Мариинском театре, Петербург, 1907; эскизы занавеса к балету “Шехеразада” на музыку Н.А. Римского-Корсакова — для «Русских сезонов» С.П. Дягилева, 1910-1911).

Серов оставил о себе благодарную память и как педагог (в 1897-1909 преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где в числе его учеников были К.Ф. Юон, Н.Н. Сапунов, П.В. Кузнецов, М.С. Сарьян, К.С. Петров-Водкин). Умер Серов в Москве 22 ноября (5 декабря) 1911 г.

По материалам энциклопедии “Кругосвет”

Adblock detector