12. Метида, дочь Океана и Тефии, была первой супругой Зевса, согласно
Гесиоду (Theog. 886). Образ Метиды представляет собой одну из
персонификаций человеческого рассудка.
13. О войне Зевса с титанами упоминает Гесиод в Теогонии (617 сл.). В мифе
о Титаномахии нашла, повидимому, отражение борьба более поздних
религиозных представлений, относящихся к периоду формирования так
называемой олимпийской религии, с представлениями древнейшей эпохи. В
античной мифографии титаны стали смешиваться с гигантами, но это произошло
значительно позднее.
14. В древнейшую эпоху, связанную с богами матриархата, дельфийский оракул
прорицал от лица богини Геи, а затем Фемиды. Память об этом сохранилась в
Дельфийских пэанах (образец см. здесь же, I, 4, прим. 4). С развитием культа
бога Аполлона, бога утвердившегося патриархата, оракул в Дельфах перешел к
нему (см.: Aesch. Eum. I sqq.; Pausan. X, 5, 3).
15. Перун, или громовая стрела, громовой удар, обычное оружие Зевса уже у
Гомера (II. VIII, 133; Od. V 128) и Гесиода (Theog. 690).
16. Детальное описание этого распределения стихий по жребию (способ,
считавшийся наиболее справедливым в быту греческих племен и удержавшийся
в период раннего рабовладельческого государства) мы находим в Илиаде (XV,
187193).
17. О потомках титанов рассказывает и Гесиод (Theog. 346 sqq.). Амфитрита,
названная здесь в числе Океанид, ниже будет отнесена к нереидам (I, 2, 7).
18. Сыновья Иапета, согласно некоторым толкованиям, олицетворяли собой
особенности состояния душевного мира человека. Атлант, могучий носитель
земли, воплощал выдержку, стойкость и терпение; Менетий олицетворял
заносчивость и дерзость (за это Зевс сбросил его в Эреб); Прометей
(промыслитель) пытливость и остроту человеческого разума, а Эпиметей
недальновидность и слабость ума. Он был тем, кто, несмотря на
предостережение Прометея, принял от Зевса Пандору, с которой к людям
пришли все несчастья.
19. Крон соединился с Филирой, приняв облик коня, и это было причиной
появления на свет обладавшего двойственной природой кентавра (см.: Schol.
Apoll. Rhod. Argon. I, 554).
20. Астрей и Эос произвели на свет ветры (Анемы) и звезды (Астры). Сами
ветры персонифицировались греками, народом мореплавателей, самым
различным образом. Нот, Борей, Зефир и Эвр, согласно Гесиоду, были
олицетворениями благоприятных ветров, и Ахиллес обращается к ним с