АПОЛЛОДОР    МИФОЛОГИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА    стр. 25

молитвой (II. XXIII, 194).

21. Гомер не упоминает о Гекате, но культ ее, народный по своему

происхождению, уходит своими корнями далеко в глубь веков. Впоследствии он

стал особенно популярным у орфиков. Ее сближали с богинями, культ которых

был связан с таинственными мистериями (Деметра, Персефона, Кибела, Рея). В

классическую эпоху Геката  богиня луны, ночи и подземного царства: ее

изображают с факелом в руке. Статуи Гекаты ставились на перекрестках дорог и

имели апотропическое (охраняющее от зла) значение. В то же время считалось,

что именно она насылает привидения и призраки, вызывая их из подземного

царства. Присутствие ее ночью особенно ясно чувствовали, по наивным

представлениям греков, собаки, выражая страх перед нею своим воем и лаем.

Позднее Геката становится богиней  покровительницей колдовства,

прародительницей всех волшебниц.

22. О клятве водами Стикс знает Гесиод (Theog. 784). В Одиссее Калипсо,

отвечая Одиссею, заподозрившему ее в обмане, говорит (V, 184 слл.):

Но я клянусь и землей плодоносной, и небом великим,

Стикса подземной водою клянусь, ненарушимой, страшной

Клятвой, которой и боги не могут изречь без боязни,

В том, что тебе никакого вреда не замыслила ныне…

(Пер. В.А. Жуковского).

23. Согласно Гесиоду (Theog. 921), Гера была последней супругой Зевса.

24. Оры  богини времен года, но в Илиаде их облик более архаичен, и они

выступают там в роли привратниц неба (V, 749 слл.):

С громом врата им небесные сами разверзлись при Орах,

Страже которых Олимп и великое вверено небо…

(Пер. Н. Гнедича).

25. Эйрена, Эвномия и Дика  Мир, Благозаконие и Справедливость.

26. Мойры  богини судьбы (слово мойра означает часть). Позднее это

слово было осмыслено как удел, судьба. У Гомера Мойра выступает еще в

единственном числе, затем их стало три: Клото (прядильщица), прядет нить

жизни; Лахесис (жребиедательница), определяет течение жизни; Атропос

(неотвратимая), перерезает нить жизни.

27. Миф о происхождении Афродиты от Зевса и Дионы мы находим уже в

Илиаде (V, 371; XX, 107). Богиня любви выступает в качестве

персонифицированной женственной красоты и любви. См. гомеровский гимн

Афродите.

Предыдущая Начало Следующая  
Оцените статью
Adblock
detector