Не найдя Ойнопиона, Орион явился на Крит и стал охотиться с собаками на
дичь, угрожая, что уничтожит всех зверей на земле. Разгневанная богиня Гея
наслала на него огромного скорпиона. Тот укусил Ориона, и Орион умер. Но
боги пожалели его и превратили в созвездие, а вместе с ним в память об этом
событии превратили в созвездие и скорпиона.
51. Рода является персонификацией острова Родоса, где культ бога Гелиоса был
самым распространенным.
52. Деметра (Матьземля), Персефона (или Кора) и Плутон относятся к так
называемым хтоническим божествам (от слова земля) в отличие от
небесных богов. В представлении о хтонических богах нашли отражение
смутные идеи о животворящих силах природы и земли родоначальницы всего
живущего и одновременно стихии, куда возвращается все, закончив свой
жизненный цикл. Это сочетание начал жизни и смерти придало культу Деметры
и ее дочеридвойника Персефоны вместе с Плутоном мистический и траурно
мрачный характер, отличающий обряды в честь этих богов от
жизнеутверждающей, светлой и радостной в целом по своему миропониманию
олимпийской религии. Эти обряды совершались ночью при свете факелов в
подземельях и пещерах, под звуки печальноторжественных гимнов. Указанные
особенности отразились в иконографии этих божеств, в осененном тенью
подземного мрака облике Деметры, изображавшейся с печальным взглядом
глубоко запавших глаз (такой мы видим ее на знаменитом изображении в
Керченском склепе Деметры). Культы хтонических богов были связаны с
земледелием. Деметра была богиней растительности, научившей людей
возделыванию злаков (в римской мифологии ей соответствовала Церера).
Переход же от примитивного собирательства к земледелию привел людей к
оседлой жизни и к возникновению прочной семьи. Персефона, или Кора, дочь
Деметры, является олицетворением растительности посева, скрытого в земле,
и всходов, выбивающихся на поверхность (цикл, повторяемый ежегодно). В
произведениях греческих мифографов и в литературе Персефона стала
символом бессмертия души.
53. Гермионеи жители приморского города Гермиона в Арголиде.
54. Объяснение этого названия является местным аттическим мифом. Жители
Элевсина связывали название Агеласт с образом Деметры, величественной и
серьезной богини ( , как она называется в гомеровском гимне в честь
Деметры). Эпитетом богини в этом гимне (200) является .
55. В этом месте находился древнейший храм богини Деметры, как видно из
гомеровского гимна, цитированного выше (270 слл.). Этот гимн упоминает о
двух источниках в Элевсине, связанных с культом богини: это Девичий
источник, Партений (99 слл.), и источник Каллихор (272 слл.). Повидимому,
святилища Деметры, богини земледелия, строились близ родников. Так обстояло