АПОЛЛОДОР    МИФОЛОГИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА    стр. 32

дело в Афинах. Павсаний описывает храм Деметры в Афинах, отмечая, что

водоемы есть по всему городу, а источник этот один. Выше этого источника

сооружен храм Деметры и Коры и храм Триптолема (I, 14, 1).

56. Как полагает Фрэзер (I, 37), шутка носила неприличный характер.

Обрядовое неприличие шуток во время праздника Фесмофорий должно было

обеспечить плодородие полей.

57. В этом месте текста Библиотеки многие издатели, в том числе и Фрэзер,

сохраняют рукописное чтение, согласно которому богиню подстерегла

Пракситея. Но, так как рассказ Библиотеки следует гомеровскому гимну в

честь Деметры и Пракситея там не называется, мы принимаем чтение Вагнера и

других издателей, согласно которому богиню подстерегла Метанира.

58. В первом приложении к своему изданию Библиотеки Фрэзер

рассматривает различные версии традиции. Гомеровскому гимну и

Библиотеке следует Овидий, который также называет родителей ребенка

Келеем и Метанирой (Fasti IV, 508). Но Гигин (Fab. 147) называет их Элевсином

и Котонеей, Сервий в комментарии к Георгикам  Элевсином и Кинтинией

(Verg. Georg. I, 19). Библиотека (III, 13, 6) сообщает подобный вариант мифа,

где Фетида применила тот же способ с целью сделать Ахиллеса бессмертным.

Идея об очистительной силе огня свойственна многим народам.

59. Гигин (Fab. 147) называет ребенка, которого нянчила Деметра,

Триптолемом. Отец Триптолема Элевсин подстерег богиню за указанным выше

занятием и был убит. Своему воспитаннику, однако, богиня подарила

колесницу, запряженную драконами, которая высоко подняла его над землей. С

этой высоты Триптолем засеял всю землю злаками.

60. Ovid. Met. V, 534, sqq.:

Так он сказал, но дочь свою вывесть решилась Церера.

Судьбы, однако, противились: долг свой нарушила дева,

Пост свой. Бродя в простоте по прекрасному саду, достала

Плод карфагенский, гранат, с наклоненного сорванный древа,

И добыв из коры желтоватой, румяной семь зерен,

Раздавила во рту…

Гранатовое яблоко служило у древних греков символом брачных отношений.

61. Согласно другим источникам (Ovid. Met. V, 539), Аскалаф был сыном Орфны

или даже Стикс. За то, что он выступил свидетелем против Персефоны, Деметра

в другом варианте мифа превратила его в сову.

62. Согласно другим источникам, Персефона первую половину года должна

была проводить под землей, другую  на земле (см.: Serv. Verg. Georg. I, 139;

Предыдущая Начало Следующая  
Оцените статью
Adblock
detector