АПОЛЛОДОР    МИФОЛОГИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА    стр. 34

71. О Тифоне, или Тифоее, упоминает Гесиод (Theog. 820). Пиндар (Pyth. VIII,

16) называет Тифона вместе с Порфирионом врагами божества. Тифон часто

смешивался с остальными гигантами и принимал участие в Гигантомахии.

Противником его обыкновенно выступал Посейдон. Как полагает Дорнзейфф,

рассказ Библиотеки восходит к древней эпической поэме Гигантомахия, а

сам миф имеет восточное происхождение. См.: F. Dornseiff. Antike und alter

Orient. Leipzig, 1956, S. 409. Без сомнения Тифон является персонификацией

вулканической деятельности природы. Места, где она проявлялась, связаны с

мифом о Тифоне, его рождением, борьбой с Зевсом, и особенно

местопребыванием после поражения, которое он потерпел от Зевса. Это

становится вполне ясным из описания Эсхила в Прикованном Прометее (390

слл.):

…я также пожалел

Стоглавое чудовище  Тифона,

Рожденного землей. На всех богов

Восстал он: шип и свист из челюстей

Грозил престолу Зевса, а из глаз

Сверкал огонь неистовой Горгоны.

Но Зевса неусыпная стрела

Пылающая молния сразила

Его за эту похвальбу. До сердца

Он был испепелен, и гром убил

Всю силу в нем. Теперь бессильным телом

Он под корнями Этны распростерт,

Недалеко от синего пролива,

И давят горы грудь ему; на них

Сидит Гефест, куя свое железо,

Но вырвется из черной глубины

Потоком пожирающее пламя

И истребит широкие поля

Сицилии прекрасноплодной…

(Пер. С. Соловьева).

72. Превращение олимпийских богов в животных, как справедливо отмечает

Фрэзер (I, 49), имеет в своей основе стремление греков объяснить

происхождение культа животных в Египте (а также и то, что многие египетские

боги соединяли в своем облике черты животных и человека).

73. Эта деталь мифа не вполне ясна: может быть, имеется в виду ядовитое

растение, называемое ТО . См.: Theophr. Н. pi. IX, 16, 6; Diosc. IV, 84.

74. От слова  (кровь). В основу этого мифа, как, впрочем, и многих других,

положена народная этимология, объяснявшая это название.

75. Сага о Прометее принадлежит к числу очень древних. Она подробно

излагается у Гесиода (Theog. 521589; Op. 4758), хотя мы там не находим миф

о создании людей Прометеем, а только рассказ о благодеяниях, оказанных им

Предыдущая Начало Следующая  
Оцените статью
Adblock
detector