АПОЛЛОДОР    МИФОЛОГИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА    стр. 41

112. Аполлон был наказан Зевсом за то, что перебил киклопов, ковавших Зевсу

перуны (см.: Schol. Eurip. Ale. 1).

113. Слова отец ли, мать ли, или жена содержатся в рукописях, но многие

издатели исключают их из текста.

114. На сюжет этого мифа Эврипид написал трагедию Алкеста. Намеченная

уже в мифе психологически сложная коллизия открывала широкий простор для

создания образа героической женщины. Мифограф Палефат называет миф об

Алкесте   и сообщает рационализированный вариант этого

мифа.

115. Автолик упоминается в Библиотеке как учитель Геракла в искусстве

борьбы (II, 4, 9), а также в качестве того, кто угнал коров Эврита с острова

Эвбеи (II, 6, 2). В древнейших мифах он выступает ловким вором и хитрецом.

Одиссея (XIX, 395) рассказывает, как Одиссей был ранен в ногу диким

кабаном

…как пришел посетить на

Парнасе Автоликона, по матери деда, с его сыновьями,

Славного хитрым притворством и клятв нарушеньем…

(Пер. В.А. Жуковского).

В Илиаде (X, 265) Автолик является тем лицом, кто похитил кожаный шлем

Аминтора, украшенный кабаньими клыками.

116. Историю Пелия и Иасона, воина с одной обутой ногою, упоминает

Пиндар (Pyth. IV, 73 и схол. к этому месту). Фрэзер (I, 95) вспоминает в этой

связи этолийских воинов, выступавших в поход обутыми сходным образом.

Пример этому мы найдем и в сочинении Фукидида (III, 22).

117. Сага о походе аргонавтов была ко времени создания Илиады и

Одиссеи широко известна. В Одиссее (XII, 70) герой поэмы, рассказывая о

скалах Планктах, сообщает, что только один корабль сумел их миновать

  , т.е. почитаемый всеми корабль Арго (под всеми

следует скорее всего понимать аэдов). В эпических песнях этой эпохи сюжет об

аргонавтах был одним из самых распространенных. Одиссея знает Иасона

(XII, 72), в качестве всем известного героя выступает Пелий (XI, 254).

Рассказ Библиотеки нуждается в дополнении другими источниками. Согласно

Гесиоду (Theog. 40; ср. также: Pind. Pyth. IV, 102; Nem. Ill, 53), Иасон долго

находился у кентавра Хирона, его матери Филиры и жены Харикло, в пещере

покрытого лесом Пелиона. Здесь он научился искусству врачевания (возможно,

этиологический миф, объясняющий происхождение имени Иасон). Согласно

Теогонии (956 слл., 992 слл.), он выплыл по приказу Пелия за золотым

Предыдущая Начало Следующая  
Оцените статью
Adblock
detector