АПОЛЛОДОР    МИФОЛОГИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА    стр. 46

местные жители, совершая жертвоприношения, сопровождают их смехом и

шутками по следующей причине. Когда Иасон похитил Медею из Колхиды и

возвращался домой, они попали в сильную бурю и оказались в отчаянном

положении. Аргонавты стали долго и горячо молиться, и Аполлон, подняв над

ними лук, отвел от них беду; блеснув молнией с неба, он явил им из глубины

пучины остров. Причалив к нему, они его назвали (так как он впервые

показался из воды) по совпадению обстоятельств Анафэ. Здесь они воздвигли

святилище Аполлону Эглету и долго радовались неожиданному избавлению от

бед и выпавшим им на долю другим благам. Медея же и другие женщины,

которые с ней были (они были подарены по случаю свадьбы с Иасоном),

шутили, смеялись над героями после пирушки всю ночь, а те отвечали им

такими же шутками. По этой причине народ Анафэ (остров был заселен) каждый

год, справляя празднество Аполлона Эглета, подшучивает друг над другом,

подражая тем аргонавтам. Остров Анафэ был вначале заселен финикийцами

(см.: Steph. Byz., s. v.). В том месте, где в древности находился храм Аполлона

Эглета, позднее возник христианский монастырь Панагия. Там хранились

многочисленные греческие надписи, где упоминался Аполлон Эглет и другие

божества, почитавшиеся на этом острове. Из храма внутрь острова вела

вымощенная дорога до самого древнего города Анафэ, находившегося в центре

острова (развалины его сохранились).

136. Аполлон Эглет Аполлон Сверкающий.

137. Судя по тому, что сообщает об этом обычае Аполлоний Родосский (IV, 1701

слл.), можно утверждать, что шутки, которыми обменивались мужчины и

женщины во время этих жертвоприношений, носили непристойный характер.

Этиология мифа становится ясной из цитированного выше текста Конона (прим.

39). Фрэзер (I, 117) отмечает, что и здесь Библиотека отклоняется от

рассказа Аполлония Родосского, так как опускает эпизод, где рассказывается,

как буря прибила аргонавтов к берегам Ливии (Argon. IV, 1228).

138. Происхождение мифа о медном человеке Талосе, охранявшем Крит,

объяснить довольно трудно, но не исключено, что в основе его лежит первое

знакомство греков с бронзовыми статуями, увиденными на этом острове.

Следует учитывать, что первоначально статуи богов изготовлялись греками из

дерева, поэтому древнейшие статуи назывались  от глагола  (строгаю

дерево). В мифе о Талосе далее рассказывалось, что, если на Крите появлялись

чужестранцы, Талое прыгал в огонь и затем, раскалившись, заключал

пришельцев в свои объятия и убивал таким способом (см.: Apoll. Rhod. IV, 1643).

139. Ихор  кровь богов, согласно древнейшим греческим представлениям,

нашедшим отражение в Илиаде (V, 340, 416).

140. У Аполлония Родосского (IV, 1768) мы читаем:

Предыдущая Начало Следующая  
Оцените статью
Adblock
detector