АПОЛЛОДОР    МИФОЛОГИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА    стр. 91

свершение Гераклом подвигов, не следует считать простой случайностью.

Фрэзер обращает внимание на то, что Кадм, после того как убил

принадлежавшего Аресу дракона, находился у этого бога в услужении восемь

лет, как указывает Аполлодор ниже (III, 4, 2). Согласно Сервию (опиравшемуся,

очевидно, на греческий источник), Аполлон, после того как перебил киклопов,

также служил у Адмета восемь лет (Serv. Verg. Aen. VII, 761). Поэтому

предположение Фрэзера о том, что здесь перед нами отголосок древнего

обычая, по которому убийство наказывалось изгнанием на восемь лет, имеет

основание. Подвиги Геракла были искуплением за убийство собственных детей.

131. В греческой мифологической традиции Геспериды выступают как дочери то

ночи (Hes. Theog. 215), то Атланта и Геспериды, то Форкия и Кето, то Геспера,

персонифицированной вечерней звезды (Геспер выступает то как сын, то как

брат Атланта; см.; Diod. III, 60; IV, 27; Tzetz. in Lycophr. 879). Число Гесперид

колеблется от трех до семи. Древнейшее состояние традиции представлено у

Гесиода, локализующего Гесперид на далеком Западе, тогда как более поздние

авторы помещали их то в Ливии, то в Мавретании, или даже на островах

Атлантического океана (Plin. Nat. hist. VI, 31, 36; Pomp. Mela III, 10). Гесиод

сообщает, что на западной границе земли, по ту сторону Океана, в прекрасном

саду живут девы, дочери ночи, охраняя растущие там золотые яблоки. Миф о

Гесперидах очень рано оказался связанным с мифом об Атланте и сказаниями о

Геракле. Это нашло отражение в древнейших произведениях изобразительного

искусства греков. Ср. ларец Кипсела (Pausan. V, 18, 1), метопы храма Зевса в

Олимпии, произведения вазовой живописи. В своем изложении мифа о Геракле

и золотых яблоках Гесперид Аполлодор в основном следует Ферекиду, отрывок

из сочинения которого сохранен (Schol. Apoll. Rhod. Argon. IV, 1396).

132. Мифологический этноним гипербореи древние греки объясняли, исходя из

этимологии слова, как народ, живущий за Бореем, т.е. севернее Борея (см.:

Diod. II, 47). Из современных этимологии ни одна (ср.: RE, s. v. Hyperborei) не

является общепринятой. Уже Геродот (IV, 32 слл.) сомневался в существовании

этого народа. Различные писатели античности помещали их на Севере или на

Западе, и традиция связывала их с культом Аполлона, оттуда будто бы

явившегося в Дельфы. Миф о его приходе из страны гипербореев изложен в

гимне поэта Алкея, дошедшего до нас в пересказе Гимерия (текст Гимерия в

русском переводе см.: А.Ф. Лосев. Античная мифология. М., 1957, стр. 407).

133. Изложение Библиотеки в этом месте носит беглый и сбивчивый характер.

О судьбе Кикна можно только догадываться, исходя из того, что Арес стал за

него мстить (и, следовательно, Кикн погиб от руки Геракла). Кикна, с которым

сразился Геракл на берегу реки Эхедора, следует отличать от другого Кикна, о

котором также упоминает Библиотека (II, 7, 7). Но Гигин (Fab. 31), очевидно,

соединил обоих в один мифологический образ. Согласно преданию, Арес

превратил своего погибающего сына Кикна в лебедя (ср.: Athen. IX, 11, р. 393

Е; Philoch., fr. 207). Последнее обстоятельство может найти свое объяснение в

том, что греки считали лебедя воинственной птицей, вступающей в бой даже с

Предыдущая Начало Следующая  
Оцените статью
Adblock
detector