АПОЛЛОДОР    МИФОЛОГИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА    стр. 92

самим орлом; см.: Ael. V. h. I, 14.

134. Борьба Геракла с Нереем, обладавшим способностью принимать вид любого

существа, напоминает борьбу Менелая с морским старцем Протеем в

Одиссее (IV, 354 слл.) и борьбу Пелея с Фетидой, о которой рассказывает

Библиотека (см. здесь же, III, 13, 5).

135. Согласно Пиндару, свирепый великан Антей построил храм своему отцу,

богу Посейдону, из черепов тех чужеземцев, с которыми он вступал в борьбу,

когда они проходили через его страну (см.: Pind. Isthm. IV, 70 sqq.). Тот же

Пиндар (Pyth. IX, 105 sqq.) помещает Антея в районе Киренаики, связывая его

имя с одним из ее городов, Ирасой. Могилу Антея (Antei col I is) показывали в

районе Тингипса (город, расположенный на самом севере Мавретании, близ

Гибралтара). Об этой могиле упоминают античные источники (Plut. Sert. 9;

Strabo XVII, p. 829; Pomp. Mela III, 10).

136.   прием в борьбе (см.: Passow, s. v.).

137. Диодор, а вернее его источник (в данном случае Гекатей Абдерский), с

проницательностью отмечает, что в форме мифа о Бусирисе у греков отразились

представления о негостеприимном отношении египтян к чужестранцам (I, 67).

Смысл этого мифа сходным образом интерпретировал великий ученый

александрийской эпохи Эратосфен, которого цитирует Страбон (XVII, р. 802).

Могучий Геракл, разбросавший тащивших его к алтарю египтян и убивший их

царька, является образом, символизирующим физическую тренированность и

мужество греков. Геродоту (II, 45) весь миф о Бусирисе кажется чрезвычайно

наивным. Он не мог понять, откуда взялось представление о человеческих

жертвоприношениях в Египте: Геракл, будучи в единственном числе да еще

смертным человеком, откуда мог взять сил перебить столько десятков тысяч

людей… Да простят нам боги и герои, впрочем, что мы ведем о подобных вещах

такие речи…. В основе мифа о Бусирисе лежит также и название одного из

крупных городов Дельты, Джеду: поегипетски он назывался полностью Пер

Усер Неб Джеду (PrWsrnbDdw), т. е. дом Осириса, господина Джеду.

Сокращенное название этого города звучало BwWsr (место Осириса), откуда и

греческое Бусирис. Свойственная грекам тенденция объяснять названия

городов по имени их мифических основателей (особенно заметная в

Библиотеке) привела к созданию представления о египетском царе Бусирисе.

138. Гигин (Fab. 56) сообщает, что этот Фрасий был братом Пигмалиона.

139. Линд был одним из трех крупнейших полисов на острове Родосе (о нем см.:

К.М. Колобова. Из истории раннегреческого общества. Л., 1951, стр. 121).

140. Ср.: Conon. Narrat. XI: В книге о жертвоприношениях Гераклу, которые

жители Линда совершают с проклятиями против Геракла, он рассказывает, как

Предыдущая Начало Следующая  
Оцените статью
Adblock
detector