самим орлом; см.: Ael. V. h. I, 14.
134. Борьба Геракла с Нереем, обладавшим способностью принимать вид любого
существа, напоминает борьбу Менелая с морским старцем Протеем в
Одиссее (IV, 354 слл.) и борьбу Пелея с Фетидой, о которой рассказывает
Библиотека (см. здесь же, III, 13, 5).
135. Согласно Пиндару, свирепый великан Антей построил храм своему отцу,
богу Посейдону, из черепов тех чужеземцев, с которыми он вступал в борьбу,
когда они проходили через его страну (см.: Pind. Isthm. IV, 70 sqq.). Тот же
Пиндар (Pyth. IX, 105 sqq.) помещает Антея в районе Киренаики, связывая его
имя с одним из ее городов, Ирасой. Могилу Антея (Antei col I is) показывали в
районе Тингипса (город, расположенный на самом севере Мавретании, близ
Гибралтара). Об этой могиле упоминают античные источники (Plut. Sert. 9;
Strabo XVII, p. 829; Pomp. Mela III, 10).
136. прием в борьбе (см.: Passow, s. v.).
137. Диодор, а вернее его источник (в данном случае Гекатей Абдерский), с
проницательностью отмечает, что в форме мифа о Бусирисе у греков отразились
представления о негостеприимном отношении египтян к чужестранцам (I, 67).
Смысл этого мифа сходным образом интерпретировал великий ученый
александрийской эпохи Эратосфен, которого цитирует Страбон (XVII, р. 802).
Могучий Геракл, разбросавший тащивших его к алтарю египтян и убивший их
царька, является образом, символизирующим физическую тренированность и
мужество греков. Геродоту (II, 45) весь миф о Бусирисе кажется чрезвычайно
наивным. Он не мог понять, откуда взялось представление о человеческих
жертвоприношениях в Египте: Геракл, будучи в единственном числе да еще
смертным человеком, откуда мог взять сил перебить столько десятков тысяч
людей… Да простят нам боги и герои, впрочем, что мы ведем о подобных вещах
такие речи…. В основе мифа о Бусирисе лежит также и название одного из
крупных городов Дельты, Джеду: поегипетски он назывался полностью Пер
Усер Неб Джеду (PrWsrnbDdw), т. е. дом Осириса, господина Джеду.
Сокращенное название этого города звучало BwWsr (место Осириса), откуда и
греческое Бусирис. Свойственная грекам тенденция объяснять названия
городов по имени их мифических основателей (особенно заметная в
Библиотеке) привела к созданию представления о египетском царе Бусирисе.
138. Гигин (Fab. 56) сообщает, что этот Фрасий был братом Пигмалиона.
139. Линд был одним из трех крупнейших полисов на острове Родосе (о нем см.:
К.М. Колобова. Из истории раннегреческого общества. Л., 1951, стр. 121).
140. Ср.: Conon. Narrat. XI: В книге о жертвоприношениях Гераклу, которые
жители Линда совершают с проклятиями против Геракла, он рассказывает, как