обещал сделать его царем Мисии и выдать за него Авгу. Снаряженный Авгой,
Телеф выступил в поход и одержал победу над Идасом. Когда настал срок и
Телеф должен был получить обещанную награду, Авга, выданная за Телефа,
обнажила в брачном покое против него меч, не желая принадлежать никому
после Геракла. Однако ее намерению убить Телефа помешала Афина,
впустившая в брачный покой Авги огромную змею. Испуганная Авга оставила
свое намерение, но тут же Телеф кинулся к ней с целью ее убить. В страхе Авга
призвала на помощь Геракла: так Телеф узнал, что Авга является его матерью.
Выполнимой оказалась лишь вторая часть обещанной награды, и Телеф стал
царем Мисии. На его страну напали греки. В сражении Телеф одержал над ними
верх и прогнал их до самого морского берега. Однако Ахиллес сумел повернуть
вспять войско Телефа; последний запутался в винограднике Диониса, и Ахиллес
тяжело ранил его в ногу. Так произошло знакомство Телефа с греками, и те
стали приглашать его принять участие в походе против Трои, но Телеф
отказался, так как был женат на дочери царя Приама Астиохе. Так как его рана
оказалась неизлечимой, Телеф отправился в Аргос, чтобы принять лечение от
того, кто его ранил (как ему предсказал оракул Аполлона Ликийского).
Аргивяне, однако, медлили с лечением, и тогда Телеф схватил младенца Ореста
и побежал к алтарю, угрожая его заколоть. В конце концов Ахиллес вылечил
Телефа, соскоблив ржавчину с наконечника копья и дав ему выпить сделанную
из этой ржавчины настойку. Исцеленный Телеф посвятил Дионису храм, чтобы с
ним примириться. Миф о Телефе, имевший самые разнообразные варианты,
послужил сюжетом для пьесы Софокла Мисийцы и Эврипида Телеф; См.
здесь же, Э III, 17.
190. Имя осмыслено здесь как производное от (сосок) и
(лань).
191. Крупнейшая река Эллады Ахелой почиталась в качестве божества в
древней Элладе, о чем свидетельствуют многочисленные надписи и монеты (о
монетах см.: А.Н. Зограф. Античные монеты, стр. 131). Миф рассказывал о том,
как бог Ахелой явился, будучи соседом этолийского Калидона, в дом царя этого
города Ойнея, чтобы посвататься к его дочери Деянире. Ахелой обладал
способностью принимать облик различных существ и появился перед Ойнеем
вначале в виде быка, потом дракона, затем человека с головой быка.
Испуганная этим, Деянира попыталась избежать брака с Ахелоем, и это ей
удалось благодаря Гераклу, вступившему в борьбу с этим божеством и
одержавшему над ним победу. Геракл явился к Ойнею с целью посвататься к его
дочери Деянире, жениться на которой просил его брат Деяниры Мелеагр, с
которым Геракл встретился в Аиде, когда спускался туда за Кербером.
192. Об Амалфее см. здесь же, I, 1, 7, прим. 9.
193. Один из вариантов мифологической традиции о воспитании Зевса на Крите