Аристомаха были Гераклиды Аристодем, Темен и Кресфонт (Pausan. II, 18, 7;
VIII, 5; Herod. VI, 52). Таким образом, в Пелопоннес возвратились лишь
правнуки Геракла.
222. Имя Клеодая в данном контексте названо, повидимому, ошибочно. Мы
должны были бы здесь ожидать имени Аристомаха, ибо далее речь идет о его
сыновьях Темене, Аристодеме и Кресфонте.
223. Когда выше передавалось содержание оракула, широкобрюхая теснина
не была упомянута. Это можно объяснить или пропуском, или (что вернее)
небрежной манерой изложения автора. Часть этого оракула сохранилась у
Евсевия (Praep. Lvang. 20). Гераклиды потерпели поражение по той причине,
что слово теснина они поняли как Истм, тогда как оракул имел в виду
Коринфский залив.
224. Таким образом, слово Навпакт объясняется как корабельная верфь и
производится от глагола .
225. Другую версию традиции о гибели Аристодема мы находим у Павсания (III,
1, 6). Его убил своей стрелой Аполлон за то, что Аристодем пренебрегал им.
Геродот (VI, 52), однако, сообщает, что Аристодем сам привел свой народ в
Лакедемон, где вскоре умер, после того как у него родились близнецы Эвристен
и Прокл ставшие родоначальниками обоих царских родов в Спарте.
226. Этого прорицателя звали Карн, и он происходил из Акарнании. Подробный
рассказ об этом происшествии мы находим у Конона (Narrat. 26).
227. См.: Pausan. V, 3, 5; Strabo VIII, p. 357. Согласно Эфору (FHG I, р. 236237,
fr. 15), Оксил был потомком Этола, по имени которого часть территории Средней
Греции была названа Этолией, и другом Гераклидов, к которым принадлежал
Темен. Оксил руководил их возвращением в Пелопоннес и произвел там раздел
захваченной земли. За это его вернули в Элиду, откуда его предок был изгнан.
Оксил завоевал область Элиды, населенную эпеями, с которыми смешались
дорийцы и этолийцы, пришедшие с ним. Пришельцы взяли на себя обязанность
заботиться о храме в Олимпии, которая до этого выполнялась ахейцами. У
Павсания (V, 3 45) мы находим иной вариант традиции об Оксиле.
228. Легенде о животных, оказавшихся на алтарях, трудно дать
удовлетворительное объяснение. Змея очень часто изображалась на щитах
греческих воинов, поэтому, вероятно, у спартанцев, сделавших военное дело
своим единственным занятием, на алтаре появилась змея (это говорит и о
позднем происхождении легенды, которая могла появиться уже после Ликурга).
229. Сходный вариант мифа сообщает Павсаний (II, 19, 1).