ПРИМЕЧАНИЯ
МИФОЛОГИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА. Книга III.
1. Генеалогия рода Агенора заключает в себе, повидимому, следы древнейших
представлений греков об этногенезе народов, населявших Финикию, Киликию,
некоторые острова Эгеиды и даже территорию Балканского полуострова. Имя
Агенор встречается в Илиаде (XI, 59): это троянец, сын Антенора и Теано,
один из самых отважных воинов (XIV, 425; XXI, 545). Не исключено, что имя
Агенора в Илиаде является говорящим и употреблено in malam partem,
заключая в себе представление о дерзости носителя. Поэтому можно
предположить, что в имени Агенора как родоначальника финикийцев и
киликийцев (Herod. VII, 91) нашла отражение враждебность греков к этим
народам, так ясно заметная в Одиссее. Можно объяснить и то, что Агенор
сын Посейдона и Ливии: финикийцы и киликийцы были искусными
мореплавателями. Несколько иное генеалогическое древо рисует Ферекид
(Schol. Apoll. Rhod. Ill, 1185). Агенор женился на Дамно, дочери Бела, которая
родила ему Фойника, Исею (жену Египта) и Мелию (жену Даная). После этого он
женился на Аргиопе, дочери Нила, и произвел на свет Кадма. Последнее
указание совпадает с тем, что сообщает об этом Гигин (Fab. 6, 178).
2. Европа как дочь Агенора встречается у Геродота (IV, 147). Финикийские
черты мифа о Европе нашли отражение в произведении Лукиана О сирийской
богине: этот писатель сообщает, что на сидонских монетах постоянно
встречается изображение Европы, сидящей на принявшем образ быка Зевсе.
3. Переводы античных текстов, рассказывающих о похищении Европы, см. в кн.:
А.Ф. Лосев. Античная мифология. М., 1957, стр. 198.
4. В Илиаде (II, 876; V, 471; VI, 199; XII, 292; XVI, 419; XVII, 152)
упоминается Сарпедон, сын Зевса и Лаодамии, вождь ликийцев, которого, по
видимому, следует отличать от другого Сарпедона, сына Зевса и Европы. Но, так
как последний бежал в Ликию, из этих двух Сарпедонов часто делали одного;
ср., например: Herod. I, 173.
5. Согласно древнему комментатору (Schol. Eurip. Phoen. 6), у Агенора были три
сына: Килик, Фойник и Фасос. Павсаний (V, 25, 7) подтверждает, что коренные
жители Фасоса имели финикийское происхождение и возводили свой род к
Агенору (через его сына Фасоса). См. также: Herod. VI, 46 sqq.
6. См.: Diod. IV, 60, 2. Согласно Диодору, он был сыном Тектама, одного из
сыновей Дора, который вместе с эолийцами и пеласгами вторгся на Крит и
женился там на дочери Кретея. На Крите имя Астерий было эпитетом Зевса