Mythology of the Greeks. САН II, 1961, p. 20). Сама традиция, подвергшаяся
различным влияниям, носит двойственный характер. С одной стороны, Минос
выступает в качестве мудрого законодателя, собеседника Зевса каждые девять
лет (Нот. Od. XIX, 172; Isocr. XII, 205; Plato. Minos 319 BE). С другой стороны,
он налагает кровавую дань на Афины, пока юноша Тесей не освобождает свой
родной город, убив чудовищного Минотавра. Естественно, последний вариант
мог возникнуть только в Афинах (ср.: U. Wilamowitz. Der Glaube der Hellenen. Bd.
I. Berlin, 1931, S. 113). Об этом прямо говорится в приписываемом Платону
диалоге Минос (318 Е): Это аттический миф, и носит он трагический
характер. Бесчеловечный и тиранический характер Миноса нашел
художественное воплощение в произведениях литературы (ср.: Bacchyl. 17, 8
sqq.). Таким же он оставался и у трагиков. Минос сын Зевса (Horn. II. XIII,
449; Od. XI, 568) или даже Зевса Астерия (Tzetz. Chil. 1, 473), и это следует
признать вполне естественным. Крит был главным культовым местом Зевса (О.
Gruppe. Griechische Mythologie und Religionsgeschichte. Bd. I. Berlin, 1906, S.
247). Сам царь Минос соединяет в себе черты царя и жреца, как в странах
Древнего Востока: скорее всего это собирательный образ, и само имя Миноса
было нарицательным для древних критских царей. Его образ выступает как
персонификация мощи древней критской державы (ср.: Hes. Fr 103 Rz.). Связь
Миноса с культом Зевса в мифах и созданных на их основе литературных
произведениях является более прочной, чем это имеет место в отношении
других мифологических героев, также претендующих на происхождение от
Зевса.
Эпитет Зевса на Крите был Астерий (звездный). Повидимому, позднее Зевс
Астерий раздвоился, и Астерий стал земным отцом Миноса, который и женился
на Европе, похищенной до этого Зевсом, принявшим образ быка. В Древнем
Египте представляли себе небо в виде огромной коровы, живот которой был
покрыт звездами. Этот древнейший миф, в котором так отчетливо проявились
следы зооморфизма в критской религии, имел характерное продолжение:
Миносу суждено было иметь сына, которого его жена Пасифая родила от быка
Минотавра (быка Миноса), чудовища с бычьей головой. Бете (Rhein. Mus. LXV,
205 sqq.) пришел к выводу, что бык и Минос были идентичны в критских
верованиях: Минос является богом в облике быка. Имя является
предположительно не чем иным, как варварским именем божества некоего
негреческого народа.
Открытые Эвансом фрески Кносского дворца изображают игры с быками,
имевшие, по всей вероятности, культовый характер. В критских культовых
местах, на святилищах и алтарях изображались священные рога быка: черепа
быков с огромными рогами найдены перед терракотовыми жертвенниками
Кносского дворца.
Любовь супруги Миноса к Критскому быку является, по всей вероятности,
фантастическим отражением древнего критского религиозного обряда,
совершавшегося женой царяжреца. Характерно, что и в Афинах, сохранявших,