Главная / Библиотека / Аполодор / АПОЛЛОДОР    МИФОЛОГИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА    стр. 140

АПОЛЛОДОР    МИФОЛОГИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА    стр. 140

Mythology of the Greeks. САН II, 1961, p. 20). Сама традиция, подвергшаяся

различным влияниям, носит двойственный характер. С одной стороны, Минос

выступает в качестве мудрого законодателя, собеседника Зевса каждые девять

лет (Нот. Od. XIX, 172; Isocr. XII, 205; Plato. Minos 319 BE). С другой стороны,

он налагает кровавую дань на Афины, пока юноша Тесей не освобождает свой

родной город, убив чудовищного Минотавра. Естественно, последний вариант

мог возникнуть только в Афинах (ср.: U. Wilamowitz. Der Glaube der Hellenen. Bd.

I. Berlin, 1931, S. 113). Об этом прямо говорится в приписываемом Платону

диалоге Минос (318 Е): Это аттический миф, и носит он трагический

характер. Бесчеловечный и тиранический характер Миноса нашел

художественное воплощение в произведениях литературы (ср.: Bacchyl. 17, 8

sqq.). Таким же он оставался и у трагиков. Минос  сын Зевса (Horn. II. XIII,

449; Od. XI, 568) или даже Зевса Астерия (Tzetz. Chil. 1, 473), и это следует

признать вполне естественным. Крит был главным культовым местом Зевса (О.

Gruppe. Griechische Mythologie und Religionsgeschichte. Bd. I. Berlin, 1906, S.

247). Сам царь Минос соединяет в себе черты царя и жреца, как в странах

Древнего Востока: скорее всего это собирательный образ, и само имя Миноса

было нарицательным для древних критских царей. Его образ выступает как

персонификация мощи древней критской державы (ср.: Hes. Fr 103 Rz.). Связь

Миноса с культом Зевса в мифах и созданных на их основе литературных

произведениях является более прочной, чем это имеет место в отношении

других мифологических героев, также претендующих на происхождение от

Зевса.

Эпитет Зевса на Крите был Астерий (звездный). Повидимому, позднее Зевс

Астерий раздвоился, и Астерий стал земным отцом Миноса, который и женился

на Европе, похищенной до этого Зевсом, принявшим образ быка. В Древнем

Египте представляли себе небо в виде огромной коровы, живот которой был

покрыт звездами. Этот древнейший миф, в котором так отчетливо проявились

следы зооморфизма в критской религии, имел характерное продолжение:

Миносу суждено было иметь сына, которого его жена Пасифая родила от быка

Минотавра (быка Миноса), чудовища с бычьей головой. Бете (Rhein. Mus. LXV,

205 sqq.) пришел к выводу, что бык и Минос были идентичны в критских

верованиях: Минос является богом в облике быка. Имя является

предположительно не чем иным, как варварским именем божества некоего

негреческого народа.

Открытые Эвансом фрески Кносского дворца изображают игры с быками,

имевшие, по всей вероятности, культовый характер. В критских культовых

местах, на святилищах и алтарях изображались священные рога быка: черепа

быков с огромными рогами найдены перед терракотовыми жертвенниками

Кносского дворца.

Любовь супруги Миноса к Критскому быку является, по всей вероятности,

фантастическим отражением древнего критского религиозного обряда,

совершавшегося женой царяжреца. Характерно, что и в Афинах, сохранявших,

Предыдущая Начало Следующая  
Adblock
detector