36. См.: Ovid. Met. IV, 516 sqq.:
Тут от груди материнской Леарха, который с улыбкой
Руки к нему простирал, он схватил и, дважды иль
трижды
Как пращею по воздуху им повертевши, свирепо
Лик младенца о камень разбил. Взбешенная тут же
Мать, привело ли к тому ее горе иль яд, что разлился,
Взвыла, и, волосы врозь раскидав, несется в припадке,
И, тебя, Меликерт, неся в руках обнаженных,
Громко кричит: Эвое, о Вакх…
37. Согласно Эврипиду, Ино сама убила своих двух детей. См.: Schol. Eurip. Med.
1274 (FHG II, 377).
38. Согласно Гигину (Fab. 2), Афамант передал Ино и ее сына Меликерта
Фриксу, чтобы тот убил их, так как они ранее покушались на жизнь Фрикса.
Фрике уже вел их на казнь, но Дионис окутал его мраком и спас Ино (которая в
свое время воспитала Диониса). Сам Афамант, которого Зевс вверг в безумие,
убил Леарха, а Ино кинулась в море и стала по воле Диониса богиней.
39. В рассказе об основании Истмийских игр смешались мифы самых различных
циклов. Древнейшая легенда повествовала об учреждении этого агона
Посейдоном и Гелиосом. Победителями в нем были Кастор (в беге), Полидевк (в
кулачном бою), Калаид (в игре на двойной флейте), Орфей (в игре на кифаре),
Геракл (в панкратии) и др. Другой миф, связанный с именем легендарного царя
Коринфа Сизифа (см. выше, I, 9, прим. 2), рассказывал, как хоровод нереид
встретился с Сизифом и нереиды поручили ему учредить Истмийские игры в
честь Меликерта.
40. Дионис носил прозвище козленка (Hesych., s. . ).
Когда боги, спасаясь от Тифона, бежали в Египет и стали принимать там облик
различных животных (см. выше, I, б, 3, прим. 9), Дионис превратился в козла.
См.: Ovid. Met. V, 32, 9: Делий вороном стал, козлом Семелой рожденный.
41. Гиады нимфы дождя. Фрэзер в примечании к этому месту пишет: Ничто
не может быть признано более естественным, как то, что бог вина должен был
быть вскормлен нимфами дождя ….
42. Беотийский по происхождению миф об Актеоне встречается уже у Гесиода в
Теогонии (977 слл.). Согласно Эврипиду (Bacch. 339), Артемида была
разгневана похвальбой Актеона, заявившего, что он лучше стреляет из лука,
чем богиня. По Овидию (Met. III, 204), Актеон, превратившись в оленя,
сохранил свой человеческий разум. В Платеях существовал культ Актеона,
герояархагета города. Другой вариант мифа представлен в рисунке на вазе
(см. иллюстрацию 187 в кн.: Jiri Frel. Recke vazy. Praha, 1956). На этом