Ганимеда:
Царь Эрихтоний родил властелина могучего Троя,
Троем дарованы свету три знаменитые сына:
Ил, Ассарак и младой Ганимед, небожителям равный,
Истинно, был на земле он прекраснейший сын
человеков!
(Пер. Н. Гнедича).
148. Картину похищения Ганимеда рисует Овидий в Метаморфозах (X, 155
слл.):
Некогда царь всех богов к Ганимеду Фригийскому страстью
Вспыхнул. Нашлось, чем быть пожелал и Юпитер,
Лучше того, чем он был. Но в птицу ему обратиться
Он удостоил лишь ту, что нести его молнии может.
Без за медлен ья, дробя могучими крыльями воздух,
Он илийца схватил, который, мешая бокалы,
Нектар Юноне назло и поныне Зевесу подносит…
149. Миф об Энее, сыне Анхиса и Афродиты, хорошо известен Гомеру (II. II,
819; см. также V, 311 sqq.; XX, 239 sqq.). Особое развитие этот миф получил в
Риме, став мифом о героеойкисте, основателе Рима.
150. Сходный миф рассказан в Библиотеке (III, 4, 1), когда речь шла об
основании Фив.
151. Это описание древней деревянной статуи Палладия типа тех, которые
греки позднее называли ксоанами, имеет в своей основе древнюю традицию об
Афине Эргане (рукодельнице). О судьбе Палладия сообщается далее в Эпитоме
(V, 10 слл.).
152. Павсаний (VIII, 26, 6) сообщает предание, согласно которому Афина
родилась в Аркадии, возле источника Тритониды. Другое сообщаемое им
предание переносит место ее рождения в Беотию, к реке Тритону (IX, 33, 7).
153. Об этом сообщается также в Илиаде (XIX, 126 слл.). Зевс поклялся, что
Ате, богиня безумия, никогда более не ступит на Олимп.
154. О любви Эос кТифону сообщает Одиссея (V, 1 слл.).
155. См. II, б, 4.
156. Астеропа, дочь Кебрена, погибла от укуса змеи. Овидий в
Метаморфозах (XI, 793 слл.) поэтически описывает тоску Эсака по умершей
супруге и его превращение в птицу: