празднике в честь Адониса выставлялась его фигура в виде покойника и его
оплакивали женщины. Под звуки похоронной музыки изображение тела Адониса
несли к могиле. После его вынимали и, ликуя, объявляли, что Адонис воскрес
(праздник в честь Адониса описан в XV идиллии Феокрита). Культ Адониса был
популярен и в Афинах, как видно из сообщений Плутарха в биографиях
Алкивиада (18) и Никия (13).
199. Согласно Антонину Либералу (Transform. XXXIV), эту няньку звали
Ипполитой.
200. Овидий (Met. X, 490 sqq.) поэтически описывает превращение Мирры в
дерево:
Голени скрыла земля, и, прорвавши ногти, кривые
Корни стали расти, чтобы ствол поддерживать
длинный,
В дерево кости идут, и мозг сердцевиной остался,
Кровь обращается в сок, а руки в пространные
ветви,
В малые пальцы идут, и кожа твердеет корою…
201. Древний комментатор к III идиллии Феокрита (48) сообщает другой
вариант мифа, согласно которому Адонис проводил б месяцев с Персефоной,
другие же б месяцев с Афродитой. При этом сообщается, что в форме этого
мифа описана судьба зерна, которое после посева б месяцев проводит в земле,
а остальное время над землей.
202. Как уже было давно отмечено издателем Библиотеки Гейне, история эта
представляет собой своеобразный этиологический миф, в котором слово
Эрихтоний производится от слов EpIOV (шерсть) и (земля).
203. Дракон или змея, обвившаяся вокруг тела младенца, согласно другому
варианту мифологической традиции, была просто нижней частью его туловища
(A. Westermann. Mythographi Graeci, p. 360).
204. Имеется в виду Эрехтейон на акрополе. Повидимому, культ древнего
хтонического божества, зооморфной ипостасью или атрибутом которого была
змея, слился впоследствии с культом Афины, что дало повод к возникновению
странных и загадочных мифов о рождении Эрихтония.
205. См. выше, I, 5, 1.
206. Икарий является эпонимным героем аттического поселения Икарий,
расположенного близ Марафона. Культ Диониса был там главным местным
культом.