МАРК ТУЛЛИЙ ЦИЦЕРОН    О ПРИРОДЕ БОГОВ    стр. 9

они более уязвимы для критики. Ибо как
проточная вода или мало, или совсем не
портится, а стоячая портится легко, так и поток
речи смывает злословие хулителей. Но сжатой и
краткой речью не легко защититься. То, о чем мы
говорим пространно, Зенон в сжатом виде
выразил так:

VIII. (21) То, что пользуется разумом, лучше
того, что разумом не пользуется. Нет ничего
лучше мира: итак, мир пользуется разумом.
Сходным образом можно доказать, что мир мудр,
блажен, вечен – ведь все, в чем имеются эти
качества, лучше того, в чем этих качеств не
хватает. А так как нет ничего лучше мира, то
выходит, что мир есть бог.

(22) Тот же Зенон рассуждает следующим
образом: Никакая часть [целого], лишенного
способности чувствовать, не может быть
чувствующей. Части мира способны чувствовать,
следовательно, мир не лишен способности
чувствовать. Он же продолжает и в столь же
сжатой форме: То, – говорит он, – что лишено
души и разума, не может породить из себя нечто
одушевленное и владеющее разумом. Мир же
порождает одушевленное и владеющее разумом.
Следовательно, мир должен быть одушевленным
и владеющим разумом. И Зенон методом

Предыдущая Начало Следующая  
Оцените статью
Adblock
detector